Легкий предвыборный скандал с участием мебельной сети «Ильдом» случился за полтора месяца до выборов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОТКОПАЛИ КАКУЮ-ТО НЕПОНЯТНУЮ ШТУКУ С ОСЕНИ — И ТЕПЕРЬ ДЕЛО ШЬЮТ»

Накануне в УФАС по РТ состоялось заседание по делу челнинской мебельной сети «Ильдом». Напомним, легкий предвыборный скандал с ее участием случился за полтора месяца до выборов. В городе стали появляться рекламные щиты, содержание которых сводилось к тому, что «Ильдом» предлагал своим клиентам приобрести диван «Геннадий», шкаф-купе «Вольфыч» и подушку «Ксению». Всего в Челнах было размещено около 10 нестандартных рекламных баннеров трех видов. Акция на «кандидатов» длилась как раз до 18 марта и была стимулирующей: ее суть заключалась в предоставлении специальных цен на некоторые позиции.

Уже на тот момент эксперты «БИЗНЕС Online» высказывали опасения, что рекламу реальные кандидаты могут воспринять в штыки. «Кто-то, например Владимир Вольфович, скажет: „Молодцы!“ А кто-то и скажет, что не очень хорошо это все, — предположил тогда доцент кафедры графического дизайна Камского института искусств и дизайна, член международной ассоциации „Союз дизайнеров“ Игорь Козлов. — И за подобный креатив можно получить по голове. Причем в данном случае кандидат имеет все основания возмутиться. Вы же сразу ассоциируете рекламу с определенным кандидатом. Значит, заимствование прямое. Значит, имеет отношение к персоне. А персона должна на это давать права».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Так и случилось: через полторы недели после появления плакатов член президиума фракции ЛДПР Михаил Дегтярев попросил ФАС провести расследование на предмет нарушений мебельным магазином требований федерального закона «О рекламе». «Размещенная на конструкции информация обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя, сформировать негативный имидж Владимира Жириновского, порочит его честь, достоинство и деловую репутацию. Следовательно, данная реклама является ненадлежащей», — говорилось в запросе в ФАС. Депутат просил оштрафовать фирму и демонтировать баннер. «Считаю, что подобные спекуляции нужно пресекать», — заявил Дегтярев.

«Мы писали объяснительную в ЦИК — говорили, что никакого ассоциативного ряда ни с одним кандидатом мы не выстраивали, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор по маркетингу „Ильдом.рф“ Антон Трусов. — В частности, мы среагировали на заявление Дегтярева о том, что „Вольфыч“ — это прямое обращение к Владимиру Вольфовичу. В объяснительной мы рассказали, что Вольфыч — это герой анимационного мультфильма „Монстры на каникулах“, а не кандидат в президенты».

Дело с «мебельными кандидатами» активно обсуждалось в СМИ и соцсетях, и никто и предположить не мог, что закончится оно ничем. «Претензий по баннерам „Выборов мебели“ ФАС нам не предъявил», — рассказал Трусов после визита в надзорное ведомство. К слову, сам Дегтярев об итоге заседания УФАС по его заявлению не был в курсе. «Официальный ответ о результатах проверки ФАС я еще не получил. Пока нет оснований подвергать сомнению решения ФАС», — ответил нам член президиума партии.

«НА НАС ЧТО, ЗАДНИМ ЧИСЛОМ БОЧКУ КАТЯТ?»

Однако для ФАС дело с «Ильдомом» не закрыто. «Там ничего не нашли, но откопали какую-то непонятную штуку с осени — и теперь дело шьют», — заметил Трусов. «Непонятной штукой» оказался опять-таки рекламный баннер, размещенный в районе остановки «Автостанция» в Набережных Челнах в сентябре прошлого года. Баннер зазывал на огромный мебельный sale. При этом  гласил буквально следующее: «Движение прямо — 60-процентная скидка». Инспекторы ГИБДД сочли его похожим на дорожный знак.

«Баннер „60-процентная скидка“ был схож с дорожным знаком „Ограничение скорости 60 километров в час“, — пояснил „БИЗНЕС Online“ старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Ильдар Гайнуллин. — Такие баннеры, особенно вблизи проезжих частей, запрещены. Поэтому сотрудниками ГИБДД был составлен протокол по статье 14.38, часть 1 КоаП РФ („Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах“). Факт был зафиксирован в декабре, представителей компании пригласили в ГИБДД, в январе был составлен административный материал — он был направлен в ФАС».

Однако в «Ильдоме» возникшую ситуацию описывают иначе. «Фото было сделано якобы 11 декабря, хотя у нас есть акт о том, что в октябре мы уже поменяли эту конструкцию, — рассказал Трусов. — И письмо, которое к нам пришло, — оно тоже „из прошлого“. Это дело для путешественников во времени. На нас что, задним числом бочку катят? Да, был прецедент, но у него срок давности истек по всем статьям закона о рекламе. Нам говорят — нет, вы попадаете под другой пункт. Под какой пункт — не говорят. Сказали, что надо перенести заседание...»

В ГИБДД на претензии компании отвечают коротко: даже если такой баннер стоял у дороги пять минут — за него все равно придется ответить по закону. «Конечно, они его сейчас убрали. Но это все равно, что пьяного водителя оформить, а он завтра придет и скажет: „Так я же уже трезвый, не лишайте меня прав“», — сказал Гайнуллин.

Антон Трусов Фото: chelny-biz.ru

«Мы не знаем сейчас, что это такое, — продолжает Трусов. — На нас какое-то административное давление оказывается со стороны ЛДПР? Или что-то другое? Где фотографии-то достали? Мы составляли исковое заявление на представителя координационного центра ЛДПР по Челнам, который в СМИ высказался о том, что нам грозят посадки. По закону о рекламе, нам максимум штрафы, никаких посадок. Мы можем расценивать это как публичное заявление об угрозе».

Согласно закону, за размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, нарушителю грозит штраф: на граждан — от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, на должностных лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей, на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

На сегодняшний день «Ильдом» насчитывает три магазина и пункта выдачи товаров в Челнах: в ТЦ «Алтын Ай», ТЦ «Тулпар», а также в салоне мебели «Мебельград Европейский». На сайте компании указано, что она осуществляет доставку мебели по всему Татарстану и даже за его пределами. Владельцем компании является предприниматель Ильсур Валиахметов, он же — генеральный директор ООО «Ильдом».