Сегодня Сергей Шаргунов в доме Аксенова презентовал свою новую книгу «Свои» Сегодня Сергей Шаргунов в доме Аксенова презентовал свою новую книгу «Свои»

«В НАШЕ ВРЕМЯ САМО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК — ПОЛИТИК, ЗАЧАСТУЮ ДИСКРЕДИТИРОВАНО»

В Казани у писателя, журналиста и депутата Госдумы от КПРФ Сергея Шаргунова неожиданно оказалось много дел. После Москвы столица Татарстана стала первым городом, где он устроил презентацию новой книги «Свои». Также послезавтра он примет участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады по русской литературе, проходящем в нашем городе, и выступит в КФУ.

А сегодня перед тем как приехать в дом Аксенова на свидание со своими читателями, Шаргунов встретился с мэром Казани Ильсуром Метшиным. Это был не случайный визит, поскольку известная медиаперсона прибыла в Казань в рамках проекта «Арт-резиденция», который работает при поддержке мэрии Казани и дислоцируется в Старо-Татарской  слободе. Цель «Арт-резиденции» – обогатить культурную жизнь в Казани, приглашать сюда писателей, чтобы они познакомились с городом, а потом столица Татарстана тем или иным образом отразилась в их творчестве. «Мы подумываем о том, чтобы организовать большой книжный фестиваль и в Казань приехала целая команда писателей, – рассказал депутат и литератор корреспонденту „БИЗНЕС Online“ о деталях общения с Метшиным. – Может, даже получится придумать евразийскую литературную премию. Она должна быть суперпрофессиональной и выстраиваться не по принципу личных знакомств или приязней. Самых талантливых надо поддерживать. Мне кажется, в Казани сейчас для этого есть все возможности, чтобы аккумулировать все творческие силы страны. Мне хочется, чтобы мы забабахали серьезную историю в сфере культуры, и я был бы рад оказаться здесь полезным».


На встрече с писателем собрался полный актовый зал дома Аксенова. Тут были учителя, библиотекари, представители молодежной Общественной палаты, сценарист «Овсянок» Денис Осокин и куратор «Арт-резиденции» писатель Ильдар Абузяров

Свою новую книгу Шаргунов иначе как портретом нашего времени не называет. «В ней есть  самые разные персонажи, – говорит он. – Это попытка зафиксировать нашу реальность. Здесь есть и человек, расчищавший взлетную полосу в тайге, куда потом упал самолет, и ополченец, уехавший  на Донбасс, и толстый похмельный депутат, и статист в громком телевизионном шоу. Книга „Свои“ про нас про всех. Про то, что всех жалко. И мне кажется, что в нашей литературе не хватает образа настоящего. Я постарался поймать и зафиксировать наше время в этих рассказах. Там 20 текстов».

На встрече с писателем собрался полный актовый зал дома Аксеновых. Тут были учителя, библиотекари, представители молодежной общественной палаты и сценарист «Овсянок». Денис Осокин На встречу собрался полный актовый зал дома Аксенова. Тут были учителя, библиотекари, представители молодежной общественной палаты и писатель Денис Осокин

Шаргунов поделился и тонкостями своего творческого процесса: «Когда начинаешь писать – это одно состояние, и ты пишешь как бы во хмелю. Может быть, это иногда жар наивности. Это непередаваемое и неповторимое ощущение, когда появляются твои первые рассказы или повесть. Потом возникает больше профессионализма, ты лучше выстраиваешь сюжеты. И зрелые книги тоже дороги. Но на самом деле  всегда дорога последняя книга, последний рассказ. В этой книге это „Валентин Петрович“ – такой мостик к биографической моей книге о Катаеве».

На вопрос из зала о том, кем он себя больше ощущает – писателем, журналистом или политиком, московский гость ответил, что воспринимает себя как пишущего человека и главное для него в жизни – писать книги. Что же касается слова «политик», он его воспринимает как бранное.

