... Айрат Зайнуллин (слева): «Мы имеем некоторое снижение по отношению к прошлому году — это тоже нас радует»

ЧЕРНЫЙ РЕЙТИНГ ЭНЕРГЕТИКОВ

Сегодня в филиале АО «Татэнерго» — Набережночелнинские тепловые сети (НЧТС) прошла пресс-конференция, посвященная итогам почти уже прошедшего отопительного периода и планам на будущий период. Что характерно, по всем показателям у энергетиков идет снижение. В первую очередь — в задолженности населения за тепло. На 1 мая долг челнинцев за потребленные ресурсы составляет 204 млн рублей. «Мы имеем некоторое снижение по отношению к прошлому году — это тоже нас радует», — отметил гендиректор филиала Айрат Зайнуллин. И действительно, в прошлом году на эту дату задолженность составляла 251 млн рублей.

Однако расслабляться в Набережночелнинских тепловых сетях не намерены и для устрашения злостных неплательщиков составили рейтинг жилищных организаций. Правда, управляющие компании имеют разные объемы жилья, поэтому считать задолженность в миллионах в НЧТС посчитали неправильным и решили рассмотреть собираемость платежей в соотношении с квадратными метрами жилого фонда, которые они обслуживают. В итоге самые большие показатели по задолженности выявились у ТСЖ «Касимова-5» (893 тыс. рублей, 346 рублей на квадратный метр), ООО «Евросервис» (618 тыс. рублей, 77 рублей на квадратный метр) и МУП «УК Комсомольский» (3617 тыс. рублей, 33 рубля на квадратный метр). Кстати, средняя задолженность за услуги по городу с 1 кв. м составляет 14 рубля 24 копейки.

И тех, кто не переступил этот порог, в НЧТС тоже отметили. Так, наилучшую динамику в снижении просроченной задолженности показали УК «Камстройсервис» (снизила задолженность более чем на 3,1 млн рублей), МУП «УК Автозаводский» (на 2,3 млн рублей), ООО ЖЭУ ООО «Энтузиаст» (на 1,8 млн рублей) ООО УК «Махалля» (на 748 тыс. рублей). Наименьшую просроченную задолженность имеет УК «Махалля» — 6,1 рубля на квадратный метр, «Камстройсервис» — 6,2, «Паритет» — 7,5, «Энтузиаст» — 9,8, «Электротехников» — 10,3, «Строим будущее» — 10,7. Есть и такие управляющие конторы, долг которых перед тепловиками почти равен нулю, — это ООО «УК „Комфортные дома“» (1 рубль 31 копейка), ООО УК «Паритет» (7 рублей 49 копеек), ООО УК «ДОМиКо», ТСЖ «Берег», ТСЖ «Жилбытком», ООО УК «ССМ», ТСЖ «Малахит», ТСЖК «Домовой».

В скорбный список самых злостных должников попали управляющие организации с самым большим и ветхим объемом жилого фонда — «Челныстройремонт» с показателем 20,9 рубля на квадратный метр, «Ремжилстрой» — 23,2, «Жилкомсервис» — 26,3. «Они тянут наш город назад», — с сожалением заметил Зайнуллин.

С неплательщиками филиал «Татэнерго» предпочитает бороться через национальное бюро кредитных историй, подавая последнему данные о долгах. На сегодня переданы сведения о 26 неплательщиках за тепло, задолжавших 13,2 млн рублей. В основном это юрлица, по которым уже была проведена претензионная работа. Причем в половине случаев юридические лица уже не несут имиджевых рисков, потому что находятся в глубокой финансовой яме. И тем не менее подобный инструмент воздействия на недобросовестных потребителей считают в НЧТС эффективным. Многие должники, беспокоясь о своей репутации, стараются не попадать в черный список.

Еще один показатель, который обычно всегда радовал энергетиков, — потребление тепла, которое последние несколько лет неуклонно снижалось. Однако в последние три года наметилась стабилизация. «С одной стороны, город и потребители все сделали, чтобы максимально работать по энергосбережению, — пластиковые окна установили, индивидуальные тепловые пункты в домах поставили, лестничные клетки утеплили, капремонт фасадов, замену трубопроводов провели. Основные мероприятия, которые снижают потребление, осуществлены. Небольшой эффект еще продолжается, но скачков уже не будет. Город строится — 300 тысяч квадратных метров жилья так и остается в плане, каждый год вводится порядка 35–40 домов, торговые центры строятся, промпредприятия появляются. Нагрузка в этом отношении растет. Но на новых объектах тоже работают над энергосбережением, используя новые утепленные здания, новые трубопроводы, чтобы снизить издержки. Возможно, будет даже небольшой рост уже в этом году по потреблению», — спрогнозировал руководитель филиала.

Правда, на потребление влияет и погода. Зайнуллин напомнил, что повышение температуры воздуха на 1 градус дает 8-процентное снижение потребления тепла, и привел в пример уходящий отопительный сезон. Средняя температура наружного воздуха составила 4,4 °С. Причем особенно холодным в этом году выдался март, среднесуточная температура которого составила минус 9,7 градуса, в то время как в прошлом году этот показатель в марте составил минус 2,5 градуса. Видимо, этим объясняется тот факт, что за март челнинцам пришли платежки, которые многих неприятно удивили.

