Дмитрий Медведев Дмитрий Медведев Фото: government.ru

«ЭКОНОМИКА ВЕРНУЛАСЬ К РОСТУ»

Сегодня расширенное заседание коллегии минфина началось с почти получасовой задержкой. Ждали премьер-министра Дмитрия Медведева, который по традиции посещает ежегодную итоговую встречу финансово-экономического блока правительства. А эта, по сути, имела особое значение, так как министру Антону Силуанову предстояло отчитаться за предыдущий год работы, а заодно и за последние 6 лет, так как в мае по закону нынешнее правительство сложит полномочия перед вновь избранным президентом. Останется ли Силуанов в министерском кресле, гадать не будем, но, забегая вперед отметим, что выступление главы минфина в больше степени было направлено в будущее.

Тем временем дверь отворилась, и в ней показался силуэт Медведева, который тут же проследовал в президиум и, не медля ни минуты, начал свою приветственную речь. Глава кабмина выглядел озабоченным, даже несколько подавленным, оттого и говорил тихо. Судя по всему, причиной метаморфоз Медведева из привычно веселого в официально-серьезного была кемеровская трагедия, поскольку премьер тут же предложил почтить минутой молчания погибших при пожаре в «Зимней вишне». Так что, вероятно, изначально задуманное как победное заседание коллегии превратилось в довольно грустное событие, так что радостные реляции о выходе из кризиса и смене парадигмы выглядели несколько странными под гнетущим чувством от произошедшего в Кемерове.

Но так как выступления были подготовлены заранее, то все чиновники без исключения отчитывались о победах на экономическом фронте страны. Естественно, этому же посвятил свое 10-минутное выступление и Медведев. «Экономика вернулась к росту, успешно завершив период адаптации к санкциям и давлению извне. И здесь, прямо скажу об этом, не в качестве дежурной фразы и не потому, что нахожусь за этой трибуной, безусловно, немалая заслуга принадлежит министерству финансов», — неестественно грустно хвалил сидящего рядом Силуанова. Впрочем, вполне себе вписывались в тон Медведева и те жалкие 1,5% роста ВВП, о которых он не преминул напомнить. В будущем же, как и стоило ожидать, глава кабмина сулил непременно «укрепить этот рост» и довести его до уровня выше среднемирового, о чем уже давно приказал подумать Владимир Путин. «Но уже сейчас экономика в гораздо большей степени готова к трансформации сбережений в эффективные инвестиции», — заверял собравшихся Дмитрий Анатольевич.

Более того, по его словам, фундамент для столь глобальных целей уже сформировали «предсказуемые экономические условия» и «осторожная», но «консервативная бюджетная политика». «Не раздувая расходы (за это всегда последовательно выступали представители министерства финансов), мы смогли профинансировать решение всех текущих задач, причем в самых разных областях — от социальной сферы до оборонки. И при этом сохранили контролируемый уровень бюджетного дефицита — с понятной траекторией выхода на сбалансированность доходов и расходов на первичном уровне», — не уставал он хвалить Силуанова и его ведомство.

Эльвира Набиуллина Эльвира Набиуллина Фото: minfin.ru

«ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕЗЛИ ПРИЗНАКИ ТОЙ САМОЙ «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ»

Кроме того, в заслуги минфина он записал и уменьшившийся в два раза дефицит бюджета, что стало возможным, по словам Медведева, благодаря нескольким решениям. Во-первых, это внедрение новых бюджетных правил, которые позволили вывести с рынка дополнительные нефтегазховые доходы, на которые приобрели иностранную валюту. «В результате это ослабило давление на рубль, его зависимость от нефтяной конъюнктуры в целом снизилась. Практически исчезли признаки той самой „голландской болезни“, о которой много раз говорилось. Повысилась защита экономики и рубля от внешних шоков в долгосрочной перспективе», — отметил премьер. И все это вместе позволило к тому же выполнять пенсионные программы и, что важно, удержать инфляцию на рекордно низком уровне в 2,5%. Тут же пришло время для гордости главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, которая тоже сидела в зале. А вместе с Силуановым они, если верить словам Медведева, укрепили доверие бизнеса к России как довольно привлекательной юрисдикции. Впрочем, справедливости ради заметим, что отчего-то инвестиции не очень стремятся в Россию, хотя тут и рост страны в так любимом правительством рейтинге Doing Business, и более позитивные прогнозы рейтинговых агентств.