Свою новую книгу Шаргунов иначе, как портретом нашего времени, не называет После Москвы столица Татарстана стала первым городом, где он устроил презентацию новой книги «Свои»

«В наше время само представление о том, что человек – политик, зачастую дискредитировано. Это тот человек, который крышует бизнес или сидит как мышь под веником. В этом смысле и Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и Шолохов – все политики. Писателю свойственно отзываться на боли и горечи жизни. И у больших писателей половина написанного составляла публицистика. Это нормально – отзываться на происходящее. И более того, у меня такое ощущение, что если писатель не разбирается в социальном контексте, в истории как таковой, то едва ли он может изобразить достоверный характер. Сочувствовать людям, помогать униженным и оскорбленным – это в природе русской литературы. Что касается истории с Государственной Думой, я просто хотел доказать всем, что можно быть нормальным человеком, оставаясь депутатом».


«БЕСКОНЕЧНЫЙ ТРЫНДЕЖ ПРО МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ ЗАМЫЛИВАЕТ КРАЙНЕ ТЯЖЕЛУЮ ТЕМУ»

Одна из зрительниц, пришедшая на творческую встречу, возмутилась, как такой талантливый журналист променял ведение эфира «Эха Москвы» на появление в политических ток-шоу «России-1». «Начиная публицистическую работу, я сложил для себя правило присутствовать на разных площадках. Это дает возможность быть услышанным. Цензура есть на каждой из площадок. Вы прекрасно понимаете, что в федеральных СМИ не все можно нормально сказать – заглушат и перебьют. В прогрессистских СМИ есть свои проблемы, и, приходя на передачу, чувствуешь себя на допросе в гестапо. Но это не значит, что не нужно находить силы и приходить со своим мнением. Главное – сохранять последовательность и честность», – говорит Шаргунов.

Следующий вопрос был таким: миф ли то, что на экране оппоненты в ток-шоу дерутся, а за кадром дружат семьями? Шаргунов не исключил такой возможности. Бывали случаи, когда соперники после эфира куда-нибудь отправляются вместе «посидеть». «С одной стороны, демонстрируется предельная нетерпимость и взаимная  ненависть, которая может перерасти и в драку, когда люди могут заиграться. С другой стороны превращение всего в актерскую игру как в отбытии повинности тоже подрывает доверие к смыслу. Поэтому в стране есть драма, связанная с фальшью. И люди, включая даже самые популярные ток-шоу, не знают, кому верить. И более того, многие  действительно серьезные темы как бы забалтываются. Та же ситуация с Донбассом, где я бывал с первых дней. Это что, повод в очередной раз провести ток-шоу и поймать хайп на этой теме? Многие, кто распинается на экране про эту тему, никогда туда не поедет, опасаясь за собственную безопасность. Бывает неприятие оппонентами друг друга, но сами ток-шоу носят элемент игры, что переносится и за кулисы».

По мнению Шаргунова, люди на Донбассе оказались заложниками большой войны, и, конечно, территория «подвешена на крюк». Нет полномасштабных боевых действий, но люди гибнут практически каждый день, в той же Горловке. Это не только ополченцы, но и мирные люди. Прилетают снаряды, это страшно и печально. «Бесконечный трындеж про минские соглашения замыливает крайне тяжелую тему». При этом московский писатель не оборвал связь с теми, кто по ту сторону баррикад в этих вопросах. По его мнению, есть талантливые люди, с которыми он не согласен. «Есть некоторые, кто остервенело начинает себя вести. В Париже за завтраком встречаешь Митю Глуховского, а он: «Ты с кем сидишь, с национал-патриотами?» Я стараюсь с пониманием ко всем относиться. Того же Быкова читаю, и многое мне нравится. Хотя возник у нас тут спор, где я не проговариваю свою позицию, связанную с интервью российского литератора и публициста Марии Розановой. Так получилось, что Дмитрий Львович побывал у нее недели две назад, и у него вышло интервью в „Новой газете“ – с резкими суждениями, таким же заголовком. И совпало, что и я там был и тоже  побывал у нее и записал интервью на диктофон. И скажу вам: это разные тексты. Я не сторонник раздувать из этого скандал, хорошо, что Мария Васильевна в силах пообщаться. Конечно, она себя неважно чувствует, какие-то моменты я оставляю на совести Дмитрия Львовича», – рассказал писатель.


