... Крупная аптечная сеть Татарстана — «Казанские Аптеки» — продана краснодарской ГК «Апрель». Сумма сделки не раскрывается, но, по сведениям неофициальных источников, речь идет примерно о 400–600 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«КРУПНЫЕ СЕТИ ПЛАНОМЕРНО СКУПАЮТ МЕЛКИЕ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на фармацевтическом рынке Татарстана произошла крупная сделка — холдинг «Казанские Аптеки» продал всю свою сеть аптек краснодарской ГК «Апрель». Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил руководитель холдинга «Казанские Аптеки» Владимир Рубцов. Сделка совершилась в конце прошлой недели — вечером 11 апреля были подписаны первые документы. Сумма не раскрывается, но, по сведениям неофициальных источников, речь идет примерно о 400–600 млн рублей.

Неизвестно, сохранит ли владелец ГК «Апрель» название «Казанские Аптеки». По словам представителя татарстанской сети, коллеги с Кубани пока в раздумьях. Вероятно, какие-то аптеки останутся под существующим брендом, а какие-то будут переделаны под «Аптечный склад». Интересно, что по условиям сделки все помещения «Казанских Аптек» останутся в собственности Миннахметовых, новые владельцы бизнеса будут использовать их на правах аренды.

Сеть «Казанские Аптеки» была создана в 2001 году командой, которая до этого работала в одной из фармацевтических компаний. Инвестором выступила известная в Татарстане семья Миннахметовых, которая и владела сетью до последнего времени. Напомним, династию Джаудата Миннахметова, главы фонда газификации Татарстана, продолжают его сыновья Ирек Миннахметов, ныне директор «Татспиртпрома», и Радик Миннахметов, директор стадиона «Казань Арена».

Джаудат Миннахметов Сеть «Казанские Аптеки» до последнего времени принадлежала известной в Татарстане семье Миннахметовых (на фото — Джаудат Миннахметов, глава фонда газификации РТ) Фото: «БИЗНЕС Online»

Сегодня «Казанские Аптеки» — одна из крупнейших региональных сетей, насчитывающая 112 точек в Татарстане (присутствует практически во всех районах республики). Есть также по одной аптеке в Йошкар-Оле, Ульяновске и Башкортостане. Согласно информации «Фармацевтического вестника», по итогам 2017 года «Казанские Аптеки» опустились в рейтинге аптечных сетей (по данным рейтинга аналитической компании AlphaRM) на одну строчку — с 63-го на 64-е место — и закончили год с объемом продаж 1,8 млрд рублей. Прирост выручки составил 3%, а доля рынка в России — 0,17%. Численность персонала — порядка 900 человек.

О том, что казанский игрок вполне может быть продан крупному федеральному, Рубцов говорил еще в 2016 году. «Я не открою большого секрета, если скажу, что любая сеть создается, скорее всего, для дальнейшей продажи. Поэтому в сложившейся на фармрынке ситуации любая сеть, работающая в Татарстане, будет готова продаться мультирегиональной сети, если будут предложены адекватные деньги», — отмечал он.

В нынешнем же разговоре с «БИЗНЕС Online» Рубцов объяснил, какие причины подвигли собственников зафиксировать прибыль. «Во-первых, возрастающая конкуренция и уменьшение доходности бизнеса. Укрупнение аптечных сетей лежит в общей логике рынка. Все идет к тому, что крупные сети планомерно скупают мелкие. Благодаря этому растут их объемы закупок, крупные компании получают лучшие условия от поставщиков и производителей, поэтому конкурировать небольшим сетям с ними становится все сложнее. Кроме того, зарплаты сотрудникам нужно индексировать, а выручка не растет. Очевидно, что на этом фоне доходность бизнеса с каждым годом только падает».

Он считает, что ситуация идет к тому, что в пятилетней перспективе на фармрынке останется примерно 100 крупных игроков, которые будут держать весь российский аптечный рынок. Ситуацию сильно осложняет и то, что на это поле выходят продуктовые ретейлеры: в конце прошлого года минпромторг РФ вынес на публичное обсуждение законопроект о продаже лекарств в магазинах. В последней редакции документ позволяет торговым организациям продавать определенные группы безрецептурных препаратов даже без наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. В министерстве считают, что это позволит «развить внутренний рынок фармацевтических товаров», а также повысить доступность (в том числе ценовую) лекарств за счет увеличения конкуренции. Однако специализированным аптекам такой поворот ничего хорошего не сулит.

