. Махатхир Мохамад, руководивший правительством Малайзии с 1981 по 2003 годы, вновь пришел к власти по итогам случившихся парламентских выборов
Фото: Andy Wong / AP / TASS

ДОКТОР М ВНОВЬ У ВЛАСТИ

Одним из главных мировых событий этой недели стало триумфальное возвращение в большую политику легендарного Махатхира Мохамада. Четвертый в истории независимой Малайзии премьер-министр (1981–2003) вновь возглавил правительство своей страны в возрасте 92 лет. Таков итог прошедших в Малайзии 9 мая парламентских выборов, на которых одержала победу оппозиционная коалиция во главе с Мохамадом. Таким образом, впервые за всю историю современного государства власти лишился местный «Народный фронт», который в свое время и возглавлял старый новый премьер. Руководитель «Альянса надежды» уже приведен к присяге как глава правительства. «Россию и Малайзию связывают дружественные и партнерские отношения. Поступательно развивается взаимодействие в торгово-экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной и других областях. Успешно реализуются крупные совместные проекты», — поздравил его с назначением российский коллега Дмитрий Медведев.

Напомним, что малайзийский лидер — личность поистине уникальная. В свое время при Мохамаде страна превратилась из страны третьего мира со слаборазвитой аграрной экономикой в одного из «азиатских тигров». Он зарекомендовал себя как неутомимый и последовательный критик двойных стандартов стран Запада и МВФ в международной политике и экономике, борец за права развивающегося мира, азиатских и исламских государств. «Малайзия, 60-е годы, когда они еще специализировались на производстве натурального каучука. Появился Махатхир Мохамад, появился Анвар Ибрагим (будущий министр финансов), с которым они все закрутили: создали принципиально новую элиту, новое производство, договорились с МВФ, с американцами, отжали свою долю мирового рынка. И Малайзия через некоторое время стала одним из ключевых игроков на рынке персональных компьютеров. То есть они не начали, как Южная Корея или Китай, с велосипедов, они сразу перескочили на новый уровень», — так характеризовал в интервью «БИЗНЕС Online» опыт государства из Юго-Восточной Азии политолог Шамиль Султанов.

Анвар Ибрагим Фигура Анвара Ибрагима ключевая в нынешней малайзийской интриге Фото: Firdaus Latif, CC BY-SA 2.0, commons.wikimedia.org

Кстати, фигура Анвара Ибрагима ключевая в нынешней малайзийской интриге. Дело в том, что Мохамад на парламентских выборах смог объединиться с силами, поддерживавшими его бывшего ближайшего соратника, с которым затем пути премьер-министра разошлись. Более того, считается, что с подачи Доктора М, так называют Мохаммада на родине, Ибрагим оказался в тюрьме. В 1998 году Ибрагим — вице-премьер и министр финансов Малайзии — был приговорен к 15 годам лишения свободы по обвинению в коррупции и гомосексуализме. В 2004 году обвинения в гомосексуализме были сняты, и он был выпущен из тюрьмы. Однако в марте 2014-го (к этому моменту Мохамад был уже отстранен от власти) его бывший соратник все же был признан виновным в гомосексуализме и приговорен к пяти годам заключения. Сейчас новый премьер объявил о помиловании и скором выходе того на свободу. Более того, глава правительства публично объявил, что собирается управлять страной лишь два года, после чего передаст власть Ибрагиму.

Напомним, что с Мохамадом и его «экономическим чудом» неплохо знакомы в Татарстане еще с конца 90- х годов прошлого века. Первый визит во главе с Минтимером Шаймиевым организовал тогдашний министр внешнеэкономических дел Рашид Ахундов, считавший, что Татарстан может брать за ориентир модели «азиатских тигров». Позже, уже в нулевые, эстафету перехватил экс-руководитель агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов, который жил и учился в Малайзии. В 2010 году знаменитый Доктор М даже приезжал на второй по счету KazanSummit, а также встречался с Шаймиевым. «Весь мир, в том числе Запад, смотрит на нас — на Японию, Корею, Малайзию — и учится у нас нашему умению пахать и нашей дисциплине», — подчеркивал тогда гость из Юго-Восточной Азии. В 2013 году Рустам Минниханов во время визита в Малайзию также встречался с тогда отошедшим от дел доктором Мохамадом и неожиданно отметил в ходе беседы,  что «республика во многом идет по стопам Малайзии». «Так, у нас есть проект „Иннополис“, который является аналогом вашего города Киберджаи», — цитировала своего шефа пресс-служба президента РТ.

