В театре им. Камала вчера прошла уже восьмая церемония вручения республиканской театральной премии «Тантана» В театре им. Камала вчера прошла уже восьмая церемония вручения республиканской театральной премии «Тантана»

ЧЕРНЫЙ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

Наверняка многих участников и зрителей церемонии вручения республиканской театральной премии «Тантана» («Триумф») накануне обуревали смешанные чувства. Особенно тех, кто пришел в Камаловский театр сразу с акции памяти по жертвам трагедии в Кемерове, собравшей сотни людей буквально в нескольких сотнях метров, под часами на Баумана. А на протяжении всего дня у корреспондента «БИЗНЕС Online» интересовались неравнодушные к театральной жизни: неужели церемонию не отменят? Вот такой печальный фон случился на этот раз у Всемирного дня театра, по случаю которого в Казани традиционно и вручают «Тантану». Кстати, к вечеру темных красок ему добавило появившееся на «Фонтанке» громкое интервью одного из лучших российских режиссеров и менеджеров, худрука питерской Александринки Валерия Фокина, честно сказавшего, что, по моего мнению, большинство чиновников от культуры ненавидит театр.

Честно говоря, в этот момент даже как-то радостно стало за Татарстан, где нет такого противостояния чиновников и художников. Конечно, в частных беседах одни о других отзываются часто нелицеприятным образом, но все это неизбежные рабочие моменты — понятно, что в любом случае люди плывут в одной лодке. Во всяком случае, в Казани вряд ли возможна ситуация культурной столицы России, где один чинуша, почти сошедший со страниц Салтыкова-Щедрина, публично сообщил, что предлагал ушедшему недавно со скандалом из театра им. Ленсовета блистательному режиссеру Юрию Бутусову поставить «хоть один веселый спектакль».

Это единение чувствовалось и в фойе театра им. Камала. Объятия, радость встречи старых знакомых, совместное фотографирование  — словно страна и не переживает страшную трагедию в ТЦ «Зимняя вишня». Но, с другой стороны, организаторов можно понять, собрать театральных деятелей со всей республики во второй раз и в другой день было бы не так просто. Хотя все же можно было как-то переформатировать сценарий церемонии, не ограничиваясь лишь минутой молчания.

«ЕСЛИ В ТАТАРСТАНЕ ХОЧЕШЬ РАБОТАТЬ ТАМАДОЙ, ТО ЕЩЕ НЕ ТОМУ НАУЧИШЬСЯ»

«День, когда нет маленьких и больших ролей, день, когда все роли равны ровно на 50 тысяч рублей с вычетом 13 процентов подоходного налога», — с этой шутки началась «Тантана-2018». Вообще, один из соведущих Дмитрий Язов — актер казанского ТЮЗа — постоянно пытался радовать аудиторию своим билингвизмом, объясняя свои познания в татарском языке так: «Если в Татарстане хочешь работать тамадой, то еще не тому научишься». Честно говоря, большинство этих реприз как раз больше и годились для корпоративов или свадеб. А вообще, в ходе церемонии ведущие (Рамиль Вазиев, Алсу Каюмова и, собственно, Дмитрий Язов) использовали многие модные ныне темы и тренды: «Фейсбук», селфи, криптовалюты, биткоин и даже не обошли вниманием тему допинга.

Первым музыкальным поздравлением на церемонии стала песня Раяза Фасихова, в которой под зажигательную музыку звучали и такие слова: «В этом мире нет ничего дороже жизни». В общем, во время звучания этой песни опять стало как-то не по себе... Далее последовали многочисленные концертные номера вперемежку с объявлениями победителей в различных номинациях. Фурор произвело «Шоу гармонистов», участники которого исполнили на гармошках мелодии из самых популярных голливудских фильмов. Знаменитая песня из фильма «Титаник» даже приобрела какое-то татарское звучание. Скромно был встречен обладатель «Золотой маски», тенор Ильгам Валиев, специально приехавший на церемонию из Уфы.