Во-вторых, как утверждал премьер-министр, на благо бюджета сработало усиление налогового администрирования при сохранении неизменными ставок. «Мы добились роста налоговых доходов и в федеральный бюджет — больше чем на четверть, и в консолидированный — на 14 процентов. Основные дополнительные доходы были получены за счет трех источников: налог на прибыль, акцизы и налог на добавленную стоимость», — отчитался Медведев. Так что, по его мнению, надо и дальше следовать в этом направлении, например, выводить из тени бизнес. На борьбу с теневым оборотом направлено соглашение о маркировке товаров на территории всего Евразийского экономического союза. «Но важно, чтобы левые товары не попадали на прилавки наших магазинов, пользуясь открытыми границами в рамках нашего союза», — убежден глава кабмина.

Кроме того, дополнительные средства удалось привлечь благодаря размещению облигаций федерального займа для физлиц, которые, с одной стороны, создали альтернативу банковским вкладам, а с другой — стимулировали сами банки разрабатывать интересные продукты для клиентов. По словам Медведева, первый выпуск облигаций на 15 млрд рублей был раскуплен ранее запланированного срока.

В-третьих, мы начали размещение облигаций федерального займа для физических лиц. Это был интересный шаг и довольно значительный. Он позволил решить сразу несколько задач: создать альтернативу банковским вкладам, стимулировать банки к разработке более эффективных, более интересных для людей инструментов и помочь получить доход тем, кто не хочет рисковать, кто хочет 100-процентной надежности своих вкладов. «В целом это свидетельствует о доверии людей к экономической политике», — убежден он.

Наконец, в-четвертых, правительство занималось оздоровлением региональных финансов путем реструктуризации бюджетных кредитов на льготных условиях. В результате, по словам Медведева, снизилась долговая нагрузка на регионы. А вот про решения, принятые относительно успешных регионов-доноров, глава кабмина говорить все же не стал.

Антон Силуанов Антон Силуанов Фото: minfin.ru

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА РАЗВИВАЕТСЯ БЕЗ СЕРЬЕЗНЫХ ДИСБАЛАНСОВ»

Силуанов, кажется, был по-настоящему горд за то, как провел последние 6 лет. «Созданы зрелые институты финансового рынка, повысилась устойчивость бюджета и экономики к изменениям внешней конъюнктуры, укрепились региональные финансы. Все это позволило не только быстро и эффективно преодолеть сложнейший в истории нашей страны период, но и выйти из него с качественно иной — более здоровой структурой экономики. Сейчас отечественная экономика развивается без серьезных дисбалансов, усилилась конкурентоспособность промышленности и сельского хозяйства, укрепилась надежность финансового сектора», — подвел он нескромные итоги своей работы на министерством посту. И все это были не просто слова, каждый свой тезис глава минфина тут же стремился подтвердить конкретными цифрами. А чтобы еще лучше выделить свои достижения, он не преминул напомнить, что в далеком 2012 году начинали при цене на нефть в $110 за баррель, а сейчас заканчиваем при $40. «В начале шестилетки динамика цен на нефть определяла состояние практически всех экономических показателей: валового внутреннего продукта, инфляции, курса, процентных ставок, благосостояния граждан. Сегодня даже при повышенной подвижности ценовой конъюнктуры на рынке нефти все внутренние условия ведут себя стабильно и предсказуемо», — уверенно объявил Силуанов.

