Главная российская театральная премия «Золотая маска» едет в столицу РТФото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

«НАГРАДА НУРБЕКА ТОЖЕ ОЧЕНЬ СПРАВЕДЛИВА И ОЧЕНЬ К МЕСТУ»

Вчера исполнилось 105 лет со дня смерти Габдуллы Тукая. Память главного поэта республики, не дожившего двух недель до своего 27-летия, почтили представители национальной культурной интеллигенции, пришедшие в Казани на могилу литератора. И неожиданным образом (как тут не поверить в то, что случайные совпадения отнюдь не случайны) в этот же день Татарстан добился большого успеха на ниве искусства, причем спектакль, в котором звучит «Туган тел» Тукая. Главная российская театральная премия «Золотая маска» едет в столицу РТ.

Лауреатом стал казанский танцовщик и хореограф Нурбек Батулла в номинации «Балет – современный танец / мужская роль». Интересно, что в этой номинации спорят между собой как классические балетные танцовщики, так и артисты, представляющие современные танцевальные направления. Также любопытно, что в этом году здесь не было ни одного представителя Москвы и Санкт-Петербурга. Батулла спорил за награду с солистами театра оперы и балета из Ектеринбурга (Андрей Вешкурцев, Александр Меркушев), Пермской оперы (Никита Четвериков) и представителем танцевальной компании Zonk’a из все той же столицы Урала (Александр Фролов).

Интересно, что лауреат «Золотой маски» Батулла произнес со сцены Большого театра свою речь победителя на родном языке. «Я скажу то же, что и все, — и продолжил на татарском. — Благодарю своих родителей, благодарю своих учителей и посвящаю эту победу великому татарскому народу!» Артист, работающий сейчас в татарском ТЮЗе им. Кариева, удостоился столь высокой награды за работу в пластическом спектакле «Әлиф» («Зов начала»). Причем «Әлиф» был заявлен еще в двух номинациях «Современный танец/спектакль», «Балет – современный танец / работа балетмейстера-хореографа» (Марсель Нуриев).


«Когда ждали, были такие небольшие нервы, но, когда получили, ничего не почувствовали. Думали, какой-то подъем будет, воодушевление, а как будто ничего и не произошло. Ожидание было даже более волнительное, чем само получение, поэтому не знаю даже, как выразить эти чувства. Нет пока никакого восторга, наверное, осознание придет со временем», — рассказал нам режиссер спектакля Туфан Имамутдинов. «Мы после окончания церемонии сразу ушли, не остались на банкет. Выступить по-татарски — это было решение Нурбека, мы ничего не планировали, не обговаривали, заранее ничего не репетировали: кто что хочет сказать, то и говорит, естественно», — добавил он.

По горячим следам с «БИЗНЕС Online» поделился своими эмоциями еще один участник церемонии, композитор «Әлиф» Эльмир Низамов, также уже имеющий в своем активе номинации на «Золотую маску». «Мы все очень довольны этой победой. Настроение замечательное! Вообще, по моим наблюдениям, все премии „Золотой маски“ в этом году распределены объективно, по крайней мере в тех номинациях, спектакли которых я видел. Награда Нурбека тоже очень справедлива и очень к месту. Поздравляем его, поздравляем себя, поздравляем весь татарский народ! Поскольку, как говорит Нурбек, данный спектакль посвящен татарскому языку, то и победа эта тоже посвящается татарскому языку», — эмоционально сообщил нашему корреспонденту Низамов.


НУРБЕК БАТУЛЛА: «НА САМОМ ДЕЛЕ МЫ БЫЛИ ГОТОВЫ К ЛЮБОМУ ИСХОДУ»

Уже сегодня нашему корреспонденту удалось побеседовать с новоиспеченным лауреатом «Золотой маски».

— Нурбек, какие ощущения, чувства? Насколько ожидаема была награда?

— Конечно, наверное, хотелось. Но особо это ощущение тоже не позволял впускать в себя, чтобы, если вдруг не получится, не было большой трагедии. На самом деле мы были готовы к любому исходу. Передо мной объявили победителя в номинации «Женская роль» — ее взяла классическая балерина, и мы с Туфаном решили для себя, что, наверное, приоритет отдается классическому искусству, и были готовы к тому, что в мужской номинации уже не получим, были в этом уверены, расслабились и выдохнули. Потом было все-таки неожиданно, да.