... С 15 мая в Челнах начнется отключение горячей воды

«ЕСЛИ МЫ МОЛОДЫЕ, НАМ И 20 ГРАДУСОВ ДОСТАТОЧНО, А ПОЖИЛЫМ И 23–24 МАЛО»

Если потребление и долги снижаются, то тарифы все равно растут. На сегодня в Челнах тариф на тепловую энергию составляет 1520 рублей за гигакалорию, однако с 1 июля ожидается повышение — тариф за тепло составит 1583 рубля 16 копеек с ростом в 3,9%. Но и это не повод унывать, так как Челны по этому показателю тоже почти в лидерах. «Ниже нашего в Татарстане тариф только в Нижнекамске. В Альметьевске — 2017 рублей, Казани — 1670, а в районах платят и более 2 тысяч рублей, в Уфе и Москве — за 2 тысячи», —  доложил журналистам Зайнуллин, констатировав, что за последние четыре года тариф на тепло увеличился всего на 7%.

На замечание журналистов о том, что ощущение такое, будто увеличение на все 70%, главный энергетик автограда не смутился и предложил всем внимательно изучить квитанции. «У нас порядка 3,1 миллиарда — это общий сбор по населению. В прошлом году 3,3 миллиарда было. Платежи населения увеличились где-то на 8–9 процентов Это на предмет того, когда высокие суммы мы получаем. При этом часто в соцсетях пишут, что жара в квартире 28 градусов стоит. Тут только один вопрос — надо регулировать тепловые пункты, которые везде установлены. Город стопроцентно ими оснащен, и если УК работу этих устройств будут четко регулировать, то в жилых помещениях можно создать абсолютно комфортную температуру — 22–23 градуса. Если сегодня днем температура на улице — 12–13 градусов, батареи должны быть комнатной температуры», — объяснил Зайнуллин.

... «НЧТК сейчас уже ликвидирован. После слияния с „Татэнерго“ полностью ликвидирован экономический блок, частично финансовый, все это централизуется, снижаются издержки. Но самое главное, чего мы добились, — это организационные дела и оперативность в системе управления»

На просьбу «БИЗНЕС Online» прокомментировать итоги слияния НЧТК и «Татэнерго», которое произошло в прошлом году, Зайнуллин пояснил, что раньше Набережночелнинские тепловые сети и Казанская теплосетевая компания были самостоятельными акционерными обществами. Но решение о том, чтобы процессами выработки тепловой энергии и сбытом занималась только одна компания, было согласовано с президентом. «Непосредственным производителем были Набережночелнинские тепловые сети. Я там был директором и тогда сидел в двух креслах — был и директором НЧТК и директором филиала, поэтому фактически произошло слияние и весь технологический процесс от выработки до сбыта перешел в одну организацию — АО „Татэнерго“. НЧТК сейчас уже ликвидирован. Есть „Татэнерго“ и мы как филиал. Экономия же выразилась в отсутствии затрат на содержание семи человек. После слияния с „Татэнерго“ полностью ликвидирован экономический блок, частично финансовый, все это централизуется, снижаются издержки. Но самое главное, чего мы добились, — это организационные дела и оперативность в системе управления», — рассказал Зайнуллин.

Поинтересовались журналисты и перспективой перехода энергетиков на прямые договоры с потребителями. «Здесь позиция и правительства РТ, и лично президента в том, что схему, которая выстроена в республике, необходимости менять нет. Она эффективна. Сбор платежей по республике составляет 98–99 процентов. В этой ситуации от добра добра не ищут. На прямые договоры может перейти два субъекта. Если решение об этом принимает сама ресурсоснабжающая организация — например, если у управляющей компании есть долги какие-то, в этом случае мы имеем право выйти на прямые договоры с населением. Второе — решение собственников дома. Я сам пытался анализировать, какие преимущества или неудобства это создает. Нашел больше неудобств», — пришел к выводу Зайнуллин.

В частности, неудобства потребителям создаст куча квитанций, так как у каждого жителя с каждым поставщиком услуг будет отдельный договор. Во-вторых, возникнет вопрос по субсидиям. «У нас порядка 600–700 миллионов рублей люди получают в виде субсидий за отопление. Человеку нужно будет доказывать, сколько он заплатил, ему надо будет все эти квитанции отнести... Тут тоже возникнет определенная проблема. Третье — если весь город перейдет на прямые договоры, учитывая, что у нас более 200 тысяч домохозяйств, у нас тоже будет уже не 1780 договоров, как сейчас. Чтобы их оформить, вести работу с потребителями, потребуются дополнительные люди, надо будет увеличивать штат. Это будет наша обоснованная затрата, которая опять же ляжет в тариф. Даже если руководство России запретит комитету по тарифам повышать его больше чем на 3–4 процента, мы тогда должны будем недовыполнить какие-то работы — скорее всего, ремонтные. Этот переход на прямые договоры рассматривался, чтобы убрать недобросовестных поставщиков в виде управляющих компаний. Но у нас в Татарстане более жесткое администрирование, и я не могу сказать, что какая-либо компания у нас недобросовестная. На прошлой неделе мы собирались с ТОСами, и мы с ними тоже пришли к единому мнению — нет необходимости менять», — привел последний довод Зайнуллин.

Под конец директор НЧТС сообщил, что на сегодня в Челнах уже начали отключать тепло по заявкам промпредприятий. Жилые дома пока не отключают, так как все опять же зависит от погодных условий. «В прошлом году в Челнах топили вплоть до 20 мая, хотя в республике уже везде отопительный период прошел. Есть разные категории людей даже в одном доме. Если мы молодые, нам и 20 градусов достаточно, а пожилым и 23–24 мало», — успокоил гендиректор филиала, пообещав, что мерзнуть никому не дадут.