По сути, почти вся его речь строилась на противопоставлении удобных для себя показателей начала и конца минувшей шестилетки. Так, например, по словам министра, за это время операционная прибыль ненефтегазового сектора увеличилась более чем на 2% ВВП и составила 8,4% ВВП, а рентабельность ненефтегазовой промышленности и сельского хозяйства возросла более чем на 3%. Или же если сначала из экономики ежегодно «уводили» по 2% ВВП через схемы вывода капитала, то теперь «цифра стремится к нулю». «Все это благодаря оздоровлению банковской системы, построению комфортной инфраструктуры собственного финансового рынка», — сделал он реверанс в сторону Набиуллиной. О том, что почти 70% банковской системы в ходе оздоровления оказались в собственности государства, он упоминать не стал. Лучше, судя по мнению Силуанова, стали жить и регионы: если начинали с дефицита бюджетов субъектов в 10% от собственных доходов, то сейчас «дефицит практически обнулился, финансы региональных бюджетов на устойчивой траектории». Все эти успехи Силуанов связал со слаженной работой всего финансово-экономического блока правительства.

Но куда более важные цели и задачи министр видел в перспективе. Будет ли он дальше занимать пост министра финансов или нет, для него, кажется, сейчас было не важно, сейчас своим долгом Силуанов считал обрисовать контуры дальнейших финансово-экономических преобразований. При этом главной задачей он назвал ускорение экономического роста и повышение на основе этого реальных доходов населения. Именно под эти глобальные цели, по его мнению, и должны выстраиваться в ближайшие годы финансовая, бюджетная и налоговая политики.

Первая в череде трансформаций значится налоговая система. В этом направлении Силуанов пообещал сделать все, чтобы «находиться в серой зоне было экономически невыгодно». «Налоговые новации предусматривают увеличение прибыли организаций, рост инвестиций и повышение производительности труда и, по оценкам, позволят увеличить инвестиционные возможности экономики на процентный пункт ВВП», — туманно обрисовал министр грядущие изменения. Вторая ожидаемая задача — улучшить администрирование налогов. Если в 2017 году уже удалось таким образом пополнить доходы бюджета более чем на 1,5% ВВП, то на 2018-й запланирован второй этап создания единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. «К концу текущего года будет сформирован национальный сегмент системы прослеживаемости товаров на всех этапах их жизненного цикла. Для этого будут задействованы данные из таможенных деклараций, систем маркировки, систем АСК-НДС и контрольно-кассовой техники. Рассчитываем дополнительно привлечь в казну 200–300 миллиардов рублей за счет именно этих механизмов», — пообещал министр.


Более того, Силуанов отметил, что, как и говорилось в послании президента, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане будут освобождены от отчетности. «Для этого внедрим новый специальный режим налогообложения, позволяющий с использованием мобильного приложения автоматически начислять налоги и уплачивать их онлайн с нулевыми издержками для налогоплательщика», — пояснил глава минфина. Также по просьбам бизнеса Силуанов пообещал систематизировать неналоговые платежи, а также обеспечить их предсказуемость, при этом часть из них войдет в налоговое законодательство, а другие унифицируют и нормативно урегулируют. «Практика такого „тихого“ увеличения изъятий у бизнеса через установление новых сборов должна прекратиться. Все изъятия будут публично обсуждаться и проходить оценку регулирующего воздействия», — заверил министр.

Отдельную работу он намерен провести по повышению эффективности госкомпаний. В этом направлении, например, предлагается оценивать эффективность менеджмента, основываясь на показателях отдачи от вложенного капитала.

Естественно, как истинный бухгалтер, минфин призван сводить доходы с расходами. И над эффективностью последних Силуанов также хотел бы поработать. «От правильности распределения бюджетного ресурса во многом зависят темпы экономического развития, качество услуг, оказываемых государством», — настаивал он. Так что с учетом послания Путина глава минфина указал на приоритеты в расходовании средств, а это и поддержка инфраструктуры (с участием частного капитала), и здравоохранение, и образование, и снижение бедности. Например, бедность министр намерен победить путем «системы социальной помощи на принципах справедливости и учета нуждаемости». В минфине считают, что сегодня две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком.

