«НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ АБСОЛЮТНО УСТРАИВАЕТ ВЛАСТИ»

— Александр, что происходит сейчас на российских рынках — масштабное бегство инвесторов, спекулятивная игра против рубля?

— Идет реакция на то, что санкции могут быть усилены не только против «Русала», но и против любой российской компании. Возможно, будет введен запрет на покупку новых суверенных российских долгов. Учитывая, что изначально доля иностранцев во Free-Floаt российских компаний составляла 30–40 процентов, то реакция была достаточно болезненной.  

— Когда закончится обвал рубля и на каких отметках остановится падение российской валюты?

— Да нет никакого обвала рубля. Обвал — это когда 50 процентов падает. А то, что происходит сейчас, — это нормальная рыночная реакция. Мне, например, все равно, сколько стоит рубль. 

— Но это же отразится на потребительских ценах? 

— Очень слабо. Я не хозяин сыроварни. Мне слабый рубль не нужен и сильный, в общем-то, меня тоже не радует. Мне все равно. На самом деле все, что мы знаем, уже в ценах. Посмотрим, как ситуация будет развиваться. В зависимости от того, каким будет новостной фон по санкциям, по Сирии, будем смотреть. Если будет достаточно быстрое ухудшение ситуации, то рубль может оказаться под давлением, и тогда год будет для него плохой, потому что произойдет отток капитала. Если отток капитала окажется больше, чем ожидали, то в качестве негативного сценария мы увидим уровни августа 2015 года. Это где-то более 71 рубля по доллару и более 83 по евро. 

«Нет никакого обвала рубля. Обвал — это когда 50 процентов падает. А то, что происходит сейчас, — это нормальная рыночная реакция»Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

— Можно ли ждать разворота или речь пойдет в лучшем случае об отскоке? До каких значений может вырасти рубль?

— Надо понимать, что нефть дорогая, конъюнктура хорошая. Если нефть еще повысится в цене, то это будет поддержка для рубля. Вообще нынешняя ситуация абсолютно устраивает власти, потому что дорогая нефть и дешевый рубль автоматом означают, что с бюджетом все хорошо. 

— Если власть все устраивает, то ожидать роста рубля не стоит? 

— Только что минфин сказал, что свои интервенции он оставляет в силе, он будет покупать доллар. Поэтому пока укрепление рубля на фоне последней политики не очень смотрится. А если вы хотите заработать на слабом рубле, то надо покупать не доллары, а привилегированные акции «Сургутнефтегаза». За счет слабого рубля там будут астрономические дивиденды — у них 34 миллиардов долларов в валюте.  

— Сегодня инфляция находится на рекордно низком уровне. Разгонят ли ее последние события и насколько?

— Она будет чуть-чуть повыше, но пока это не так серьезно. А вот когда к нам приедут футбольные болельщики и будут много чего покупать, инфляция повысится.  

— Как будет вести себя Центральный банк? Должен ли он вмешаться в ситуацию — например, скорректировать ключевую ставку? Насколько она может измениться?

— Центральный банк вообще себя никак не ведет. Он таргетирует инфляцию, а не валютный курс. И, несмотря на резервы в размере 460 миллиардов долларов, скорее всего, он не будет вмешиваться. Может быть, только будет взята пауза в снижении процентной ставки. 

«В целом нынешняя ситуация лучше, чем в конце 2014 года, потому что пока мы не видим падения цен на нефть» «В целом нынешняя ситуация лучше, чем в конце 2014 года, потому что пока мы не видим падения цен на нефть» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ МОЖЕМ ЗАМОРОЗИТЬ ИХ — PROCTER&GAMBLE, APPLE, PEPSICO, COCA-COLA»

— Насколько серьезные потери понесут компании, которые подпали под новые санкции минфина США — «Русал», «Ренова», ВТБ и т. д? Какую часть бизнеса они потеряют? 

— Мне кажется, что «Русал» в итоге вообще национализируют. Сначала будет поддержка со стороны госбанков, рефинансирование, а потом кредиты поменяют на долю в акционерном капитале. То есть госбанки конвертируют свои кредиты в акционерный капитал и станут совладельцами.   

— Как это отразится на госбюджете?

— Я не думаю, что налоговые выплаты от компаний сильно снизятся. 

— По каким отраслям санкции уже ударили и ударят в дальнейшем сильнее всего? 

— Сильно страдает инвестиционная сфера, а какие-нибудь сыровары или производители курицы сильно выигрывают, потому что слабый рубль для них очень хорошая поддержка с точки зрения борьбы с конкурентами.

«Геополитическая ситуация уже вызвала обвал на российском рынке акций, рубль держится. Однако в случае дальнейшего обострения ситуации валютный рынок не остается в стороне. Соответственно, снова пойдут разговоры о его полном или частичном административном регулировании. Есть достаточно серьезные риски повторения ситуации конца 2014 года» (Александр Разуваев, «На линии»).

— В целом нынешняя ситуация лучше или хуже, чем в конце 2014 года? 