«Конечно, если данный закон будет принят, рынок очень сильно трансформируется, — прогнозирует Рубцов. — Думаю, количество аптек будет уменьшаться, потому что даже крупные сети не смогут конкурировать с продуктовыми гигантами. Я считаю, что закон совершенно несправедливый с точки зрения аптечного ретейла. Качество услуг, мне кажется, будет резко падать, потому что в продуктовом ретейле вряд ли за лекарствами будет такой же контроль, как в аптеках. В лицензированных фармацевтических организациях контроль гораздо жестче, шанс приобрести фальсификат гораздо ниже, чем в неспециализированном учреждении».


... «Казанские Аптеки» закончили 2017 год с объемом продаж 1,8 млрд рублей. Прирост выручки составил 3%, а доля рынка в России — 0,17% Фото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«АПРЕЛЬ» ВЗЯЛ КЛИЕНТА «ПАРАФАРМОЙ» И ЦЕНАМИ

Единственный владелец сети «Апрель» — Вадим Анисимов. В базе данных «Контур.Фокус» он числится учредителем нескольких десятков компаний, основная деятельность которых — розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). В каждом городе присутствия юрлицо имеет в названии и город. Например, ООО «Аптечный Склад „Казань“» с уставным капиталом 10 тыс. рублей было образовано в августе прошлого года.

По данным «Фармацевтического вестника», сеть «Апрель» закончила 2017-й с приростом выручки 107% по отношению к предыдущему году и вышла на 7-е место в рейтинге федеральных сетей с долей рынка в 1,94%. Она представлена в 26 регионах России, насчитывает около тысячи аптечных учреждений, а общий объем продаж в прошлом году составил 21 млрд рублей.

«Апрель» — жесткий дискаунтер. Рубцов отмечает, что в условиях падения платежеспособности населения покупателям становится менее важно визуальное оформление аптеки — ее площадь, раскладка, светлые помещения и т. д., на первое место выходит цена. «Мы заметили, что если рядом с нашей аптекой открывается дискаунтер — маленькая, неприметная, захудалая на вид аптека, часть людей из нашей аптеки уходит в ту „забегаловку“, потому что там препараты дешевле. Люди начали считать деньги. Цена стала определяющим фактором для большой части населения», — говорит Рубцов. Но на вопрос, не было ли желания превратить «Казанские Аптеки» в дискаунтера, он отвечает отрицательно.

«Мы никогда не планировали превращаться в дискаунтера, так как изначально заходили на рынок для клиентов, которые ценят удобство, комфорт, качество и высокий сервис. Такой аудитории сейчас становится все меньше, — отмечает собеседник. — Конечно, мы потеряли в выручке. Но даже при открытии рядом с „Казанскими Аптеками“ третьего или даже пятого дискаунтера есть те клиенты, которые так и остались с нами».

К тому же у дискаунтера есть «смертельный прием», который позволяет победить конкурента. «Специфика работы дискаунтеров заключается в том, что часть ассортимента — от 10 до 30 процентов — составляют товары под их собственной торговой маркой или выпускаемые исключительно для этих дискаунтеров, — объяснил Рубцов. — И наценка, которую делают дискаунтеры на эти препараты, в разы больше, чем наценка, которую может сделать, например, наша сеть, покупая общеизвестные препараты у федеральных дистрибьюторов. У каждого дискаунтера есть свой пул препаратов. Как правило, это дженерики — разные препараты с одинаковым действующим веществом, но более низкой ценой. На известные брендовые позиции, которые есть во всех сетях, дискаунтеры делают нулевую наценку, а иногда даже минусовую. В итоге за счет этого растет товарооборот. „Поднимается“ и вся сеть, а это не дает развиваться местным сетям, у которых нет такого преимущества, как собственная торговая марка. Сделать ее можно исключительно при больших размерах сети — под тысячу аптек».

В интервью журналу «Эксперт» Анисимов еще в 2015 году раскрывал и другие секреты успеха — правильно уловленный формат и сопутствующие товары. Он рассказывал, что направление аптек начал активно развивать в 2009 году. «До этого у нас было 12 аптек, это был не основной бизнес. Когда мы собрали команду и приняли решение развиваться, стали изучать лучшие мировые практики. Поехали в Лондон, в Америку, увидели, что там даже маленькие аптеки использовали свободный доступ. И мы поняли, что этой дополнительной преграды перед посетителем не надо вообще. Европа в ретейле, конечно, впереди нас. В России же аптека никогда не была местом для общения, только как пункт выдачи чего-то крайне необходимого, — объяснял Анисимов. — В России аптеки заточены только под лекарства. Но посмотрите, сколько есть еще товаров, которые там можно продавать! БАДы, косметика, детские товары, гигиена — все это называется словом „парафарма“. Она, как правило, идет с большей наценкой — мы на ней и зарабатываем. В ассортименте у нас 45 процентов парафармы, а по рынку — до 20 процентов».

