Сегодня состоялась официальная презентация к открытию первого гипермаркета товаров для ремонта и дома Castorama Сегодня прошла официальная презентация к открытию первого гипермаркета товаров для ремонта и дома Castorama

ДВА МИЛЛИАРДА В КАЗАНСКИЙ ГИПЕРМАРКЕТ

Рынок DIY в Казани продолжает тесниться. Сегодня состоялась официальная презентация к открытию первого гипермаркета товаров для ремонта и дома Castorama в столице РТ. Магазин, который входит в состав международной компании Kingfisher, расположился на пересечении улиц Академика Сахарова и Назиба Жиганова. Площадь участка – 60 тыс. кв. м, торговая площадь – 11, тыс. кв. м, парковка рассчитана на 730 мест.

Для широкой публики «гипер» будет доступен с 29 апреля — с этого дня стартует приуроченный к открытию двухдневный «квартирник» с мастер-классами, музыкальным «подогревом» и розыгрышами подарочных сертификатов. А сегодня в спокойной обстановке ленточку перерезал гендиректор российского подразделения Castorama Венсан Гюффруа в компании главы АИР РТ Талии Минуллиной и замминистра промышленности и торговли Дениса Валеева.

Француз, прошедший путь от директора магазина до операционного директора компании у себя на родине, живет в России более 10 лет. Несколько лет он возглавлял одного из конкурентов «Касторамы» — «Леруа Мерлен». На ломаном, но понятном русском языке Гюффруа сообщил, что Казань для компании всегда была примером среди постоянно развивающихся городов. «Вы даете возможности для развития малого и среднего бизнеса, поэтому мы решили открыть здесь магазин, — польстил он столице РТ. — Наша цель — дать возможность покупателю совершить путешествие в увлекательный мир. Сейчас мы находимся в процессе полного редизайна, чтобы предложить товары, которые будут только у нас. Мы провели много времени с покупателями, изучая их потребности. Хотим, чтобы наш бренд делал жизнь покупателей лучше». Гендиректор ретейлера выразил желание компании сотрудничать с местными поставщиками и поблагодарил руководство республики и генподрядчика — «Союзагроснаб» — за быстрое и своевременное строительство.

Путь Castorama к казанским покупателям был непростым. Первый магазин компании открылся в России в Самаре 2006 году. Летом 2014 года стало известно о том, что сеть вынашивает совместный проект с «Эссен», однако из-за кризиса не срослось. Зато в 2015 году приход компании в Татарстан благословил президент РТ Рустам Минниханов, который встретился с директором по недвижимости и развитию бизнеса в России компании Castorama Мишелем Шезом в рамках международного инвестиционного форума в Сочи. Тогда же он поручил руководителю АИР РТ Талие Минуллиной подыскать французам земельный участок. Активные строительные работы начались во второй половине прошлого года, осенью стартовал набор персонала. Осенью же сообщалось, что открыть магазин планируется к лету этого года, но в реальности все оказалось еще быстрее.

... По словам Талии Минуллиной, у республики есть стратегия развития, в центре которой — человек, и все делается для повышения качества жизни населения

По словам Минуллиной, у республики есть стратегия развития, в центре которой — человек, и все делается для повышения качества жизни населения. Видимо, открытие нового магазина — очередная капля в этих струях благодати... Объем инвестиций в открытие составил 2 млрд рублей, создано 190 рабочих мест. «Это возможность для наших производителей попасть на полки сети, — сообщила глава АИР. — Все мы хотим жить в хорошей квартире, в приятном месте. Этот проект для республики — хорошие инвестиции». 

Валеев прикрепил к своему пиджаку значок, который компания подарила всем пришедшим на техническое открытие. «На мне значок не как вежливость, а как часть работы, которая уже начата, — объявил Валеев. — Мы видим большие возможности, а экономический потенциал республики обещает блестящее будущее для компании. Отмечу, что такого красивого и блестящего магазина я еще не видел — не в укор другим сетям». 

После перерезания ленточки в присутствии нескольких десятков сотрудников магазина директор казанского гипермаркета Наталья Захарова провела экскурсию для местных чиновников. Открывается магазин отделом освещения, затем был продемонстрирован отдел красок и ковров. «Если я закажу мозаику, сколько мне придется ждать?» — спросила Минуллина. Ее порадовали ответом, что весь товар есть в наличии в Казани.

Товары в некоторых отделах показывал сам Гюффруа. Он обратил внимание на товары для ванной комнаты, шкафчики — учитывая реалии небольших российских квартир, ожидается, что казанцам понравятся многоуровневые системы хранения.

Напоследок Захарова рассказала, что компания будет регулярно проводить мастер-классы, например по заливке и выравниванию полов. Мастер-классами очень заинтересовалась Минуллина — расспросила, когда и во сколько пройдет первый. Возможно, в эти выходные она придет поучиться хозяйственным секретам.

