С самого утра в здании Арбитражного суда РТ было необычно много представителей спецназа службы судебных приставов. Сразу было понятно, что ожидаются нерядовые слушания Фото: Александр Андреев

ИЩУТ НЕДОСТАЧУ В 20 МИЛЛИАРДОВ

С самого утра в здании Арбитражного суда РТ было необычно много представителей спецназа службы судебных приставов. Сразу было понятно, что ожидаются нерядовые слушания. Приставы более тщательно, чем обычно, проверяли входящих и располагались чуть ли не через каждые 5 м вокруг залов, где должны были проходить слушания по банкротству ИнтехБанка и Татфондбанка (ТФБ). С началом слушаний приставы занимали ключевые позиции внутри залов, всем своим видом показывая, что не допустят эксцессов. Впрочем, сами слушания прошли мирно.

Судья предложил представителю конкурсного управляющего ТФБ в лице агентства по страхованию вкладов (АСВ) Михаилу Захваткину отчитаться о первом годе процедуры банкротства банка. По его словам, после инвентаризации имущества ТФБ была выявлена недостача в размере 41 млрд рублей. В ходе работы по взысканию недостачи было подтверждено право собственности банка на общую балансовую стоимость 11 млрд рублей. В настоящее время продолжается работа по взысканию недостачи на сумму порядка 20 млрд рублей, которая приходится на долги юрлиц, объявленных банкротами. По состоянию на 1 марта 2018 года балансовая стоимость активов ТФБ составляла 210,5 млрд рублей. Из этой суммы в доверительное управление были переданы активы на сумму около 26 млрд рублей, в том числе ценные бумаги почти на 22 млрд рублей и денежные средства в размере около 4 млрд рублей.

Более 53% (почти 119 млрд рублей) всех активов ТФБ составляют кредиты и прочие размещенные средства, в том числе почти 1,5 тыс. кредитов юрлицам на сумму 99 млрд рублей и 66 тыс. кредитов физлицам на сумму на 22 млрд рублей.

В настоящий момент полностью погашена задолженность по 150 кредитам юрлиц балансовой стоимостью 5 млрд рублей и 19,5 тыс. кредитов физлиц на сумму около 2 млрд рублей. Обслуживание ссудной задолженности продолжается по 28 тыс. кредитов балансовой стоимостью 27 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что просроченная задолженность по 33 тыс. кредитов составляет 85 млрд рублей без учета начисленных процентов, штрафов и пени.

В целях взыскания задолженности в суды направлены более 7 тыс. исков на сумму 157,5 млрд рублей, в том числе 415 заявлений по включению требований банка на сумму 146 млрд рублей в дела о банкротстве. В результате рассмотрения было удовлетворено 3084 иска на сумму 75 млрд рублей, отказано в удовлетворении 45 исков на сумму 21 млрд рублей. Остальные иски, по словам Захваткина, находятся на рассмотрении суда. На уточняющий вопрос судьи он признал, что также есть еще требования, которые не направлены в суды.

Ведется работа и по взысканию ценных бумаг на сумму более 30 млрд рублей, в том числе 10 млрд рублей долей ЗПИФ и облигаций банка «Пересвет» на сумму 3 млрд рублей. В результате проверки деятельности банка в предбанкротный период в суд было подано 787 заявлений об оспаривании сделок на сумму 43,8 млрд рублей, из которых удовлетворено 57 заявлений и в удовлетворении 71 заявления отказано. Остальные заявления находятся на рассмотрении суда.

Михаил Захваткин Михаил Захваткин (справа) отчитался о о первом годе процедуры банкротства ТФБ и попросил продлить на 6 месяцев сроки конкурсного производства Фото: Александр Андреев

ПЕРВЫЕ ТОРГИ — К КОНЦУ МАЯ

Представителями конкурсного управляющего была проведена оценка части выявленного имущества банка на общую сумму 3,2 млрд рублей, однако за прошедший год так и не удалось приступить к распродаже имущества. Как объяснил Захваткин, вина в этом полностью лежит на республиканском агентстве по госзаказу, которым руководит Яков Геллер.

«По инициативе одного из членов комитета кредиторов ТФБ в качестве организатора электронных торгов была утверждена кандидатура республиканского агентства. Но, к сожалению, они оказались не готовы к исполнению взятых обязательств. Завтра на комитете кредиторов будет утвержден новый организатор торгов», — рассказал Захваткин, добавив, что первые торги могут пройти ближе к концу мая.

«Подвел Геллер», — тихо прокомментировал слова Захваткина кто-то из слушателей.