По словам представителя «Казанских Аптек», локомотивом продаж аптечного бизнеса, конечно, остаются лекарственные препараты. «То, что у нас в аптеках есть широкий ассортимент сопутствующих товаров и парафармацевтической продукции, — это бонус для покупателя. Зайдя в наши аптеки, он получает широчайший ассортимент, в том числе косметические средства, — говорит Рубцов. — Но у нас падают продажи и некоторых групп сопутствующих товаров, которые не являются специфическим аптечным ассортиментом и продаются в любом супермаркете».

В самой сети «Апрель» на запрос нашей газеты, отправленный по адресам, указанным на сайте компании, не ответили. Трубки по указанным телефонным номерам никто не взял.

... Рубцов отметил, что сеть «Корд Оптика» получит новые инвестиции, причем речь идет не о количественном расширении, а о развитии бренда в совершенном новом направлении — медицинском Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОЕКТ «КОРД ОПТИКА» БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ И ПРИРАСТЕТ СОБСТВЕННОЙ ГЛАЗНОЙ КЛИНИКОЙ

В конце 2016 года стало известно о том, что «Казанские Аптеки» приобрели регионального лидера на рынке оптики — казанскую сеть «Корд Оптика». На вопрос, что станет с этим активом теперь, Рубцов сообщил, что сеть оптик не входит в аптечный бизнес и, соответственно, не продается. Наоборот, этот проект получит новые инвестиции, причем речь идет не о количественном расширении, а о развитии бренда в совершенном новом направлении — медицинском.

«В мае мы открываем „Корд Клинику“, которая располагается на улице Аделя Кутуя, — рассказывает Рубцов. — Это полнофункциональная офтальмологическая клиника, которая будет специализироваться не только на офтальмологических операциях, но и на некоторых косметических. В Казани большое количество клиник со схожим профилем, но мы строим самую современную и передовую клинику с новейшими образцами лазеров, которые заказываем в Германии. Наша клиника будет одной из лучших не только в Татарстане, но и в России. Сегмент — средний и средний плюс, ближе к премиуму».

По его словам, площадь клиники составит более 1 тыс. кв. метров. Она будет многофункциональной — со стационаром, чем не могут похвастаться остальные похожие клиники в Казани. Так что после операций можно будет провести несколько дней под наблюдением специалистов.

Чтобы открыть, нажмите

ИТОГИ-2017: ФАРМРЫНОК ВЫРОС НА 10%, А ТАТАРСТАНЦЫ СХОДИЛИ В АПТЕКУ НА 19,6 МЛРД РУБЛЕЙ

Согласно исследованию компании Alpharm, объем фармацевтического рынка России в 2017 году составил 572 млрд рублей: рост по сравнению с 2016-м — 10%. По итогам 9 месяцев 2017 года в стране работало почти 63 тыс. аптечных точек.

В топ-20 аптечных сетей входят компании как из Москвы, так и из регионов, но татарстанских сетей в их числе нет. В топ-5 — московские «Ригла» (1923 аптеки на октябрь 2017-го), «36,6» (1932), ГК «Эркафарм» (1575), самарская «Имплозия» (2311) и пермская «Планета здоровья». Объем продаж у лидера — естественно, это Москва — 115,3 млрд рублей. Что касается прироста по объему продаж, Татарстан в рейтинге расположился на 8-м месте с объемом продаж в 19,6 млрд рублей на сентябрь 2017 года. Получается, что в среднем каждый житель республики сходил в аптеку на 5,5 тыс. рублей в течение года. Компания DSM Group, специализирующаяся на мониторинге фармацевтического рынка, дает несколько иные данные, объединяя коммерческие и государственные аптечные сети. По оценкам ее экспертов, в 2015 году оборот составил 26,6 млрд, в 2016-м просел до 24,5 млрд, а в 2017-м немного подрос до 25,9 млрд рублей. 

Долю «Казанских Аптек» на местном рынке Рубцов оценивает примерно в 10%. Основными игроками из федеральных сетей он называет «Имплозию», «Виту». Из местных — государственную сеть «Таттехмедфарм», а также коммерческие «Сакуру», «Саулык», ООО «Ривьера», ООО «Аптека Столетник». Есть также крупные федеральные сети-дискаунтеры — «Планета здоровья», ижевский «Фармаимпекс». Также присутствует башкирский «Фармленд», уже поглотивший в прошлом году местную сеть «36,6» (по оценкам, она была куплена за 1 млрд, хотя сам экс-владелец Артур Уразманов в разговоре с «БИЗНЕС Online» сумму не подтвердил). По словам собеседника газеты, с прихода «Фармаимпекса» в республику в 2006 году и началось серьезное усиление конкуренции. О наступлении федеральных игроков говорят и следующие цифры: 44% аптечных продаж фармпрепаратов в ПФО приходится именно на федеральные аптечные сети.