Кстати, о людях. Именно их Силуанов рассматривает как источник для формирования инвестиционных ресурсов, а значит, и повышения темпов роста экономики. Если сейчас, по словам главы минфина, деньги в финансовую систему поступают в основном через банковские вклады, то в перспективе долгосрочные источники финансовых ресурсов собираются создавать через системы пенсионных накоплений на основе накопительного пенсионного плана и развития страхования жизни. «Это, с одной стороны, позволит гражданам формировать дополнительный пенсионный доход, а с другой — наполнит финансовую систему долгосрочным финансированием. За счет такого индивидуального пенсионного капитала пенсии могут быть увеличены на 10–20 процентных пунктов от заработной платы, а дополнительный инвестиционный ресурс в экономике пополнится на 1,5 процента ВВП. Выгодно всем», — убежден министр.

Наконец, что касается регионов, то и тут, считает Силуанов, уже многое сделано. «Только за прошлый год мы перешли на более справедливое распределение трансфертов из федерального бюджета, расширили механизмы стимулирования развития экономического потенциала регионов, провели реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам, — напомнил он. — Это позволило снизить объем госдолга как в номинальном выражении у субъектов Российской Федерации, так и в процентах к собственным доходам, а количество регионов, имеющих долг свыше 100 процентв, сократилось с 2015 года в два раза с 14 до 7». Так что в будущем минфин намерен поставить перед регионами задачу повысить долю собственных устойчивых доходов за счет расширения налоговой базы регионов, в том числе за счет повышения собираемости налогов от малого и среднего бизнеса. В то же время министр пообещал снять избыточное регулирование федерального центра по собственным полномочиям субъектов. «Вообще, правильно установить мораторий на принятие ведомственных решений, увеличивающих расходные обязательства регионов», — добавил он.

«МЫ ЖИВЕМ В НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Министр экономического развития Максим Орешкин, который сам вышел из недр минфина, казалось, чувствовал и свой вклад в успехи российской экономики, о которых только что говорил его бывший шеф Силуанов. «И сейчас мы живем в новой экономической реальности. Если оглянуться назад, то можно действительно поразиться достигнутым результатам. Действительно, уникальные достижения», — радовался он и предлагал дать «историческую оценку» тем завоеваниям, в которые не верили ни рейтинговые агентства, ни МВФ, ни российские эксперты. Так что начиная с прошлого года, по мнению Орешкина, началась новая глава в экономической истории России. «От парадигмы борьбы мы перешли к парадигме развития. Сформирован фундамент, на базе которого можно действительно двигаться вперед. У нас стало гораздо больше возможностей», — торжественно заявил он.

А вот для главы Центробанка Набиуллиной, о которой косвенно не раз вспоминали выступавшие, прошлый год ознаменовался двумя вехами — достижение таргета по инфляции и бюджетное правило. Кажется, особенно ее радовали рекордно низкие показатели инфляции. «Низкая инфляция для планирования бюджета предоставляет возможность более четко спланировать бюджетные обязательства на среднесрочную, долгосрочную перспективу и более четко просчитывать долгосрочные инвестпроекты», — напомнила она сидящим в президиуме. Да и с бюджетным правилом, по словам главы Банка России, вышло ровно так, как и предвидели: происходит снижение зависимости и валютного курса, и экономики от колебания цен на нефть. «Это то, что всегда было уязвимым местом для нашей экономики, финансовой системы», — отметила Набиуллина.