К теме трагедии в Кемерово косвенно вернулся и бессменный заведующий музыкальной частью театра им. Камала Фоат Абубакиров  вручая премию за лучшую женскую роль, поздравил всех «с прекрасным днем» и тут же себя поправил: «Не очень прекрасным, но днем». А еще именно Абубакирову достались едва ли не самые громкие аплодисменты за вечер, поскольку он еще и получил теперь уже традиционную премию имени экс-директора Камаловского театра Шамиля Закирова, учрежденную Салаватом Фатхетдиновым. «Ее размер с каждым годом растет, — отметил нынешний директор Камаловского Ильфир Якупов, объявляя лаурета. — В этом году Шамилю Закирову исполнилось бы 73 года. Соответственно, и сумма премии в этом году составляет 73 тысячи рублей». Вручить лично премию Салават не смог, но обратился к зрителям с экрана: «К сожалению, ни разу не удалось принять участие в этой церемонии лично. Но вы не забывайте, мы без театра жить не можем: пусть живет Камаловский театр, его артисты. Премию в этом театре можно дать любому, но нынешнего кандидата мы очень быстро определили и единогласно выбрали», — отметил он, передав право озвучить имя обладателя премии «самому молодому пенсионеру театра песни „Салават“» Фирзару Муртазину.

 Айрат Сибагатуллин: «Театр воспитывает нас, за это вам большое спасибо» Айрат Сибагатуллин: «Театр воспитывает нас, за это вам большое спасибо»

«ЕСЛИ ДРУГИЕ ТЕАТРЫ ВЫПУСКАЮТ ПО ПЯТЬ ПРЕМЬЕР В ГОД, ТО КАЧАЛОВСКИЙ ТОЛЬКО ОДНУ»

Кстати, «Тантану» за лучшую женскую роль в итоге получила Мадина Гайнуллина из Альметьевского татарского государственного драматического театра за главную роль в спектакле «Медея» по произведению знаменитого немца Хайнера Мюллера, имя которого в современном российском театре ассоциируется с самыми громкими и провокационными работами. Интересно, что альметьевцы только что вернулись из Москвы, где показывали другой спектакль режиссера Эдуарда Шахова «Магазин», который с огромным успехом уже был показан на ряде отечественных фестивалей, включая Казань. Теперь же «Магазин» претендует на «Золотую маску» и имеет прекрасную федеральную прессу, которая буквально восторгается, к примеру, работой в спектакле все той же актрисы Гайнуллиной.

Неужели татарский театр в Альметьевске может собирать публику на такие спектакли? Нужен ли зрителю, предпочитающему деревенские комедии, такой поисковый театр? С этими наивными вопросами мы обратились к директору Альметьевской татдрамы Фариде Исмагиловой. «Ко мне подошла женщина по совершенно частному вопросу, она искала квартиру в нашем доме, — ответила она. — Она мне сказала: „А я вас знаю“. Мы разговорились. Она спрашивает, какие спектакли мы готовим. Я ей перечисляю. Она отвечает: „Вы мне, пожалуйста, ваши обывательские спектакли не называйте. Я на ваши обывательские спектакли не пойду и не буду ходить“. И начала мне называть все фестивальные спектакли. Респект, уважуха! Как бы ни было, и на „Медею“, и на „Магазин“ есть свой зритель. Но это спектакли малой формы, там не может быть 378 человек, это нереально и не нужно даже. Но 70–80 зрителей, по количеству мест, обязательно есть, причем ходят особенно молодые зрители».

Рассказала она и о недавних «масочных» показах «Магазина» в столице на площадке «Театр наций» у Евгения Миронова. «Меня до сих пор трясет при упоминании этого всего. В первый день мы выступали как победители фестиваля театров малых городов, во второй день — как номинанты на „Золотую маску“. Брифинг нам проводил Евгений Миронов, пришел замминистра культуры РФ Журавский. Это же о чем-то говорит. Я хочу, чтобы все театры так подтянулись». 