... «На самом деле это [приход нового игрока] только на руку покупателю. Цена будет постоянно снижаться, если, конечно, не поменяется соотношение доллара и евро к рублю» Фото: Геодакян Артем/TASS

«НАЧНЕТСЯ ВОЙНА, ЦЕНА БУДЕТ ПОСТОЯННО СНИЖАТЬСЯ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить произошедшую сделку и состояние аптечного рынка в Татарстане.

Артур Уразманов — экс-владелец сети «36.6»:

— Я еще год назад, как только мы реализовали свой актив, говорил о том, что республиканский рынок исчезнет. Теперь практически он и исчез, остались мелкие игроки. Я даже не считаю, что они являются игроками. Это, скажем так, фон, который в ближайшее время либо превратится в пыль, либо будет выкуплен федеральными игроками. Я думаю, что в Татарстане есть четыре основных игрока на этом рынке: «Имплозия», «Вита», ГК «Фармаимпекс» («Бережная аптека», «Аптека от склада») и «Фармленд».

Сейчас начнется «война», потому что «Апрель» — очень выраженный дискаунтер. Рынок Казани опять уйдет в зону глубокого дискаунта. Посмотрим, насколько «Апрель» сможет составить жесткую конкуренцию уже существующим федеральным игрокам. Но я думаю, что они выдержат данную конкуренцию. На самом деле это только на руку покупателю. Цена будет постоянно снижаться, если, конечно, не поменяется соотношение доллара и евро к рублю.

Что касается продажи лекарств в магазинах, Госдума пока не поддержала данный законопроект, он только рассматривается. Говорить об этом еще рано. Сейчас это вторично. Еще одна опасность для игроков — легализация продажи в интернете, когда люди смогут не только заказывать, но и получать фармацевтические продукты с доставкой на дом. Вот это существенно повлияет на рынок — этого игрокам нужно бояться в первую очередь!

Мы ушли вовремя. Сложно говорить о том, как повезло Миннахметовым, не зная суммы сделки, но они уходили уже вторым или даже третьим эшелоном. Узнав сумму, мы могли бы оценить, поздно или нет была продана сеть. В любом случае «Казанским Аптекам» нужно было уходить, потому что они были приверженцами открытой формы торговли, а данный формат в России умирает. Это большие издержки, большие площади, большие налоги.

Алексей Коренев — аналитик ГК «Финам»:

— В соответствии с данными системы «СПАРК» по состоянию на конец 2016 года (более свежих данных система пока не дает), компания «Казанские Аптеки» показала выручку в размере 417,815 миллиона рублей, валовую прибыль в размере 96,676 миллиона рублей, чистую прибыль в размере 15,637 миллиона рублей. Точным подсчетам возможной стоимости сделки несколько мешает тот факт, что мы не можем оценить стоимость помещений, оставшихся в собственности «Казанских Аптек». Общая стоимость основных средств в соответствии с балансом компании составляет 76,893 миллиона рублей. Но основные средства могут включать в себя не только недвижимость, но и значительное количество иного имущества, которое также было продано. Так что подсчеты наши будут весьма приблизительными. Исходя из имеющихся данных, примерную стоимость сделки можно оценить в 316–410 миллионов рублей.

Активная экспансия федеральных сетей происходит сейчас не только в аптечном бизнесе, но и во всем розничном ретейле, включая продуктовый, электронику, бытовую технику и т. д. Многим региональным игрокам удается, конечно, выжить, но в условиях усиливающейся конкуренции им приходится быть более гибкими в своих подходах к операционной деятельности, тщательнее относиться к планированию расходов, снижать цены и т. д.

Аптечный бизнес в России, в принципе, достаточно выгодный. При этом динамика доходности в нем в целом соответствует общей ситуации в экономике государства — по мере снижения доходов населения падают и доходы розничных сетей, включая аптечные. Но сказать, что там наблюдаются какие-то особенные процессы, отличные от тех, что характерны для розницы в целом, мы не можем.

Дискаунтеры в последнее время стали действительно приобретать все большую популярность. Неважно, касается это продуктового ретейла, DIY или аптек. Многие сети вполне осознанно сокращают свое присутствие в других сегментах торговли, сосредотачивая внимание именно на развитии дискаунтеров (наиболее яркий пример — сеть «О’Кей», продавшая супермаркеты и увеличившая вложения в дискаунтеры). Причина все так же — снижающиеся доходы россиян вынуждают их искать магазины, где те же самые товары можно купить дешевле. Однако утверждать, что дискаунтеры окончательно «убьют» классическую розницу, мы бы не стали. У обоих этих видов торговли есть свои приверженцы, и в итоге соотношение дискаунтеров и классических магазинов, в том числе и в аптечном бизнесе, остановится на некоем равновесном уровне, продиктованном самим потребителем.