Банки нашли способ блокировки операций клиентов в обход черных списков — банкиры теперь предпочитают отказывать, не доводя дело до официального оформления через Росфинмониторинг. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на собственный источник.

В результате клиенты не могут рассчитывать на реабилитацию, которая состоит из двух уровней. Банки, которые предпочитают как можно реже сталкиваться с идентификацией, создали систему, в соответствии с которой отказы в проведении операций нигде не фиксируются, потому что большинство клиентов-физлиц не настаивают на том, чтобы получить соответствующие документы. Банк имеет право не сообщать клиенту, что тот сделал неправильно и как исправить ситуацию, и пользуется этим, чтобы больше с ним не связываться. Также банки не информируют клиентов, был ли отказ официальным, то есть привел к включению в черный список, или нет. Таким образом, клиент не знает своего статуса и может выяснить его только опытным путем, то есть попытавшись провести операцию в других банках. Но если клиент все-таки попал в список и убедился в этом, обойдя несколько банков, ему придется проходить столько же процедур реабилитации.

По данным издания, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01% от общего количества отказов.