ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РЫБЫ

На пути к кинотеатру в торговом центре постоянно встречались волонтеры в футболках с надписью «Байгал. Фильм», как бы направляя зрителей в нужную сторону. И стояли молодые люди не зря — чувствовалось, что некоторые зрители очень давно не были в кино, ну или по крайней мере в этом кинотеатре.

В фойе — столпотворение как на долгожданный американский блокбастер, а не на татарстанское кино. Создатели фильма называли мероприятие закрытым показом для участников съемочного процесса и их друзей. Дело в том, что картину хотят «прокатать» по различным фестивалям, и «право первой ночи» должно принадлежать самому престижному из них. Директор  ГБУК РТ «ТатарКино» Миляуша Айтуганова не стала раскрывать, на каких кинофорумах представят картину, но обмолвилась, что как минимум на «ведущих российских». Для широкой публики прокат начнется в сентябре. Сейчас ведутся переговоры с дистрибьютерами, возможно, одна из киносетей возьмет «Байгал» в свое расписание. По словам Айтугановой, фильмом заинтересовались страны СНГ и зарубежные партнеры. «Это один из татарстанских фильмов, который можно показать за границей, — он сделан по канонам хорошего кино, а по картинке и по цветокоррекции отвечает современным стандартам», — говорит она.

Публика в зале оказалась разношерстная. Кто-то пришел с огромным ведром попкорна, видимо, настроившись получить удовольствие как от обычного киноаттракциона, некоторые пришли семьями и желанием посмотреть на новое слово в татарском кинематографе. К слову, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, приложивший все усилия, чтобы «Байгал» вышел на экраны, так и не появился. По тому, как вел себя режиссер картины Ильдар Ягафаров, чуть ли не самостоятельно рассаживая гостей, было заметно, как он волнуется. Сам он сел на крайнее место верхнего ряда.

— А ты слышала, что «Байгал» сразу на двух языках? — поинтересовалась одна из пришедших у своего супруга.

— А что, нормально, как в реальной жизни. У нас же многие сразу два языка знают.

И действительно, русские субтитры не раздражали. К слову, в версии для российского проката с татарского переводит Фарид Бикчентаев.

Бывшую жену главного героя играет Миляуша Айтуганова, которая очень органично вошла в роль Бывшую жену главного героя играет Миляуша Айтуганова, которая очень органично вошла в роль

ЛЮБОМУ ЖИТЕЛЮ ПЛАНЕТЫ

Сюжет можно пересказать в нескольких предложениях. Начинается картина с легенды про то, что в татарстанских реках давным давно водилась огромная рыба Байгал, а у того, кто ее увидел, исполнялось самое сокровенное желание. Однако со временем рыба ушла в море, потому что люди в нее не верили. Автор сценария Мансур Гилязов уверял корреспондента «БИЗНЕС Online», что эта легенда — реальность. По крайней мере, упоминание о ней есть в архивах XVII века.

Но вернемся к современности, а значит, к спойлерам. В начале «Байгала» зрители видят жизнь одинокого рыбака, который живет в деревне в Верхнеуслонском районе (это сразу угадывается по пейзажу). Как-то из города ему приходит телеграмма, что его сын, которого он не видел 30 лет, может попасть в тюрьму за избиение до полусмерти человека. Рыбак отправляется в город. Выясняется, что в молодости он ушел из семьи, оставив ребенка. Причина — застукал жену с любовником. В мегаполисе мужчина ночует на берегу Казанки под перевернутой лодкой, потом встречается с бывшей женой, и та ему говорит: чтобы вытащить сына, нужны деньги. Мужчина возвращается домой, продает самое дорогое, что у него есть, — японский мотор от лодки, и привозит 150 тыс. рублей. Но оказывается, что для взятки нужен миллион. Тогда мужчина вспоминает легенду про Байгала, ворует ранее принадлежавший ему мотор у соседа, выходит на реку, чтобы поймать это диковинное существо, но тут звонит телефон — это следователь, который говорит, что появились новые обстоятельства в расследовании, и сын старика не виноват. В этот же момент герой видит, как из-под воды появляется Байгал... «Хотелось написать, с одной стороны, историю о простом человеке, с другой — глобальную, которая будет близка любому жителю планеты, — говорит сценарист. — Поэтому появился мифологический образ рыбы, которая символизирует и знамение, и близость к Богу, к вере, потому что без веры ничего нет на свете».

Сценарий картины пришлось менять по ходу производства. Изначально действие происходило не на берегу Волги, а в обычной деревне, старик же продавал не мотор, а корову. Но Ягафаров принял решение, что речные пейзажи в кадре будут смотреться куда гармоничнее.

Роль главной приглашенной звезды фильма — Владимира Вдовиченкова (он играет следователя) оказалась слишком мала, чтобы он полностью раскрылся на экране Роль главной приглашенной звезды фильма, Владимира Вдовиченкова (он играет следователя), оказалась слишком мала, чтобы он полностью раскрылся на экране

«МНЕ ТУТ СКАЗАЛИ, ЧТО НА ЭКРАНЕ Я ТАКАЯ СТЕРВА»

Бывшую жену главного героя играет Айтуганова, которая очень органично вошла в роль. Точнее, те, кто немного знает директора «ТатарКино» в жизни, были приятно удивлены, что на экране та же Миляуша Лябибовна, что и в жизни. Она сама призналась что не играла в кадре, а просто прочувствовала роль, пропустила ее через себя. «Мне тут сказали, что на экране я такая стерва, — улыбнулась она. — Иногда бывает, что, когда человек играет роль в кино, зарабатывает  негативную энергетику, и его потом все в обычной жизни начинают ненавидеть. Но тут дело не в этом. В картине нет виноватых и невиновных. Ситуация очень жизненная».

