Совет по товарным рынкам предупредил россиян о возможном росте цен на бензин к лету — из-за серьезного роста оптовых цен

ДЕФИЦИТА НЕТ, А ЦЕНЫ РАСТУТ

Совет по товарным рынкам (СПТР, объединение участников топливного рынка) опубликовал тревожное сообщение, предупредив россиян о возможном росте цен на бензин к лету — из-за серьезного роста оптовых цен. «СПТР обеспокоен ситуацией на топливном рынке. Критическая ситуация характеризуется тем, что сегодня, 28 марта 2018 года, биржевые цены на бензины достигли своих исторических максимумов за все время проведения биржевых торгов, — сказано в сообщении. — При этом сдерживание розничных цен привело к тому, что в ряде регионов продавцы топлива на АЗС реализуют бензины с существенным убытком, что в перспективе может привести к ситуации не только сокращения, но и прекращения розничных продаж некоторыми операторами».

В совет по топливным рынкам (СПТР) входят 13 розничных операторов АЗС из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Омска, Новосибирска и других городов России. В частности, ООО «Инко-Балт», ООО «Олимп-Трейд», «Петролеум Трейдинг»; недавно в ряды СПТР вступила «Шелл нефть» международной группы Shell.

Нажмите, чтобы увеличить

СПТР подробно объясняет причины рыночного дисбаланса, ссылаясь на цены Санкт-Петербургской товарной биржи и агентства «Аналитика товарных рынков». По данным биржи, последняя сделка с бензином «Регуляр-92» производства Самарской группы НПЗ 28 марта была заключена по цене 44056 рублей/т, что является самой высокой ценой этого товара за всю историю биржевых торгов. Биржевой индекс Московского региона для бензина «Регуляр-92» составил 45390 рублей/т, а для «Премиум-95» — 47216 рублей/т, не дотянув до исторического максимума нескольких десятков рублей. А значит, вслед за оптовой неизбежно поползет вверх и розничная цена, ударяя по кошельку рядового потребителя.

Нажмите, чтобы увеличить

Проблема в том, что на рынке создан искусственный дефицит бензинов, но не потому, что в стране бензина нет, а попросту из-за того, что большая его часть уходит на экспорт, утверждают эксперты.

«НП „СПТР“ выражает обеспокоенность политикой крупных игроков топливного рынка — нефтяных компаний, которые искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС и для конечных потребителей — промышленных компаний и сельхозпроизводителей, — бьют в колокола в совете. — Дальнейшее развитие ситуации приведет к закрытию целого ряда АЗС, не принадлежащих крупным нефтяным компаниям, а также ударит по карманам российских автолюбителей и негативно повлияет на экономическое состояние сельхозпредприятий во время подготовки к весенне-полевым работам».

Как сообщил РБК председатель правления СПТР Илья Мороз, при такой рыночной конъюнктуре уже через три месяца цены на заправках вырастут на 5 рублей за литр либо независимые АЗС закроются. Так что совет незамедлительно сообщил эти сведения в ФАС: «СПТР настаивает на принятии решения регулятором о расширении нормативов продажи топлива на биржевом рынке, что в текущих условиях является фактически единственным реальным средством разрешения сложившейся ситуации».

Ирек Сулейманов Защитником интересов «малышей» была выбрана ФАС, куда Ирек Сулейманов направил свое заявление с просьбой о расследовании

«ДАЛЬШЕ ТАК РАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

По сути, об этой же беде еще в ноябре 2017 года громко заявляла в Татарстане ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. Речь, правда, шла не о бензине, а о дизельном топливе — руководитель ассоциации опять же ссылался на данные Санкт-Петербургской биржи. Ассоциация била во все колокола о том, что оптовые цены на дизтопливо растут как на дрожжах, существенно превышая инфляцию, при этом крупные поставщики топлива легко выдерживают скачки цен, чего не скажешь о мелкорозничном звене. «Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей МСБ, — тревожились в ассоциации. — ВИНКи вынуждают своих конкурентов — независимых автозаправщиков работать в убыток, подталкивают их к продаже своих АЗС, которые охотно „прибирают к рукам“». «Мы терпели-терпели. Но дальше так работать невозможно», — возмущался глава ассоциации Ирек Сулейманов.

