Дэвид Сталб, руководитель глобальной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях, представляет свои комментарии к опубликованным 30 марта разъяснениям к британскому закону о борьбе со взяточничеством

«Пересмотренный проект разъяснений к закону о борьбе со взяточничеством, опубликованный 30 марта, будет позитивно воспринят деловым сообществом. Документ предлагает ряд адекватных процедур и содержит разъяснения и примеры, что позволит компаниям сформировать правильные ожидания. Принципы были существенно переработаны, а многие важные или неоднозначные вопросы, вызвавшие в свое время столько критики, − детализированы».

Отдельные рекомендации Дэвид Сталб прокомментировал следующим образом:

«Разъяснения по-прежнему базируются на шести принципах, однако два из них были пересмотрены и улучшены. Нам особенно приятно видеть, что принцип соразмерности процедур был перемещен на первое место. Это была одна из основных рекомендаций «Эрнст энд Янг» по предварительному проекту разъяснений. На наш взгляд, предлагавшийся ранее подход был слишком жестким, а новый вариант должен в какой-то мере снять обеспокоенность руководителей компаний относительно объема требований, предъявляемых к бизнесу».

«В целом переработанная редакция предлагает более реалистичный подход. Содержащиеся в документе примеры приемлемых представительских расходов (которые могут у многих наблюдателей вызвать удивление) должны успокоить тех, кто считает, будто с принятием закона нормальной и разумной практике приема гостей будет положен конец. Вместе с тем министерство признает, что проблема «платежей для ускорения решения вопросов» не может быть искоренена в одночасье и что здесь требуются совместные усилия международного сообщества. Еще один положительный момент – определение ключевых понятий «осуществления деятельности» в Великобритании и «ассоциированного лица».

«Однако в силу объективных причин документ просто не может охватить все вопросы, поэтому особенно для крупных компаний он может оказаться не настолько полезным, как им того хотелось бы. Объем процедур, которые могут считаться для них адекватными, по-прежнему характеризуется существенной долей неопределенности.

В заключение Дэвид Сталб отмечает:

«Тем не менее в целом поправки все-таки скорее разъясняют, нежели затуманивают основную идею закона: взяточничество несет в себе серьезный риск, и во избежание судебного преследования компаниям следует отнести задачу управления им к разряду приоритетных, причем не на словах, а на деле».

«Сегодня как никогда становится ясно, что если вы еще не провели тщательную оценку связанных со взяточничеством рисков, с которыми сталкивается ваша компания, это следует сделать немедленно. У вас осталось всего три месяца на то, чтобы полностью подготовиться к соблюдению требований закона и внедрить соответствующие адекватные процедуры. В противном случае вам грозят штрафы, размер которых потенциально неограничен».

Иван Рютов, партнер «Эрнст энд Янг», руководитель отдела услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях в СНГ отмечает: «Иностранным компаниям, осуществляющим деятельность в Великобритании, также следует обратить внимание на этот закон. В нем не содержится четкого определения того, что означает «осуществление деятельности в Великобритании». В течение года в прессе было много рассуждений о том, подпадут ли под этот критерий российские компании, чьи ценные бумаги размещены на британских биржах или имеющие иные отношения с британскими партнерами. Опубликованный документ частично проливает свет на этот вопрос, однако окончательное решение остается за судами. В этой связи мы рекомендовали бы российским компаниям проанализировать, насколько к ним применим данный закон, и оценить потенциальные последствия. Целесообразно также пересмотреть и доработать свою корпоративную антикоррупционную политику, особенно в свете недавно анонсированных в России инициатив в данной области».

Краткая информация о компании «Эрнст энд Янг»

«Эрнст энд Янг» является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Коллектив компании насчитывает 141 000 сотрудников в разных странах мира, которых объединяют общие корпоративные ценности, а также приверженность качеству оказываемых услуг. Мы создаем перспективы, раскрывая потенциал наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы постоянно расширяем наши услуги и ресурсы с учетом потребностей клиентов в различных регионах СНГ. В 17 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Тольятти, Южно-Сахалинске, Алматы, Астане, Атырау, Баку, Киеве, Донецке, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 3500 специалистов.

Более подробная информация представлена на нашем сайте: www.ey.com.