На ломаном, но понятном русском языке Гюффруа сообщил, что Казань для компании всегда была примером среди постоянно развивающихся городов

БОЛЬШАЯ DIY-ТРОЙКА В КАЗАНИ НАЦЕЛИЛАСЬ НА РЫНОК ЕМКОСТЬЮ В 30–35 МЛРД РУБЛЕЙ В ГОД

Интересно, что не все открытия Castorama оказывались успешными. Осенью прошлого года закрылся гипермаркет в Уфе, работавший с 2010 года. По словам сотрудников, руководство объяснило закрытие тем, что владелец помещения на улице Рубежной, у которого сеть арендует площади, повысил арендную плату. А месяц назад закрылся магазин в Омске — из-за того, что «гипермаркет не соответствует популярному сейчас „биг-формату“». «Мы находимся в арендованном здании, под формат не подходим. В основном все новые магазины открываются сразу в „биг-формате“. Там по-другому строится вся система, штат, нет отделов и прочее», — пояснили в Castorama, анонсировав планы вернуться с обновленным проектом.

С приходом Castorama Казань полностью укомплектована гипермаркетами DIY большой тройки. Напомним, летом 2013 года со второй попытки в Казани заработал первый гипермаркет «Леруа Мерлен» (он должен был открыться в мае, но из-за проблем с контролирующими органами его сдача отложилась на месяц). Второй магазин «Леруа Мерлен» открылся в Казани в конце 2015 года. Кроме того, в столице РТ с 2005 года работает сеть OBI. 

Как рассказала «БИЗНЕС Online» партнер агентства M.A.Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская, по итогам 2017 года лидерами на российском рынке DIY, Household & Gardening были «Леруа Мерлен» (около 230 млрд рублей), «СТД Петрович» (37,8 млрд) и OBI (36 млрд). «Оборот российского рынка составил около 1330 миллиардов рублей, в том числе на DIY приходилось порядка 60–62 процентов. В 2017 году рынок вырос примерно на 3–3,5 процента, отыграв падение 2016 года. В стоимостном выражении рынок полностью восстановился после кризиса 2014 года, однако в течение этого периода с рынка ушло довольно много крупных игроков, что привело к ускорению консолидации, — говорит эксперт. — Объем казанского рынка DIY можно предварительно оценить в 30–35 миллиардов рублей по итогам 2017 года. В Казани лидером рынка остается „Леруа Мерлен“, второе место у „Мегастроя“ („Агава“), третье — у „ОБИ“ (оценочно). Из сильных местных игроков можно отметить „Мегастрой“, остальные компании по объему выручки сильно отстают от федеральных игроков».

Также на рынке представлена сеть из Санкт-Петербурга «Сатурн», у которой четыре гипермаркета. По данным рейтинга INFOLine DIY Retailer Russia Top, на основании итогов 2014 и 2016 годов компания занимала  второе место среди российских компаний, торгующих строительными материалами, и входит в пятерку крупнейших DIY-сетей, представленных на рынке строительных материалов страны. Владелец группы компаний — Кирилл Наумов, который занялся бизнесом еще в 90-е.

Из российских лидеров в Казани не представлена только сеть «СТД Петрович». Это питерский ретейлер (основан в 1995 году), которому принадлежит сеть из 18 строительных торговых центров в Санкт-Петербурге, СЗФО и ЦФО, металлобаза и производственные площадки. 


«МЕГАСТРОЙ» — НА ОЧЕРЕДИ

Действительно, из местных игроков в сегменте гипермаркетов остался только «Мегастрой», который, впрочем, и не думает сдаваться. В сентябре прошлого года ООО «Агава» (владелец — Владимир Малыгинприступило к строительству нового гипермаркета в Казани на Горьковском шоссе (пересечение с улицей Можайского). Магазин площадью 19 тыс. кв. м (торговая – 11,6 тыс. кв. м) должен открыться в конце лета – начале осени этого года. 

В компании в конце зимы говорили, что строительство четвертого гипермаркета опережает намеченные сроки. Уже можно увидеть новое для казанцев цветовое оформление фасада: на смену привычному желтому цвету придет обновленный белый фасад. Гипермаркет спроектирован в соответствии с новой концепцией, зарекомендовавшей себя в Саранске. В нем будет представлено 45 тыс. товаров для строительства, ремонта, декора и сада. Перед гипермаркетом расположится парковка на 937 мест.

Сейчас у «Мегастроя» 11 гипермаркетов, три из которых находятся в Казани, два – в Набережных Челнах, два – в Ульяновске и по одному – в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Стерлитамаке и Саранске.

Еще один сильный местный игрок – сеть «Колорит», работающая в формате «у дома». У компании Айрата Гайнуллина 11 магазинов в Казани, по одному – в Залесном и Рыбной Слободе. Выручка в 2016 году – 713 млн рублей.