. С Мохамадом и его «экономическим чудом» неплохо знакомы в Татарстане
Фото: president.tatarstan.ru

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В МАЛАЙЗИИ — ЭТО НЕ КУЧА БАРАНОВ, КОТОРЫМИ МОЖНО ПРОСТО ТАК УПРАВЛЯТЬ»

За подробным комментарием о происходящем в Малайзии мы как раз обратились к Линару Якупову, ныне советнику премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами.

– Линар, с чем связано нынешнее возвращение Махатхира Мохамада к власти и чего теперь ждать от Малайзии?

– Там все очень просто. При правлении предыдущего премьер-министра Наджиба Разака коррупция достигла очень высокого уровня. Народ с этим не согласился. И впервые за 60 лет вся оппозиция во главе с бывшим премьер-министром Махатхиром объединилась и без единой крови сделала то, что называется демократией, – сменила власть.

Народ Малайзии хочет, чтобы государственные средства эффективно использовались, хотят вывести экономику на прежний уровень. Они не желают, чтобы были приписки, которые у них в последние годы начали появляться, коррупция. Люди, особенно профессионалы высокого уровня, у которых есть свое мнение, не были согласны с тем, что происходит в стране, с тем, как себя ведет правительство Наджиба. И все это вынудило людей всех мастей объединиться, и они выбрали нового премьер-министра. А так как Махатхир у них ассоциируется с успехами страны, он стал катализатором, связующим звеном для всех, кто был против действующего режима. И он сказал: я год-два поработаю для того, чтобы навести порядок, вывести страну на курс роста. Вообще, то, что происходит сегодня там, – это показатель того, что гражданское общество в Малайзии созрело, это не куча баранов, которыми можно просто так управлять. Это здравомыслящие люди, очень большой слой образованного населения, особенно среди профессионалов. 

Наджиб Разак «При правлении предыдущего премьер-министра Наджиба Разака коррупция достигла очень высокого уровня. Народ с этим не согласился» Фото: Foreign and Commonwealth Office, commons.wikimedia.org

– А если у нового старого премьера не получится, не поставит ли он под сомнение свое место в учебниках истории?

– Получится! Когда я говорю «новый уровень», это же не означает, что они скатились непонятно куда. У них ни заводы, ни университеты, ни здравоохранение никуда не делись, просто правительство было неэффективным. Оно тратило деньги неэффективно. Там очень серьезный случай, когда через одну государственную корпорацию по непонятным счетам провели более 600 миллионов долларов. Для России это вообще мизер, а для Малайзии это был суперпрецедент, когда этот случай был рассмотрен как масштабный коррупционный скандал и народ возмутился, это было два-три года назад. Именно с этого момента это недовольство постепенно росло, росло и вылилось в то, что случилось.

В пятницу у доктора Махатхира был уже первый рабочий день. Народ хочет, чтобы Наджиба посадили в тюрьму, в народе считается, что жена бывшего премьера была тираном и большинство коррупционных вещей премьера шли именно от нее. Все хотели, чтобы их сразу посадили, но Махатхир очень умный человек, поэтому они сейчас там запустят расследование и сделают из него публичный, показательный пример того, что, несмотря на то, что ты был премьером, если ты что-то сделал неправильно, народ тебя осудит. Народ, на самом деле, уже осудил, он выбрал во главе с Махатхиром другое направление, другое развитие. И сейчас будем смотреть. 

– У вас ведь есть и своя богатая история личных взаимоотношений с главой правительства Малайзии.         

– В 2010 году, когда я проводил KazanSummit, то привез его, потому что он и его супруга считают меня своим приемным сыном, я очень плотно с этой семьей работал. Так вышло, я был у него персональным переводчиком в свое время, в 1990-х годах, когда он еще был премьер-министром. И у него не было желания возвращаться во власть! Просто, я еще раз подчеркну, нужен был лидер, который смог бы всех объединить. Вот он это и сделал. Поэтому он сейчас наведет базовый порядок, т. е. в 2003 году он оставил страну, которая реально была одной из лучших мусульманских стран мира с точки зрения развития технологий, с точки зрения развития страны, экономики, образования, медицины и всего остального. А люди это все помнят, поэтому они хотят, чтобы страна снова вернулась на тот же путь эффективного развития.    

. «Махатхир и его супруга считают меня своим приемным сыном, я очень плотно с этой семьей работал. Я был у него персональным переводчиком в 1990-х годах, когда он еще был премьер-министром»
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

– С чем связана такая зрелость малайзийского общества? Как они смогли этого добиться?

