Назначение министром культуры РТ Ирады Аюповой можно отнести к разряду ожидаемых сенсаций: она была одним из явных фаворитов,но были кандидаты и с более серьезными аппаратными возможностями Назначение министром культуры РТ Ирады Аюповой можно отнести к разряду ожидаемых сенсаций, так как она была одним из явных фаворитов, но были кандидаты и с более серьезными аппаратными возможностями Фото: prav.tatarstan.ru

1. ТАТАРКА ИЗ БАКУ

Новый министр культуры РТ родилась и выросла в Баку. Вот, что она рассказывала о своей семье несколько лет назад в интервью изданию «Азербайджанские известия»: «Родители матери моей мамы переехали в Баку еще в конце XIX века, а отец матери — в начале XX века. Их корни уходят в Мордовию, в Ромодановский район. Всю свою жизнь мой дед Умяр Невлютов проработал на бакинских нефтяных промыслах. Мама родилась в Баку в 1945 году. В их семье было шесть детей, но выжили только трое — три сестры. В 17 лет мама уехала в Казань. Училась сначала в химико-технологическом институте, потом — в знаменитом Казанском государственном университете на филологическом факультете, где познакомилась с отцом. Папа — уроженец Татарстана, из Нурлатского района. Это была большая любовь. Папа добивался мамы три года. Одно из условий брака — молодые будут жить в Баку, где наша семья и обосновалась. Мама преподавала русский язык в азербайджанской школе, папа работал инженером на радиозаводе».

С мужем и совсем еще маленькой дочерью Софией Ирада Аюпова переехала из Баку в Нижнекамск в 1993 году. Как говорят, в целях сохранения семьи. Хотя у выпускницы Азербайджанской государственной нефтяной академии по специальности «инженер-математик» было на тот момент немало хороших предложений по работе и на родине.

2. КРЕАТУРА АЛЕВТИНЫ КУДРЯВЦЕВОЙ

Оказавшись в Казани на рубеже нулевых, Аюпова сменила несколько административных должностей. А в 2008 году сделала карьерный рывок — сменила место начальника отдела в минэке республики на кресло заместителя министра культуры. Как говорят собеседники «БИЗНЕС Online», новой должности для нашей героини поспособствовала на тот момент первый замминистра экономики Алевтина Кудрявцева. В России переходили на отраслевую систему оплаты труда бюджетников, соответственно, минкульту нужен был соответствующий специалист. А именно этой темой Аюпова под началом Кудрявцевой и занималась. Вот нынешний руководитель ЦЭСИ и посоветовала своего сотрудника тогдашним руководителям правительства, в том числе министру культуры Зиле Валеевой, которая в ранге вице-премьера курировала весь социальный блок.

Новой должности для Аюповой поспособствовала на тот момент первый замминистра экономики Алевтина Кудрявцева Новой должности для Аюповой поспособствовала на тот момент первый замминистра экономики Алевтина Кудрявцева Фото: «БИЗНЕС Online»

3. «ЦИФРОВИЗАЦИЯ» КУЛЬТУРЫ

Собеседники «БИЗНЕС Online», хорошо знавшие кухню татарстанского минкульта конца нулевых, уверяют, что Аюпова стала, по сути дела, первым настоящим менеджером в руководстве ведомства. Впрочем, и сама новоиспеченный министр не скрывает, что инженерно-математическое образование помогло ей стать фактически главным специалистом в республике по экономике культуры. Именно с приходом Аюповой в учреждение пришла «культура в цифрах» — четкое планирование министерских коллегий и совещаний, презентации с указанием количественных показателей по реализации тех или иных проектов. Были внедрены показатели эффективности деятельности культурных учреждений. Причем на первых порах новому на тот момент заместителю Валеевой было непросто, приходилось «бодаться», например, с начальником своего же финуправления, заявлявшей, что прекрасно работает по старой схеме и вообще «пережила 8 министров». Не в восторге от новшеств были и некоторые из руководителей учреждений культуры, особенно те, кто занимал свои должности не один десяток лет.