Татьяна Голикова Татьяна Голикова Фото: council.gov.ru

«РОССИИ НУЖНЫ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ВЫШЕ 4 ПРОЦЕНТОВ В ГОД»

Пожалуй, единственным человеком, кто добавил хоть одну ложечку дегтя в эту бочку елейных речей, оказалась глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Если все предыдущие хвастались тем, что удалось достичь, то она упорно указывала на те детали, которые так и остались нереализованными и переходили на следующие 6 лет. Пожалуй, самой важной задачей, по ее мнению, являлся наказ президента увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза и вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира. «Это значит, что России нужны темпы экономического роста выше 4 процентов в год, а учитывая, что одномоментно, за один год, выйти на такие темпы роста не удастся, следовательно, в последующие годы необходимо будет наверстывать упущенное отставание. Ведь темпы роста выше 4 процентов последний раз в России были в 2011 году (4,3 процента)», — Голикова спустила на землю мечтательных ораторов. А таких показателей, по ее мнению, не получится достичь без решения внутренних проблем: низкая инвестиционная активность, недостаточное внедрение современных технологий и оборудования, необеспеченность реального сектора экономики квалифицированными рабочими кадрами.

Та же производительность труда, по подсчетам ведомства Голиковой, должна расти по 5–6% в год, но на деле даже сама методика ее расчета непригодна для использования. «Необходима единая методика оценки производительности труда, позволяющая адекватно рассчитать показатель в разных отраслях экономики, в том числе в сфере услуг, где вряд ли возможно ограничиться количественными измерениями производительности труда», — считает глава Счетной палаты. В то же время, по ее мнению, чтобы достичь цели по росту производительности труда, необходимо увеличить долю инвестиций в основной капитал в ВВП с сегодняшних 17,3% до 25% к 2024 году. И для этого, как утверждала Голикова, у российских предприятий есть средства, поскольку на 1 января 2018 года на счетах организаций находилось 9,5 трлн рублей. Вот только компании в основной капитал предпочитают не вкладывать, предпочитая финансовые вложения. «Превышение имело тенденцию постоянного увеличения, превысив в 10,4 раза в 2017 году инвестиции в основной капитал», — отметила она.

Главным препятствием к росту инвестиций в этой ситуации является ситуация с низкой кредитоспособностью заемщиков, а отказ банков от кредитования связан с повышенными кредитными рисками и отсутствием долгосрочных источников средств на балансе кредитных организаций. «Осторожная политика последних делает инфраструктуру финансовой системы неготовой абсорбировать кредитные риски, — полагает Голикова. — В этой связи развитие механизмов осуществления долгосрочных инвестиций, как сигнал со стороны государства, может помочь преодолеть недоверие экономических агентов, но при этом необходимо жесткое соблюдение принципов управления рисками».

«Для реализации национальных целей и стратегических задач объем дополнительных расходов бюджета нами оценивается на предстоящие 6 лет порядка 8 трлн рублей, консолидированных бюджетов регионов — скорее всего, выше, поскольку приоритеты, которые обозначены, в значительном количестве случаев касаются полномочий субъектов РФ или сферы совместного ведения», — подчеркнула глава Счетной палаты. Это значит, по ее мнению, что реализация поручений Путина потребует изменения механизмов, так как нынешние госпрограммы «не охватывают ресурсы регионов, а планируемые в них показатели не решают основную цель перехода к программному формату — их увязку с бюджетными ассигнованиями». Так что, по мнению Голиковой, эту задачу не решает пока и тот проектный подход, который лоббирует правительство.

Впрочем, даже эта критика не разубедила Медведева (да и всех сидящих в президиуме и зале), что Силуанов и его ведомство идут правильной дорогой. «Как правило, минфин подвергается жесточайшей критике, на него все шишки сыплются. Но в итоге жизнь все расставляет по своим местам, и обоснованность этой позиции, направленной на сохранение макроэкономических показателей, обеспечение стабильности условий развития экономики, особенно при условии внешних и внутренних проблем, заслуживает максимальной поддержки», — приободрил Медведев и, вручив награды, спешно удалился.