«НАШЕ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ, СИДЯЩЕЕ В
YOUTUBE, ВСЕ РАВНО ДУМАЕТ, ЧТО ВЛАСТЬ СКРЫЛА СОТНИ ПОГИБШИХ»

Шаргунов считает, что сегодня вопрос культуры в целом для страны и общества – это вопрос отсутствия общего языка, на котором могли бы говорить представители разных групп социума. «Последняя трагедия в Кемерове, на которую невозможно смотреть без слез, вскрыла не только нашу общую солидарность, когда Россия слезами умылась, но и вскрыла то, что начальники не знают, как разговаривать с людьми, убитыми горем: либо канцелярит, либо прямые оскорбления. Может, не по злому умыслу, но они в роли великих, а перед ними толпа...  И, с другой стороны, находятся те, кто  раздувает конфликт. Наше новое поколение, сидящее в YouTube, все равно думает, что власть скрыла сотни погибших. У меня сын так думает. Это непристойно – ловить хайп на трагедии. Это  отсутствие культуры и репутации».

Та же проблема и в Госдуме, заявляет Шаргунов. Многие депутаты здесь, оказывается, не умеют элементарно пользоваться интернетом. Они не понимают, что все сегодня онлайн, каждое сказанное слово. Отсюда дикие заявления и комментарии: «Люди привыкли по старинке. Они, может быть, и неплохие, они знают, что такое коммуникация с обществом, но сегодня каждый чих фиксируется, а они пускаются в пространные полуграмотные рассуждения по поводу тонких специфических вопросов. В этом им бы поучиться у молодых людей. Сегодня часто недооценивают нерв современности, который состоит в предельной открытости, хотя там есть внутренние риски и опасности».

Шаргунов считает, что сегодня вопрос культуры, в целом, для страны и общества — это вопрос отсутствия общего языка, на котором могли бы говорить представители разных групп социума Шаргунов считает, что сегодня вопрос культуры в целом для страны и общества – это вопрос отсутствия общего языка, на котором могли бы говорить представители разных групп социума

Шаргунова спросили и о его оценке деятельности публициста Александра Невзорова, учитывая, что последний неоднократно высказывался критично в адрес сегодняшнего казанского гостя.  «Он как Базаров, который оказался и персонажем, и жертвой эпохи. „600 секунд“ была самой рейтинговой программой в Советском Союзе, внесенной в Книгу рекордов Гиннесса. И это был блеск, мастерство, иной раз просто фантасмагория. Но демократы, получив власть, начали с того, что уничтожали свободу слова, а Невзоров, как без наркотиков, не мог жить без эфира. 1993 год – это не только разгон парламента и попрание конституции, это конец перестройки с ее идеализмом. Это и затыкание ртов. Единственная оппозиционная 10-минутная передача была ликвидирована.

И дальше, как говорил мне Глебыч, он стал ходить на золотой цепи у олигархов. Невзоров еще в 2008 году писал яркие патриотические тексты, про ту же самую Южную Осетию. Он говорил, что при всех его взглядах он оказался не нужен своему государству. Ему не предлагали никакой работы. Как только Невзоров немного в эпатажном ключе стал выступать с нигилистических позиций – сразу поездки в Лондон, телеканал „Дождь“, радио „Эхо Москвы“, журнал „Сноб“... Сразу герой. А так бы сидел как патриот и печатался на сайте „Однако“...»

Но, считает Шаргунов, в обществе должно быть больше людей, «которые сами по себе», а Невзоров как раз из таких. «Я не боюсь идти ни против официоза, ни против либеральной жандармерии – у меня своя позиция по множеству вопросов», – резюмирует депутат Госдумы от КПРФ.