Денис Валеев: «Отмечу, что такого красивого и блестящего магазина я еще не видел — не в укор другим сетям»

Остальные местные и отечественные игроки на фоне прихода мировых грандов сматывают удочки. Еще весной 2013 года прекратили работу магазины татарстанского ретейлера «Евроинтерьер» и «Азбука Дома» — известные в 90-е бренды. У сети до последнего времени работали 6 магазинов под вывеской «Азбука Дома» и 10 магазинов под брендом «Евроинтерьер». Источники нашей газеты тогда рассказывали, что причиной стали финансовые трудности компании. Летом того же года прекратил работу магазин питерской сети DIY (в ТЦ «Тандем») «МОЙДОМ» — гипермаркет работал в столице с 2010 года. Причину закрытия не озвучили. Осенью 2013-го рынок DIY Казани покинул очередной игрок – федеральная сеть «Старик Хоттабыч» (один магазин в Казани в «Сити-центре»). Ретейлер закрыл часть магазинов по стране.

Весной 2014-го закрылся последний магазин одного из старейших игроков на рынке DIY Казани, бренд стройрынка 90-х – галерея сантехники и керамической плитки «Заман». У истоков когда-то стоял замгендиректора «Татгазинвеста» и депутат Госсовета РТ Камил Абдуллин. Еще один старожил рынка, основатель «Еврокаскада» Наиль Бикмуллин, переориентировался на производство строительных материалов и открыл завод в Марий Эл по выпуску газобетона (сейчас находится в процедуре банкротства).

Устроит ли Castorama со своей стратегией минимальных цен игру на выживание на казанском рынке, пока неизвестно. Официальные комментарии по поводу каких-либо акций и скидок, связанных с открытием, представители компании дать отказались. Однако уже сейчас, вбивая в поиске название «Мегастрой» или «Леруа Мерлен», вы увидите в верхней строке рекламу французов. Схватка началась?

С приходом Castorama Казань полностью укомплектована гипермаркетами DIY большой тройки

 «РЫНОК НЕ РЕЗИНОВЫЙ... ЕСТЕСТВЕННО, CASTORAMA ОТТЯНЕТ НА СЕБЯ КАКУЮ-ТО ДОЛЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали, как скажется на рынке открытие новых гипермаркетов.

Айрат Гайнуллин – генеральный директор ООО «Колорит»:

– Самые крупные игроки в Казани сегодня – «Леруа Мерлен», «Мегастрой» и «Сатурн». Открытие такого большого магазина, как Castorama, конечно, повлияет на рынок. Естественно, он оттянет на себя какую-то часть покупателей, в первую очередь игроков с таким же форматом – гипермаркетов. Castorama открывается в непосредственной близости от того же «Мегастроя» и OBI. Открытие нового «Мегастроя» тоже повлияет на рынок – какую-то часть покупателей он оттянет от своих же других магазинов, хотя место на Горьковском шоссе очень удачное.

Рынок не резиновый. От увеличения количества магазинов больше денег у населения не становится. За последние четыре-пять лет рыночная ситуация менялась не в лучшую сторону. Рынок съеживался, падал – по крайней мере, не развивалась покупательская активность. К сожалению, этот процесс еще продолжается. Объем потребления не увеличился, а предложений стало больше. Но все это хорошо для потребителя. Вся эта ситуация с усилением конкуренции заставляет что-то делать, искать, придумывать, в чем-то идти на специализацию. Все это развивает рынок. Было бы желание и ресурсы – работать-то можно.

Местные мелкие магазинчики на рынке тоже есть. Например, есть магазины за пределами города – в районе Песчаных Ковалей  достаточно крупный магазин «СтройДомСад», совмещенный с базой, недалеко от Зеленодольска – гипермаркет «Березка».

Анна Синявская – партнер агентства M.A.Research, руководитель направления «Ретейл» (Москва):

– Тренды покупательского поведения в течение 2014–2017 годах менялись в зависимости от уровня реальных располагаемых доходов и ситуации на рынке труда, что привело к изменению потребительской модели в целом, в сторону более умеренного потребления и фокуса на формировании сбережений. Вырос спрос на более дешевые товары, в том числе товары под СТМ, покупатели стали более осторожно подходить к покупкам в целом, а строительные и отделочные материалы не являются товарами первой необходимости, соответственно, их покупка редко бывает спонтанной.

Вряд ли гипермаркет международной DIY-сети Castorama сможет претендовать на долю более 2–4 процентов в краткосрочной перспективе. Приход международной сети может усилить конкуренцию на рынке в целом и в сегменте крупноформатной DIY-розницы, однако вряд ли можно ожидать глобальных изменений в расстановке сил на казанском рынке DIY.

Что касается других регионов, то ситуация на рынке DIY везде индивидуальная, однако тенденция доминирования федеральных сетей с каждым годом усиливается. Если в регионе работает «Леруа Мерлен», то он и становится лидером, чаще всего это приводит к резкому сокращению доли местных DIY-ретейлеров или закрытию их магазинов. В крупных городах федеральные сети конкурируют друг с другом, наиболее заметно это в сегменте крупноформатной розницы.