4. ПЕРВОЙ ИЗ ЧИНОВНИКОВ ЗАМЕТИЛА ОЛЕСЮ БАЛТУСОВУ

«Я думаю, что все хотели в должности министра культуры видеть Ираду Аюпову. По крайней мере, от имени молодежных или больше неформальных сообществ я могу это смело говорить», — сообщил накануне «БИЗНЕС Online» председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. Действительно, работа с молодыми — это та сфера, где Аюпова была максимально активна в течение 7 лет своей работы в минкульте. Фактически она была главным идеологом той системы, которая в итоге была выстроена в Татарстане и является фактически уникальной для российских регионов, когда государство финансово и организационно помогает негосударственным проектам в сфере культуры. «Живой город», «Смена», Sforzando, «Калеб» и другие — со всеми этими структурами минкульт работает активно и сейчас. А начиналось все с Аюповой. «Я с Ирадой Хафизяновной познакомилась, просто придя к ней на прием, — рассказывала директор фонда „Живой город“ Инна Яркова. — Мы пришли к ней с идеей проведения театральной лаборатории „Город АРТ-подготовка“, имея за плечами только один реализованный проект — ретроспективу фильмов Александра Сокурова. Она сразу загорелась, мы пошли к министру культуры РТ Сибагатуллину, который тоже поддержал. Потом она к нам несколько раз отправляла молодых людей, говорила, что,мол, у вас есть опыт и нужно им поделиться. Это человек настолько открыт ко всему новому». Теперь о проектах фонда знает вся театральная России. А еще Аюпова была едва ли не первым крупным чиновником, который обратил внимание на экскурсовода и блогера Олесю Балтусову. С подачи нашей героини будущий помощник президента РТ возглавляла молодежный совет при минкультуры.

Аюпова была едва ли не первым крупным чиновником, который обратил внимание на экскурсовода и блогера Олесю Балтусову Аюпова была едва ли не первым крупным чиновником, который обратил внимание на экскурсовода и блогера Олесю Балтусову Фото: prav.tatarstan.ru

5. ЛИЦО МИНКУЛЬТА ВРЕМЕН СИБАГАТУЛЛИНА

«Так получилось, что Айрата Миннемулловича (Айрат Сибагатуллин — министр культуры РТ (2011–2018) — прим. ред.) я всегда видел гораздо реже: он часто бывает в различных командировках. На всех совещаниях была Аюпова, весь документооборот на ней. Хотелось бы пожелать ей удачи. Направление очень интересное и одновременно сложное. Есть много вопросов, требующих решения», — говорил тогдашний премьер-министр РТ Ильдар Халиков, представляя в конце 2015 года коллективу нового главу архивного управления кабмина. Действительно, министр никогда не был особо публичной фигурой, легко делегировав своему первому заму быть лицом ведомства и фактически его «броней», поскольку именно Аюповой приходилось комментировать все самые неприятные темы — будь-то «гражданская война» в казанском ТЮЗе или результаты проверки минкульта Счетной палатой.

По-настоящему бойцовские качества она проявила в ходе скандала, который устроил в республике Виталий Елькин, концертный директор Надежды Бабкиной. Он со своим компаньоном Михаилом Маннановым в 2013 году пытался незаконно переуступить госконтракт. В рамках аукциона, который проводил минкульт, они вызвались освоить 39 млн. рублей — деньги выделили на ряд крупных шоу-программ. Но уже через несколько недель после аукциона предложили ОАО «Казанская ярмарка» за 5 млн рублей выкупить это право. В итоге начались настоящие шпионские игры. Нечистых на руку москвичей сдала силовикам именно Аюпова, она же записывала на iPad тайком разговор с Елькиным. Эта видеозапись стала одним из главных доказательств в суде, а сама чиновница — одним из главных свидетелей. Московские шоумены, оказавшись на скамье подсудимых, атаковали Аюпову как могли — к примеру, заявили, что она является родственницей бывшего первого вице-премьера РТ Равиля Муратова, обвиняли в том, что деньги должны были проходить через фонды-прокладки, якобы созданные первым замминистра. Но в суде эти доводы не нашли подтверждения, а суд признал вину импресарио Бабкиной (впрочем, судимость сняли в этот же день, так как судья решила применить амнистию в честь 70-летия Победы).

6. С НЕЙ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ПОД ЧЕСТНОЕ СЛОВО

«Главное качество, которое в ней нравится, — она всегда держит слово», — так охарактеризовал нового министра глава профильного культурного комитета Госсовета РТ Разиль Валеев. Наши собеседники рассказывают, что минкультуры традиционно считается проблемным учреждением, где часто предлагают что-то сделать «сейчас», а деньги получить «потом». При этом Аюповой как раз это не касалось, говорят, что с ней по этой причине были готовы работать под честное слово. Даже когда наша героиня первый раз уходила из министерства в архивное ведомство, вспоминают, что она обзванивала некоторых из руководителей организаций, которые были задействованы на проектах минкульта, и интересовалась: остались ли перед ними финансовые обязательства у министерства культуры?