– Было время, когда в 1900-2000-х годах технологическое и экономическое развитие Малайзии происходило быстрее, чем люди это могли понимать. Прошло определенное время, жители страны определенные вещи осознали, они очень образованны, много учатся в других странах – Запад, Австралия, Америка, Англия, Германия, даже у нас в России. У них была серьезная государственная программа, она и сейчас есть, которая финансирует студентов. Потом с помощью тех людей, которые получили образование за границей, Малайзия создала у себя такой серьезный образовательный кластер, что эта страна сегодня по образовательному и медицинскому туризму является одной из ведущих стран, там все университеты практически международные. Т. е. уровень образования, то, как они воспринимают справедливость, экономическое развитие, соответствие моральным устоям, требованиям не соотносилась с той несправедливостью, которую они видели в последнее время, когда там перестали работать социальные лифты и прочее. 

– За счет чего Малайзия за 20 лет правления Мохамада сумела сделать такой рывок?

– Такие ресурсы, как у них, есть практически во всех странах. Малайзия тоже нефтяная страна, у нее есть нефтяная компания Petronas, которая входит в 500 лучших компаний мира, но тем не менее они сумели диверсифицировать свою экономику в сельское хозяйство, в индустрию, в туризм, в образование, медицину и т. д., и т. д. А основная идея заключалась в том, чтобы разным слоям населения дать возможность получить образование, дать возможность работать в больших корпорациях, в государственных структурах, если человек этого хочет, чтобы социальные лифты работали. Во-вторых, очень много делалось для того, чтобы малый и средний бизнес рос. Таким образом, шло именно четкое распределение ресурсов, там нет такого понятия, как супер-пуперолигархи, по крайней мере, во время правления Махатхира такого не было. Да, они были среднебогатыми, и там было очень много таких. Средний класс – это костяк, который Махатхир умудрился построить за время своего правления. И вот этот средний класс, по сути, является основным драйвером экономики. Сейчас весь мир уже трубит, что смена власти в Малайзии – это самый яркий пример того, что без крови, без стрельбы можно прийти к тому, чего решительно хочет гражданское общество. Я думаю, что у них все получится, я в этом уверен.

. В 2010 году знаменитый Доктор М приезжал на второй по счету KazanSummit
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ НЕ СЧИТАТЬ, ЧТО ОН СТАРЕЙШИЙ ИЗ КОГДА-ЛИБО РУКОВОДИВШИХ СТРАНАМИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОВ, ТО ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ НОРМАЛЬНО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» анализируют ближайшие перспективы Малайзии.

Шамиль Султанов — политолог:

-— Дело в том, что лично для меня эта парламентская победа Мохамада Махатхира — это свидетельство тех сложных структурных процессов, которые проходят внутри малайской элиты — той элиты, которую в свое время 30 лет тому назад сформировал Махатхир. Дело в том, что тут есть еще один интересный момент: Махатхир выиграл выборы в альянсе с партией Анвара Ибрагима, который, собственно говоря, был мозговым центром тех реформ, которые Махатхир проводил. Махатхир был таким волевым, менеджиральным лидером тех процессов, а с экономической, финансовой точки зрения все эти схемы разрабатывал именно Анвар Ибрагим. Потом они рассорились, точнее говоря, тогда еще, в 1980-е годы, Махатхир почувствовал, что Анвар Ибрагим претендует на роль лидера в альянсе этого малайского авангарда, и началась ловля, атака на Ибрагима. Его посадили, потом Махатхир передал власть другой группировке, которая его предала. Ибрагим вышел из тюрьмы, создал свою партию, потом его опять посадили. Но если он выйдет, вот как раз он-то и может дать импульс новым реформам в Малайзии, опять сможет вывести страну в экономический авангард исламского мира.

Алексей Другов — главный научный сотрудник центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании:

— Мохамаду Махатхиру 92 года, это очень известный заслуженный политический деятель Малайзии. Известен он тем, что выступает за равноправие и равные возможности для всех этнических общин — малайской, китайской и индийской, несмотря на некоторые экономические различия в положении этих общин. Он считает, что возможности должны быть равные для всех и государство никаких вмешательств в это делать не должно. А что касается отношений с Россией, то они у нас с Малайзией на протяжении существования этой страны с 1963 года всегда были очень хорошие, развивались только в положительную сторону, в том числе и в бытность Махатхира премьер-министром. Поэтому я не вижу никаких тревожащих моментов. Это очень мудрый дальновидный политик, все будет нормально. Победа Махатхира — это, конечно, торжество демократии. Я не хочу сказать, что его предшественник Наджиб Разак был противником демократии, но Наджиб в силу ряда причин скомпрометировал себя некоторыми поступками. Я бы не хотел сейчас обсуждать внутренние дела Малайзии, но Наджиб себя скомпрометировал, и демократический процесс привел к тому, что на его место пришел заслуженный и проверенный деятель малайзийского государства. Если не считать, что он старейший из когда-либо руководивших странами премьер-министров, еще ни в одной стране в 92 года человек не становился главой правительства, то все остальное нормально. Это нормальный политический процесс.