Тем временем представитель конкурсного управляющего ТФБ подвел итог: сформирована конкурсная масса в размере 14,3 млрд рублей, которая направлена на удовлетворение требований кредиторов первой очереди, в которую входят само АСВ и физлица. Уровень компенсаций для них повышен с 15,44% до 20%. Причем около 2 млрд рублей из этой суммы достанется клиентам Татфондбанка, у которых имеются встречные обязательства, — например, это владельцы депозитов и одновременно получатели кредитов.

Захваткин завершил свой доклад просьбой продлить на 6 месяцев сроки конкурсного производства, т. к. еще имеется возможность нарастить конкурсную массу. За это время, по его словам, будет подано еще около 10 тыс. исковых заявлений.

Арбитражный суд Татарстана удовлетворил ходатайство и продлил конкурсное производство Татфондбанка и ИнтехБанка до 10 октября.

Яков Геллер Вину за то, что не удалось приступить к распродаже имущества банка, Захваткин возложил на республиканское агентство по госзаказу Якова Геллера Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫ ЛЮДИ НЕ МЕСТНЫЕ, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ЗНАЕТЕ, НО МЫ-ТО ЗНАЕМ...»

Когда слушатели покинули зал заседаний, Захваткина окружили несколько пенсионерок, которые, судя по их словам, хранили деньги в ИнтехБанке. «Мы видим разницу в вашей работе и тех, кто работает в ИнтехБанке. Там дети работают, а хотелось бы по-взрослому. Вы все-таки более солидный человек, имеете большой жизненный опыт и авторитет, совесть, может быть, побольше. Может быть, вы им советик какой-нибудь дадите? Напутствие? Можете как-то на них повлиять?» — ошарашила Захваткина одна из пенсионерок.

«Мы вместе взаимодействуем, все это обсуждается. То, что происходит в ИнтехБанке, нам известно. Мы одна команда. Мы делаем все, что возможно, будьте спокойны насчет этого», — попытался он утешить пенсионерок. Однако тем явно нужно было выговориться.

«Все знают, что в тех фирмочках, которые растащили наши деньги, все кто родственники, кто знакомые членов нашего правительства. Сейчас они банкротятся. Нельзя как-то этот процесс остановить, чтобы вернуть наши деньги? Почему таким фирмам вообще выдавались кредиты?» — задали они очередной вопрос.

«Мы активно участвуем в процедуре банкротства, препятствуем тому, чтобы процедура завершилась „втихую“. Запрашиваем всю информацию, изучаем, куда деньги ушли. Просто поймите, это большой объем работ. У нас сейчас 415 банкротств, и мы пытаемся в каждом деле разобраться, выяснить обстоятельства, которые привели к банкротству. Потом будем работать по персоналиям, привлекать их к субсидиарной ответственности», — терпеливо объяснил Захваткин.

Тут пенсионерка попросила корреспондента «БИЗНЕС Online» отключить запись, объяснив это тем, что боится за свою безопасность, и раскрыла Захваткину главную тайну. «Вы люди не местные, может быть, не знаете, но мы-то знаем, что местные правоохранительные органы и суды подчиняются властям Татарстана. Как можно быть уверенным, что связанные с ними люди понесут ответственность? Мы не видим надежды!»

«Правоохранительные органы под контролем федерального центра, поэтому не переживайте», — успокоил ее конкурсный управляющий ТФБ.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, выявлены ли признаки предумышленного банкротства Татфондбанка, Захваткин ответил, что выводы делать рано. «Все прописано у нас в регламенте работы. Сначала проводится процедура банкротства, потом выявляются ответственные лица, а потом находятся или не находятся основания для привлечения к субсидиарной ответственности, затем поднимается вопрос о преднамеренном банкротстве. Сначала надо создать юридическую базу, чтобы в дальнейшем сделать выводы и подавать заявления в правоохранительные органы», — рассказал он.

«До 10 октября успеете определиться?» — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online».

«Потребуется более длительный срок», — ответил Захваткин.