— С чем связано решение выступить на татарском?

— Я как-то хотел, но только думал: может быть, сначала сказать на татарском, потом перевести на русский или просто сказать «хәерле кич» («добрый вечер») на татарском. Но я что-то должен был сказать на татарском. В итоге волнение — и я сказал только на татарском, так получилось. Но, в принципе, я сказал вначале на русском и потом повторил на татарском почти то же, что и все: все благодарят своих родителей, учителей. Я сделал то же самое — поблагодарил родителей, учителей, посвятил эту победу татарскому народу, потому что, мне кажется, это не моя награда, ее ждали все казанцы и все татарстанцы.

— Сама церемония как прошла?

— Хорошо, но было долго, тяжело, хотя мы и были в начале, в этом смысле нам повезло — мы были вторые с начала, а кому-то пришлось ждать до конца. А потом был фуршет, но мы на него не остались, а пошли с Марселем Нуриевым, встретились с друзьями, одноклассниками, которые пришли специально для того, чтобы поздравить нас. 

— Атмосфера какая была?

— Пафосная. Дело в том, что я забыл рюкзак и у меня, в принципе, не было смокинга с собой. Я был в футболке, но даже хорошо, что так получилось, потому что это было бы странно: на «Тантану» я пришел в футболке с надписью «Барыбер», а на «Золотую маску» нарядился бы в смокинг. С чего бы? Чем «Тантана» лучше или хуже «Золотой маски»? Ничем не лучше и не хуже. Конечно, мы, наверное, немножко выделялись среди других людей, которые были в коктейльных платьях, смокингах, во фраках. Но, ничего, это наша фишка. Хотя на «Тантане» поверх футболки у меня был пиджак, а здесь даже пиджака не было, потому что я забыл рюкзак — до этого у нас была встреча по современному танцу.

Нынешний успех 30-летнего Батуллы и всей команды – режиссера Имамутдинова, хореографа Нуриева, композитора Низамова тем ценнее, что речь не идет о проекте, родившемся в недрах богатого государственного театра Нынешний успех Батуллы и всей команды — режиссера Имамутдинова, хореографа Нуриева, композитора Низамова — тем ценнее, что речь не идет о проекте, родившемся в недрах богатого государственного театра Фото предоставлено Эльмиром Низамовым

И СНОВА ТУКАЙ

Вокруг «Золотой маски» все последние годы не утихают шумные споры в профессиональном сообществе, ежегодно решения жюри подвергаются серьезной критике, правда, в большей степени это касается драматических спектаклей. Вот и в этом году после награждения мэтров — Льва Додина (лучший спектакль большой формы «Страх любовь отчаяние» в МДТ — Театр Европы) и Юрия Бутусова (лучший режиссер — «Дядя Ваня» в театре им. Ленсовета) — вновь заговорили о том, что молодым на «Маске» не место. То же касается и сразу нескольких премий, которые получили отсутствовавший на церемонии в Большом театре по известной причине Кирилл Серебренников и его «Гоголь-центр».

И тем не менее альтернативы этой награде в России нет, при всех «но» она остается национальной премией, дающей более-менее объективный срез происходящего в отечественной театральной жизни. Интересно, что у Татарстана редко когда получался роман с «Маской», хотя номинируются наши театры в последние годы регулярно. Так, в этом году здесь были представлены набирающий обороты Альметьевский татарский драматический театр со своим «Магазином», а также главреж театра им. Камала Фарид Бикчантаев, поставивший громкую «Антигону» в башкирской драме им. Гафури.