— Ситуация лучше, потому что пока мы не видим падения цен на нефть. 

— А если сравнивать те санкции и нынешние, какие по России ударили больнее? 

— Тогда был первый этап санкций, теперь мы видим второй этап жестких санкций. 

— Каких шагов дальше ждать от Штатов и чем может ответить Россия? Ваш вариант дальнейшего развития событий?

— Россия может ввести мораторий на выплату долга в пользу Штатов и их союзников, cуверенный долг и корпоративный. Плюс мы можем заморозить их активы у нас. Это компания Procter&Gamble, выручка которой порядка 2 миллиардов евро, это Apple, PepsiCo, Coca-Cola. Они все сидят, у всех выручка больше миллиарда долларов точно, да много их. А если мы посчитаем долю BP в капитале «Роснефти»... Но это тот вариант, когда политика разрушает экономику.

— США запретят инвесторам покупать российский госдолг? 

— Рассматривается вариант, что старых ОФЗ ситуация не коснется, а новые покупать не стоит. Но пока все не очень понятно. Наверно, еврооблигаций это коснется. 

— И что в итоге будет с рынком ОФЗ? Какие будут последствия для всей финансовой системы России?

— Ставки, вероятно, повысятся по этим долгам, для граждан это даже хорошо. По вкладам ставки снижаться не будут, а может, даже вырастут. 

«Россия может ввести мораторий на выплату долга в пользу Штатов и их союзников, суверенный долг и корпоративный. Плюс мы можем заморозить их активы у нас»Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

«ОПТИМИСТЫ УЧАТ АНГЛИЙСКИЙ, ПЕССИМИСТЫ — КИТАЙСКИЙ, А РЕАЛИСТЫ — АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА»

— Подключится ли к новым санкциям Европа? 

— Вряд ли. С моей точки зрения, она все-таки заинтересована в сырьевых поставках и реализации «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» со всеми вытекающими последствиями. 

— Однако по последним событиям это не очевидно. Скажем, в понедельник Путин разговаривал с Меркель, было заявлено об общем понимании ситуации вокруг «Северного потока». А во вторник Меркель говорит о том, что нужно учитывать интересы Украины и объявляет, что главы Франции, Украины и Германии обсудят ситуацию на Украине без России. 

— Я думаю, что все равно все будет реализовано — и по «Северному потоку — 2», и по «Турецкому потоку», потому что европейский рынок и германская экономика (как самая крупная в Европе) нуждаются в энергоносителях. Европейцы прекрасно понимают, что без всякой политики износ украинской трубопроводной системы очень большой. 

«Чем может ответить Россия? Арсенал мер известен. Национализация активов американских компаний в России и, главное, мораторий на выплату внешних суверенных и корпоративных долгов. Решения Владимира Ильича Ленина могут оказаться очень востребованы спустя сто лет. Как следствие — могут быть заморожены российские инвестиции в американские суверенные облигации. Если, конечно, их не продать вовремя.

Ну и конечно, глобальный кризис не за горами. Пузырь на американском рынке акций может сдуться в любой момент. И вероятность этого в последнее время сильно выросла. И не факт, что новый кризис без серьезных потерь переживут сами США и их союзники в Европе» (Александр Разуваев, «На линии»).

— Вы предсказываете, что глобальный кризис не за горами. В чем он может выразиться?

— Американский рынок акций сильно перегрет. Если он лопнет, и американские акции повалятся, будет глобальный кризис: акции и валюты упадут по всему миру, многие финансовые компании обанкротятся, а я уйду с инвестиционного рынка и открою бордель. Это очень интересный бизнес. 

— И когда это может произойти? 

— В ближайшие месяцы. Думаю, что до конца года американский рынок акций сильно скорректируется. Как пузырь лопнет, так я бордель и открою. 

— А что ждет российскую валюту в среднесрочной перспективе на три-шесть месяцев вперед?

— Все зависит от политики и санкций. 

«Думаю, что у нас будет новое правительство и наиболее вероятно, что возглавит его госпожа (Эльвира) Набиуллина» «Думаю, что у нас будет новое правительство и наиболее вероятно, что возглавит его госпожа [Эльвира] Набиуллина» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А если предположить...

— Нельзя ничего предполагать. Может, через неделю будет ядерная война. Если американцы шарахнут по Дамаску, наши ответят — и все! Путин же сказал, что, если России в мире не будет, зачем нам такой мир.

— А может ли вся эта ситуация ухудшить отношение россиян к Владимиру Путину, власти вообще? 

— Отношение к президенту никак не изменится. Если брать Путина, то надо помнить, что мы находимся в состоянии гибридной войны и его рейтинги крайне высокие. Если брать правительство, то отношение к нему будет хуже. Но мы не знаем, каким будет новое правительство. Если посмотреть на дело группы «Сумма», то вероятность того, что действующий премьер и господин [Аркадий] Дворкович останутся, крайне низкая. Думаю, что у нас будет новое правительство и наиболее вероятно, что возглавит его госпожа [Эльвира] Набиуллина.