Защитником интересов «малышей» опять же была выбрана ФАС, куда Сулейманов направил свое заявление с просьбой о расследовании. Однако до повсеместного расследования, как видим, дело не дошло. УФАС по РТ сосредоточилось на исследовании лишь розничных цен, не затрагивая интересы оптовиков.

Письмо также было переадресовано президенту РТ Рустаму Минниханову, по результатам которого уже состоялась встреча президента ассоциации с замминистра промышленности и торговли РТ Алексеем Савельчевым. Но проблема уже не раз поднималась и в московских кругах. Претензии ассоциации Сулейманова к ВИНКам поддерживает российский топливный союз — в октябре он уже отправлял письмо по этой теме Владимиру Путину. «На оптовом рынке нефтепродуктов нефтяные компании задирают цены как хотят, используя такие инструменты, как объем производства, продажи собственным сбытам для влияния на биржевые цены на топливо. И ФАС ничего с этим сделать не может», — жаловался глава российского топливного союза Евгений Аркуша

Мартовский скачок оптовых цен больно ударил по независимым АЗС

ТАТАРСТАН: «ПОНИЖЕНИЯ ЦЕН ОЖИДАТЬ ТОЧНО НЕ ПРИХОДИТСЯ»

Что же будет происходить с рынком бензина в Татарстане? Грозит ли нам, нефтяной республике, дефицит топлива и как следствие взлет цен?

Сулейманов подтвердил «БИЗНЕС Online», что мартовский скачок оптовых цен больно ударил по независимым АЗС. Например, уфимские заводы за март повысили цену на 92-й бензин на 4,2 тыс. рублей за тонну, 95-й повысился на 5 тыс. рублей за тонну. Самарская группа заводов, «Салаватнефтеоргсинтез», Московский завод (самое меньшее повышение на 92-й и 95-й бензины) — это 3,5 тыс. рублей, самое большее — 5,1 тыс. рублей. Стоимость дизельного топлива повысилось примерно на 1,5–2 тыс. рублей за тонну. «Это существенное повышение оптовых цен, маржа на заправках стремительно падает, хотя и так она почти нулевая. К сожалению, мы (я говорю про частные заправки) сейчас уже не можем покрыть своих затрат. Как нам продавать, как нам извлекать прибыль?» — недоумевает он.

«Мы покупаем топливо на оптовом рынке, делаем определенную наценку и продаем, мы всего лишь магазин. Поэтому цена в рознице — это отражение цены в опте. Если смотреть по сегодняшним ценам, то оптовые цены на разные виды топлива повысились от 1,5 до 5 тысяч рублей на тонну», — говорит Сулейманов.

Владелец другой сети АЗС в Татарстане, пожелавший остаться неназванным, отмечает, что в течение последнего полугодия сложилась странная ситуация, когда розничные цены на дизельное топливо у крупных компаний оказываются ниже, чем оптовые цены на бирже, по которым товар закупают малые и средние заправщики. Он не исключает, что это делается специально, чтобы выдавить с рынка небольших игроков. «Они [крупные компании] нам говорят: „Вот ваша ниша — зарабатывайте на магазине, кафе, прочих сопутствующих товарах и услугах, а сюда лезть не надо“», — сожалеет он.

Он добавил, что в 2018 году ему пришлось прибегнуть к сокращению 50 офисных сотрудников и минимизировать всевозможные затраты. Однако, по его словам, работать в сложившейся ситуации все равно непросто.

Сулейманов соглашается с выводом СПТР об искусственном дефиците, который возник из-за переориентации крупных нефтяных компаний на экспорт. «Наша ассоциация совместно с российским топливным союзом обращалась и в ФАС, и минэнерго, проводились встречи. Мы говорим, что обязательные объемы, продаваемые нефтяными компаниями на внутреннем рынке, должны быть увеличены с 10 процентов хотя бы до 20 процентов», — напоминает Сулейманов.