Аюпова стала членом кабинета министров РТ отнюдь не вчера, а едва возглавив архивное управление при кабмине, причем статус ведомства подняли конкретно под нового руководителя Аюпова стала членом кабинета министров РТ отнюдь не вчера, а едва возглавив архивное управление при кабмине, причем статус ведомства подняли конкретно под нового руководителя Фото: «БИЗНЕС Online»

7. СТАЛА ЧЛЕНОМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЕЩЕ В АРХИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

Представляя Аюпову в новом качестве коллективу минкульта, премьер Алексей Песошин шутил по поводу вручаемого ей значка — мол, зачем, он у нее уже есть. Действительно, она стала членом кабинета министров РТ отнюдь не вчера, а едва возглавив архивное управление при кабмине, причем статус ведомства подняли конкретно под нового руководителя. Кстати, приглашение на новую должность она получила лично от премьер-министра Халикова. В дальнейшем же управление превратилось в государственный комитет РТ по архивному делу, а параллельно была запущена республиканская программа до 2020 года. «17 вошло в программу в прошлом году, 19 — в этом, но кроме них у нас было три отдельных распоряжения кабинета министров о ремонте в Кукморском, Актанышском районе и Набережных Челнах. Плюс есть поручение по ремонту Дрожжановского архива. Итого у нас получается 40 архивов, которые мы отремонтируем к концу года, и у нас останется всего лишь 6», — рассказывала Аюпова о масштабах программы в недавнем интервью «БИЗНЕС Online». Между тем наши собеседники, знакомые с ситуацией, констатируют, что короткая скамейка запасных у казанского Кремля привела к тому, что, усилив минкульт, одновременно здесь серьезно ослабили архивный госкомитет, где попросту нет фигур, равных бывшему руководителю, при том что очень масштабные проекты по информатизации работы, оцифровке документов фактически только-только запущены.

8. ПРОВЕЛА 51 ВЫСТАВКУ В 2017 ГОДУ

О своем культурном прошлом Аюпова не забывала и в последние 2,5 года. Только в 2017-м госкомитет РТ по архивному делу провел 51 выставку. «Самые массовые выставки, которые у нас проходили, были на площадке Казанского кремля. Мы участвовали в организации выставки, приуроченной к 100-летию загса, — интересной выставки, которая была посвящена взаимоотношениям Турции, Москвы и Золотой Орды. Все эти проекты межведомственные. Нельзя рассматривать государственный архив отдельно, это только один из институтов системы хранения документов. Есть еще архивы Академии наук, музеев, библиотек, образовательных организаций. Когда выстраиваешь такие проекты, надо подумать о логике связей между документами. Те выставки, которые мне особенно запомнились, не такие массовые», — вспоминала сама наша героиня.

Сможет ли минкульт действительно выйти на уровень формирования культурной политики, оставив в прошлом имидж министерства праздников и госконцертов? Сможет ли минкульт действительно выйти на уровень формирования культурной политики, оставив в прошлом имидж министерства праздников и госконцертов? Фото: prav.tatarstan.ru

9. ЛЮБИТЕЛЬНИЦА ОТДЫХА ДИКАРЕМ, БЫСТРОЙ ЕЗДЫ И БАСТЫ

Едва ли не главная страсть нового министра культуры, помимо работы, — это путешествия. Причем у Аюповой нет какого-то любимого места отдыха или страны. Зато есть тяга к отдыху дикарем, открытиям и новым впечатлениям. А еще она обожает брать на отдыхе машину напрокат и самой садиться за руль. Причем то же самое министр практикует и в Казани — к примеру, если на совещания в районы она всегда ездила на рабочем авто с водителем, то на работу и с работы предпочитала добираться за рулем своей не самой новой модели Аudi. А еще наша героиня признавалась, что своего водителя в архивном комитете научила разбираться в русском рэпе, поскольку во время поездок в Тюлячи или Арск в машине руководителя ведомства звучала именно эта музыка. Шорт-лист любимых артистов Аюповой: Баста, Noize MC, Oxxxymiron и классики татарского рэпа «Иттифак».

10. ЧЕЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ СЕЛФ-МЕЙД?

Кроме слов осужденных судом жуликов о родстве с экс-первым вице-премьером РТ Муратовым, о какой-то серьезной неформальной поддержке Аюповой во властных коридорах слышать не приходилось. Более того, будь у нее протекция, путь на главный пост в минкульте был бы менее тернист. Особенно если верить разговорам о том, что наша героиня согласилась уйти в архивное управление, когда поняла, что министром культуры стать в обозримом будущем не сможет. При этом наши собеседники неизменно отмечают ее менеджерские качества, работоспособность (даже интервью «БИЗНЕС Online» как-то посреди рабочей недели закончилось в кабинете Аюповой в районе полдесятого вечера) и умение ладить с людьми.

Однако главная сложность для нового министра как раз может оказаться в том, что сейчас фактически нет ни одного голоса против, а значит, будут велики и ожидания. Но насколько в этом смысле велики будут полномочия самой Аюповой? От этого во многом и будет зависеть эффективность ее работы. Она говорит очень правильные вещи о сохранении национально идентичности, но дан ли ей карт-бланш? Сможет ли минкульт действительно выйти на уровень формирования культурной политики, оставив в прошлом имидж министерства праздников и госконцертов? Пока этот вопрос остается открытым.