Она рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что пришлось немного вмешаться в сценарий картины: «У нас было много споров с ребятами по поводу концепции. Над картиной работал мужской коллектив, и сюжетная линия была на стороне отца, все осуждали женщину. Я сказала, что не бывает так, что в паре один виноватый. Не надо упускать из виду, что мать одна воспитывала ребенка, пока отец по Волге 30 лет болтался. После этого поменяли концептуальный подход к картине. Мне показалось, что в жизни много подобных ситуаций. И если мы покажем через кинематограф сложность отношений мужчины и женщины, их отношение к детям, то, по крайней мере, дадим возможность задуматься».

Исполнитель главной роли, Ринат Галимов, когда-то преподавал актерское мастерство в институте культуры, до этого только снимался у студентов в короткометражке, и это его первая полнометражная роль. Кастинг на нее был большой, но Ягафаров посчитал, что его «кошаче-собачья органика очень подходит». «Я получил огромное удовольствие, работая в этой команде», — рассказал Галимов корреспонденту «БИЗНЕС Online».

А вот роль главной приглашенной звезды фильма, Владимира Вдовиченкова (он играет следователя), оказалась слишком мала, чтобы он полностью раскрылся на экране. Но идея Ягафарова, позвавшего старого знакомого по ВГИКу, понятна: узнаваемое лицо привлечет внимание к премьере картины, а также поможет с перспективами проката.

Операторская работа в «Байгале» великолепна, хотя Юрий Данилов учится только на третьем курсе ВГИКа. Также стоит отметить музыку Марата Ахметшина в исполнении оркестра под управлением Рустема Абязова La Primavera. В конце зрители слышат великолепную песню в исполнении Аиды Гарифуллиной «Зәңгәр томан» «(Синий туман»).

Ильдар Ягафаров на закрытом показе не переставал благодарить тех, кто помогал ему в съемках Ильдар Ягафаров на закрытом показе не переставал благодарить тех, кто помогал ему в съемках

«НЕКОТОРЫЕ МОГУТ НА 10-Й МИНУТЕ УСНУТЬ ИЛИ ВОВСЕ УЙТИ»

Судя по реакции зрителей, хоть и не случайно оказавшихся в зале, картина им понравилась.

«Мне „Байгал“ симпатичен атмосферой, которая передана в фильме, живой музыкой и игрой актеров, — говорит Искандер Гилязов, профессор Казанского университета и директор Института татарской энциклопедии. — Понравился настроением, тем, что заставил задуматься о чувствах, которые часто у нас остаются на втором плане. В таком ракурсе картин в национальном кино еще не было. И тема интересная».

Не все понравилось Виталию Ильину, который представился музыкантом: «Надо отметить действительно прекрасную операторскую работу. На большом экране пейзажи смотрятся просто великолепно. Но если в начале ты любуешься этими кадрами, то потом смотреть на длинные планы, на то, как трамвайчик отходит от пристани, как долго льется чай из чайника в чашку, становится утомительным. Нет живости в кадре, но это уже скорее претензии к Ильдару Ягафарову. Также мне понравилось, что музыка в картине записана не на компьютере, а с помощью живых инструментов. Это сразу придает, как сейчас принято говорить, ламповое звучание, и атмосфера становится совсем другой».

Сам Ягафаров на закрытом показе не переставал благодарить тех, кто помогал ему в съемках. «Если бы рыба Байгал не проплывала где-то рядом, мы так бы и не закончили работу над фильмом, которая продолжалась полтора года», — отметил он. Своеобразным Байгалом стал президент Татарстана Рустам Минниханов, который выделил деньги для того, чтобы можно было завершить картину. Также Ягафаров поблагодарил экс-главу Татфондбанка Роберта Мусина — видимо, во времена своего финансового благополучия банкир тоже приложил руку к рождению татарской «золотой рыбки».

Айтуганова, которая еще и сопродюсер картины, больше верит в фестивальную судьбу «Байгала», нежели в народное признание: «Фильм атмосферный, больше фестивальный, чем народный.  Это мое мнение. „Байгал“ требует вдумчивого зрителя, а не обычного, который привык к боевикам и комедиям. Некоторые могут на 10-й минуте уснуть или вовсе уйти. Для просмотра надо настроиться, досидеть до конца, понять, в чем суть. Но такая стилистика вполне привычна для российского кино. Мы видим, что и Звягинцев так снимает, мы видим, какие проходки, длинные планы, большой акцент на глаза, на руки в операторской работе в его картинах. Получился такой андеграундный формат. Но народ у нас сейчас тоже разное кино смотрит. Своего зрителя „Байгал“ все же найдет».

По мнению Айтугановой, Ягафаров сделал тот шаг, после которого все должны почувствовать: татарстанское кино может развиваться.