«Что будет дальше? Если исходить из законов рынка, то розничные цены на топливо, конечно же, должны повыситься — вслед за ростом опта. Но что будет у нас — я не знаю, потому что цены на заправках у нас сегодня административно жестко регулируются. Но если продолжать в том же духе, то частные заправки вымрут, просто мы разоримся», — уверен Сулейманов.

Глава ассоциации поясняет, что как потребитель он тоже против повышения цен, но как бизнесмен считает невозможным его избежать. «Мы тоже покупаем это топливо. Мы понимаем прекрасно, что повышение отразится на росте цен на все продукты. Но мы за честный бизнес, мы хотим, чтобы частные заправки чувствовали себя как любой бизнес: извлекали прибыль, развивались, строили. Мы в свое время огромные деньги вложили в экономику республики, построили замечательные АЗС. Мы не за повышение, мы за паритет цен. Вот я вам уже сказал, что за месяц оптовая цена повысилась на 5 тысяч на 95-й бензин, а цена на заправке поднялась? Нет, не поднялась. Мне грустно думать, что будет завтра», — заключает Ирек Галимзянович. Конкретных прогнозов, насколько могут вырасти цены на бензин, он давать не стал.

Роберт Гилязиев Роберт Гилязиев отмечает, что в такой богатой нефтяными ресурсами и нефтеперерабатывающими предприятиями стране, как Россия, просто не может быть дефицита топлива

«В ТАКОЙ СТРАНЕ, КАК РОССИЯ, ПРОСТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЕФИЦИТА ТОПЛИВА»

Впрочем, как отмечают игроки рынка, в Татарстане потребитель вполне защищен — розничные цены на бензин довольно успешно регулируются усилиями кабмина. Напомним, что в правительстве действует рабочая группа из участников топливного рынка, которая дает в этом вопросе ориентиры. 

Начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев отмечает, что в такой богатой нефтяными ресурсами и нефтеперерабатывающими предприятиями стране, как Россия, просто не может быть дефицита топлива. Он приводит в пример, что в Татарстане дизельного топлива производится столько, что покрываются все внутренние потребности республики, а излишки удается продавать за ее пределы. В этом году также планируется начать выпуск и автомобильных бензинов на ТАНЕКО. «Дефицита топлива в России нет, но его можно искусственно создавать под различными причинами, имея желание повысить цены», — оговаривается Гилязиев. Причем глава управления ТЭР не исключает, что информацию в СМИ о грядущем повышении цен некие заинтересованные лица вбрасывают целенаправленно, чтобы «обосновать будущее повышение цен».

«Но если вы спросите, останутся ли цены на том уровне, который сегодня есть, могу сказать, что понижения цен ожидать точно не приходится. Как минимум потому что с 1 января правительство повысило акцизы на моторное топливо на 50 копеек, а с 1 июля будет еще одно повышение», — говорит Гилязиев.

За 2017 год розничные цены на моторное топливо в Татарстане поднимались пять раз: в феврале, марте, мае, сентябре и декабре. К примеру, если в январе 2017 года 95-й бензин на заправках стоил 37,90 рублей за литр, то в январе 2018 года — 40,3 рублей (рост — 2,4 рубля). 92-й бензин в январе 2017 года стоил 34,9 рубля, а спустя ровно год — 37,4 рубля (рост — 2,5 рубля). Последнее повышение было зафиксировано в РТ 23 декабря 2017 года, а в январе-марте 2018 года, отмечает Гилязиев, розничные цены на моторное топливо пока не менялись.

«В какой мере цены могут поменяться в апреле? Нужно посмотреть, какие цены установят заводы-изготовители, тогда можно будет предположить, как изменятся розничные цены, — говорит глава управления ТЭР. — Но нельзя под видом рыночной экономики пускать все на самотек. Правительству нужно будет проанализировать эти цены».