В общем, на примере Альметьевска или, скажем, челнинских «Мастеровых» кажется, что центр тяжести театральной жизни республики мало-помалу перемещается в провинцию. «Кажется — и ура! Он не переходит туда, он, наконец, становится вровень с казанской театральной жизнью, — считает известный театральный критик и член жюри „Тантаны“ Нияз Игламов. — У нас есть „Угол“, у нас есть театр Камала, русский ТЮЗ, фонд Sforzando, когда-никогда в оперном театре возникают события, в Качаловском. Невозможно быть лучше Казани, просто они становятся вровень. 15 лет назад, когда я пришел в мир театра и начал ездить по городам Татарстана, там был ужасающий уровень театрального искусства. Сейчас это передовые коллективы — Мензелинск, Альметьевск, Челнинский татарский театр, Буинский очень активно рвется в эту плеяду, Нижнекамск! Я даже уже сейчас готов умереть — мы ездили их и ругали. Какой конфликт у нас был с Альметьевском 6 лет назад! Я все равно чувствую, что на полтора процента причастен к их успехам и счастлив».  

На этом фоне некоторые из театральных «тяжеловесов» были представлены на премии довольно скудно. Например, театр им. Качалова получил только одну номинацию — на «лучшую мужскую роль второго плана» претендовал Илья Славутский за своего Чарноту в «Беге». «Почему Качаловский так мало представлен? Потому что у них была всего одна премьера в прошлом году. Один спектакль — одна номинация. Это нормально. Если другие театры выпускают по пять премьер в год, то Качаловский только одну», — сказал Игламов «БИЗНЕС Online». Зная давний принцип «Тантаны» «всем сестрам по серьгам», можно было не сомневаться, что Славутский-младший премию получит.


Из заметных награждений также отметим номинацию «лучшая мужская роль». Ее обладателем стал Искандер Хайруллин — звезда Камаловского театра.  Его Тайфур Кормаш стал настоящим нервом спектакля «Мой белый калфак» — важной работы Фарида Бикчантаева, так и не ставший фаворитом у зрителей. Впрочем, премии Хайруллин был будто не очень рад – поднимаясь на сцену, он тяжело вздохнул. «Да, действительно, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Хочу искренне сказать, что из всех номинантов наименее достойным был я. Однако не артист находит премию, а премия артиста», — развел он руками, получая диплом и карточку с 50 тысячами рублей. Лучшего драматического актера Татарстана можно понять — ему «Тантану» можно вручать фактически ежегодно, настолько ярок Хайруллин практически во всех своих работах (годом ранее он взял приз за роль в спектакле «Без ветрил»), а вот для его коллег по номинации премия могла бы стать настоящим прорывом в профессии.

А еще запомнилась солистка балета театра им. Джалиля Аманда Гомес, поднявшаяся на сцену за специальным призом. Она поприветствовала публику на хорошем русском языке: «Я правда не знаю, что сказать, я обычно на сцене танцую». А в конце поблагодарила на португальском и татарском языках «Убригада, рәхмәт!»

Дошел черед до оглашения главной номинации – событие года. Победителями в этой номинации стали сразу два спектакля – «Иблис» Мензелинского театра и «Взлетел петух на плетень» Камаловского Дошел черед до оглашения главной номинации — «событие года». Победителями стали сразу два спектакля — «Иблис» Мензелинского театра и «Взлетел петух на плетень» Камаловского

«ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИВАЛОСЬ ЧИСЛО НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ, А СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАЛИ НЕЗАВИСИМЫМИ»

