Президент России Владимир Путин поддержал идею разработки новой, уменьшенной версии самолета SSJ100 и дал согласие на выделение проекту порядка 85 млрд рублей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в авиаотрасли. Новый проект окончательно «закроет» проект Ту-334, который разрабатывался в Татарстане.

Фото: Katsuhiko Tokunaga, SuperJet International

Информацию о том, что Путин согласился с выделением средств на строительство новой версии SSJ100, подтвердили и собеседники в аппарате правительства и администрации президента. Два топ-менеджера предприятий авиапрома уточняют, что идея создания нового проекта появилась в контексте споров о судьбе проекта Ту-334. Отмечается, что изначально о готовности приобрести Ту-334 сообщил СЛО «Россия», однако источник поясняет, что спрос на самолет был бы ограниченный, а окупить такой проект было бы невозможно. Кроме того, в правительстве не хотели создавать нового конкурента SSJ100 в лице Ту-334 и продвигать «туполевские» наработки на фоне проекта нового МС-21.

Собеседники отмечают, что во время посещения Путиным КАЗа в январе этого года была попытка показать ему последний из «законсервированных» бортов Ту-334, однако самолет не был показан, а позже КАЗ получил крупнейший заказ на 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

Тем не менее потребность в обновлении парка минобороны и СЛО сохраняется, поэтому авиастроители предложили другой вариант: уменьшить SSJ100 до 75 кресел, максимально заменить иностранную продукцию и внести изменения в крыло, фюзеляж и бортовой комплекс авионики. По данным «Ъ», первые 10 уменьшенных SSJ100 готов заказать СЛО «Россия», также возможность заказа 30 самолетов рассматривает минобороны, заказ на 75 самолетов обсуждает S7. В «Гражданских самолетах Сухого» рассчитывают, что потребность российского рынка в таких самолетах может достичь 200−300 самолетов, зарубежного — 3 тысячи.

В ГСС уточнили, что новая версия SSJ100 может выйти на рынок в конце 2022 − начале 2023 года, источники «Ъ» говорят, что на строительство потребуется не менее 8 лет.

Напомним, первый полет Ту-334 состоялся в 1995 году. Сертификация прошла в декабре 2003-го. Ту-334 на 60% унифицирован с серийными Ту-204/214 по авионике и интерьеру. В 1999−2003 годах было изготовлено два Ту-334, имеется задел еще одного. В апреле 2005 года появилось постановление правительства РФ о выпуске Ту-334 на КАПО. В ноябре 2006 года на презентации Ту-334 на КАПО в то время президент «Туполева» Игорь Шевчук сообщил, что для начала серийного производства Ту-334 надо приблизительно $ 100 миллионов. Однако проект так и не был запущен в серийное производство. По некоторым данным, Ту-334 интересовался глава минобороны Сергей Шойгу, однако во время его визита на КАЗ в начале 2017 года самолет ему так и не был показан.