При этом лауреатами республиканские деятели культуры (а «Золотая маска» учреждена в 1993 году и с тех пор вручается ежегодно) становились очень редко. Можно вспомнить сенсационный успех «Бури» Бориса Цейтлина в казанском ТЮЗе, ставшей спектаклем года в России в середине 90-х. Кроме того, актерские награды получали за спектакли оперного театра Альбина Шагимуратова («Лючия де Ламмермур») и Ахмед Агади («Любовь поэта»). Кстати, последний исполнил партию... Тукая. Кроме того, почетные «Маски» за вклад в искусство получали легенды татарского театра Марсель Салимжанов и Ринат Тазетдинов, а также «За поддержку театрального искусства России» на тот момент президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Нынешний успех 30-летнего Батуллы и всей команды — режиссера Имамутдинова, хореографа Нуриева, композитора Низамова — тем ценнее, что речь не идет о проекте, родившемся в недрах богатого государственного театра. 47 тыс. рублей — вот такой смешной бюджет нам называли сами создатели «Әлиф», так срезонировавшего с «языковой проблемой» в Татарстане. «Спектакль состоит из трех частей. В первой части посредством танца пишется татарский алфавит арабскими буквами, звучат названия этих букв. Во второй части три девушки пропевают стихотворение татарского поэта Габдуллы Тукая „Туган тел“ („Родной язык“). Первая произносит буквы „утерянного“ татарского алфавита, вторая пропевает слова, третья — строчку. Третья часть — собрание двух предыдущих частей воедино, где звучит полное стихотворение Тукая в три голоса. Танцовщик олицетворяет поэта и завершение той культурной эпохи, которая тысячу лет формировала татарский народ», — говорится в аннотации к спектаклю.

Кстати, некоторые театральные зрители, видевшие показ «Әлиф» в Москве, отмечали несомненный «политический аспект» в этой постановке, но профессионалы говорили о ее художественных достоинствах. Так, ведущий российский балетный критик Татьяна Кузнецова написала в «Коммерсанте»: В этом патетическом, обращенном к корням и очень современном спектакле нет ничего спекулятивного: он аскетичен, строг и не выжимает слезу. Скорее ошеломляет — настолько он не похож на все, что происходит в отечественном современном танце. Подобные стильные вещи иногда можно обнаружить на европейских фестивалях, но „Зов начала“ не похож и на западные аналоги: в нем нет и тени заимствований — ни в лексике, ни в композиции, ни в концепции. Его исключительность сродни чуду».

У Татарстана редко когда получался роман с «Маской», хотя номинируются наши театры в последние годы регулярно У Татарстана редко когда получался роман с «Маской», хотя номинируются наши театры в последние годы регулярно Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

«ИЗ МИНКУЛЬТА РТ ИЛИ КАКИХ-ТО ДРУГИХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ СТРУКТУР ПОКА НИКТО НЕ ЗВОНИЛ, НЕ ПОЗДРАВЛЯЛ»

О мытарствах «Әлиф», единичные показы которого происходят на разных площадках, мы уже писали. Теперь, думается, не обращать внимания на спектакль уже не получится, так же как и на выпускника Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге. «Вернулся специально, я немножко в иллюзиях витал, думал, вернусь и расскажу им, что узнал в Питере, всем это будет интересно и нужно. Оказалось, что нет», — рассказывал Батулла в интервью «БИЗНЕС Online». Но добавлял: «Никто меня об этом не просил, потому надо с этим смириться и не рефлексировать по поводу того, что ты никому не нужен. Систему трудно поменять, оказывается, проще сделать что-то независимое: раз — и получилось». Интересно, что победа независимого татарстанского театрального проекта на «Золотой маске» совпала не только с днем памяти Тукая, но и со сменой власти в министерстве культуры РТ. Хотелось бы, чтобы это не осталось просто случайным совпадением.

Но пока с будущим «Әлиф» ничего неясно. «Нет ни площадки пока, ни людей, которые хотели бы финансово это все поддержать, потому что, помимо Нурбека, там еще есть три музыканта и три вокалиста, им тоже нужно платить, за аренду помещения нужно платить, людям, которые занимаются продажами билетов, — тоже. Никто это бесплатно не делает, да и не нужно это бесплатно делать, — говорит Имамутдинов. — Это, конечно же, должны быть какие-то спонсоры, или государство должно быть заинтересовано в продолжении таких работ. Я не называю их экспериментами, это просто спектакли других форм. Если бы нашлись такие люди, конечно, мы были бы рады, мы бы сами не таскали песок, линолеум не стелили — этим всем не занимались бы, а занимались бы творчеством». А что минкульт РТ? «Из минкульта РТ или каких-то других республиканских структур пока никто не звонил, не поздравлял. Минкульт нам выделил деньги на то, чтобы спектакль привезти в Москву, и оплатил билеты на „Маску“ — и все, пока помощи больше не было», — добавляет постановщик.