Но главная интрига церемонии таилась в самой важной номинации «событие года», где среди претендентов на победу, что совершенно нетипично для татарской театральной премии, преобладали работы под маркой поискового театра. К примеру, пластический спектакль Туфана Имамутдинова «Алиф» («Зов начала»), также номинированный на «Золотая маска» сразу в трех номинациях. Исполнитель главной роли в спектакле Нурбек Батулла пришел на церемонию в футболке с надписью «Барыбер», что в переводе с татарского означает «все равно». «Что все равно? — поинтересовалась корреспондент „БИЗНЕС Online“. — Все равно получу премию или не получу, или все равно получу?» «Нет, в том смысле, что все равны», — ответил Батулла. Он казался фаворитом в номинации «лучшая роль в музыкальном спектакле», но эту премию получила молодая звездочка фонда Sforzando Айсылу Нуруллина, за мужественную работу в моноопере «Письма Анны Франк». В общем, и за пределами оперного театра в Казани есть музыкальная театральная жизнь. И, между прочим, театр им. Джалиля уже заметил Нуруллину — она, пока как «внештатница», отправилась на очередной голландский чес казанской оперы, где исполняет одну из второстепенных партий в «Волшебной флейте».

Впрочем, молодому актеру и хореографу Батулле было за что порадоваться. В спектакле татарского ТЮЗа «Удивительное путешествие Кролика Эдварда», который получил премию за «лучший спектакль для детей» Батулла выступил хореографом. К тому же «Алиф» спецприз все-таки получил. Его вручил начальник отдела культуры Казани Азат Абзалов: «Мы долго советовались и решили, что в этот раз поддержим негосударственную институцию, своей поддержкой сделать таким образом, чтобы театральная жизнь стала более разнообразной, отличалась широкой палитрой, и самое главное, чтобы все начинания, которые есть в Казани, нашли свое продолжение». В ответном слове Батулла под одобрительные аплодисменты зала сказал: «Желаю, чтобы увеличивалось число независимых театров, а существующие стали независимыми».

Наконец, дошел черед до оглашения главной номинации — «событие года». Для этого на сцену по традиции поднялся министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин. «Я помню, когда мы росли, театр для нас был каким-то волшебным миром. И до сих пор так — когда смотрим спектакль, мы задумываемся, вспоминаем прошлое, задумываемся о будущем. Театр воспитывает нас, за это вам большое спасибо», — отметил он, вскрывая конверт. «Иблис» — раскрылась, наконец, интрига вечера. Этот спектакль в Мензелинском татарском государственном драматическом театре им. Амутбаева, который еще не видели в Казани, поставил кино- и театральный режиссер из Якутии, «якутский Тарантино» Сергей Потапов. «Подождите, здесь еще есть, — обратился Сибагатуллин к залу, который уже успел разродиться бурными аплодисментами. — Жюри очень сильно работало. Я и сам был в составе жюри». И объявил еще одного победителя — спектакль Бикчантаева «Взлетел петух на плетень» по повести Аяза Гилязова.


«Потапов сам приехать не смог, он сейчас находится в Санкт-Петербурге. С тех пор как он уехал от нас, в течение пяти месяцев он поставил пять спектаклей по всей стране», — отметил директор Мензелинского театра в ответной речи. По его словам, «Иблис» с большим успехом ездит по городам России, только что вернулся из Уфы, ну а 9 апреля его покажут в Казани — на сцене Тинчуринского театра.

А вот успеху спектакля «Взлетел петух на плетень» впору было огорчиться, как это сделал блестящий актер Хайруллин. У Камаловского театра не счесть призов национальной премии, да и новая работа, при всех ее художественных достоинствах, вряд ли проходит по разряду больших театральных открытий. А вот оставшиеся без главного приза «Алиф», прекрасно принятые столичной критикой «Индивиды и атомарные предложения» из «Угла» или альметьевская «Медея» — награждение любой из этих постановок продемонстрировало бы смелый тренд «Тантаны» в сторону того же смелого экспериментального театра. Не зря же все эти работы оказались вместе в главной номинации премии. Но задавать тренды «Тантана» пока не научилась — пожелаем же ей этого на будущее.