Арбитражный суд Татарстана удовлетворил ходатайство и продлил конкурсное производство Татфондбанка и ИнтехБанка до 10 октября Фото: Александр Андреев

ИНТЕХБАНК: «ДУМАЮ, МЫ ПО ПРИМЕРУ ТФБ БУДЕМ УВЕЛИЧИВАТЬ ПРОЦЕНТЫ»

И второй наш корреспондент ощутил повышенные меры безопасности: при входе в суд у него дважды проверили документы, а в коридорах второго этажа можно было заметить с десяток судебных приставов, часть которых имели даже чересчур крепкое телосложение. Изменены были и залы судебных заседаний — оба процесса, «Интеха» и ТФБ, шли на втором этаже в больших залах. Но эти меры, по сути, оказались чрезмерными — например, на заседание по ИнтехБанку пришли только две пенсионерки. Последние молчали все заседание, но, когда судья удалилась, не выдержали: «Терпения нет, вас бы так ограбили!» Далее посыпались упреки в сторону АСВ: «Сосете деньги нашего банка, сидите, ничего не делаете за счет людей. А деньги тают». Другая женщина возмущалась: «Банк был прибыльный! Как он мог обанкротиться?» Первая стала выкрикивать, что крупные должники банкротятся, а АСВ против этого ничего не предпринимает. Впрочем, после заседания аэсвэшники попытались объяснить женщинам, что противиться банкротствам те не могут, но могут войти в реестр требований и ждать своих средств.

На самом процессе представитель АСВ Василий Столбов зачитал свой отчет, который уже анализировал «БИЗНЕС Online». На 1 марта активы ИнтехБанка формально составляют 29 миллиардов. Из них кредитный портфель юрлиц и физлиц — 17,7 млрд рублей. Печально, но из них 13,5 млрд долга просрочено. Так что конкурсный управляющий подал в суды 472 исковых заявления о взыскании ссудной и другой задолженности на 21,8 млрд рублей. Сейчас в судах осталось 144 иска на 14,6 млрд рублей. Печалит опять же вынужденная работа банка с банкротами. 38 должников «Интеха» — банкроты, в основном это мусинские конторы и несколько банков.

Исполнительных производств, к слову, побольше, чем в ТФБ, — на 2,4 млрд рублей. С помощью судебных баталий ИнтехБанк пополнил кошелек на 126,3 млн рублей.

Василий Столбов уточнил, что требования кредиторов «в течение конкурсного производства могут еще поступать»Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается сомнительных сделок, то АСВ в арбитраже отсуживает 4,7 млрд рублей — подан 381 иск. Важно, что среди них есть иск к Банку России на 123 млн рублей — видимо, на один из денежных траншей, вынутых в декабрьскую лихорадку 2016 года. Заметим, что это даже больше, чем аналогичные требования к ЦБ со стороны Татфондбанка: там остановились на 53 млн рублей. 76 исков по инициативе Исаева было отозвано.

В реестр требований кредиторов вошли 3 450 юрлиц и физлиц, сумма составила 23 млрд рублей. И здесь оказались желающие поживиться: требования 647 заявителей аж на 53 млрд Столбов отверг. На заседании он уточнил, что требования кредиторов «в течение конкурсного производства могут еще поступать».

Пока первой очереди кредиторов платят скромнее, чем татфондбанковцам, — 11,7% от требований. Всего уже выплачено 1,7 млрд рублей. «Также мы продлили выплаты до 28 августа текущего года. Думаю, мы по примеру ТФБ  будем увеличивать проценты», — отметил Столбов.

Упомянул он и проблему с площадкой для торгов. Пока что силами агентства отбирается площадка на конкурсной основе среди аккредитованных, данные материалы будут направлены до конца этой недели комитету кредиторов для согласования торгов и реализации имущества. Заседание комитета кредиторов планируется на 27 апреля.

Судья Венера Красавина спросила про сокровенное — размер расходов самого банка и количество сотрудников. АСВ заявило, что расходы на функционирование кредитной организации составили 244 млн рублей. Количество сотрудников — на момент отзыва лицензии в банке 505 человек, сейчас их осталось 36 «плюс четыре по договорам». «По мере уменьшения объема работы будет уменьшаться штат», — объяснил Столбов.

Под конец же АСВ заявило, что летом пройдет обширная проверка ИнтехБанка на предмет возможного преднамеренного банкротства. При этом информация была подана несколько двояко: с одной стороны, проверка только готовится, с другой — уже было подано заявление в следственный комитет России заявление в том числе и о возможном преднамеренном банкротстве банка.

Кроме того, на заседании в арбитраже прозвучало, что 19 февраля 2018 года следственным управлением следственного комитета России по РТ в отношении первого заместителя председателя правления ПАО «ИнтехБанк» Елены Наумовой возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ по факту злоупотребления полномочиями при приобретении прав требования к юридическому лицу. Также 26 марта 2018 года было возбуждено уголовное дело в отношении председателя правления ИнтехБанка Марселя Зарипова. В итоге два данных дела были объединены в одно.

Арбитраж постановил продлить конкурсное производство ИнтехБанка еще на полгода.