В Торгово-промышленной палате РТ после послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию создали список предложений по улучшению бизнес-климата в адрес федеральных органов. «БИЗНЕС Online» публикует его полностью.

1. Остановить бумажную карусель: сократить отчетность для малого и среднего предпринимательства, скоординировав межведомственное общение на основе информационных баз ФНС.

2. Оптимизировать органы государственного управления, исключив дублирование функций между федеральными, муниципальными и региональными уровнями.

3. Ввести мораторий на изменения налоговой системы на ближайшие три года для предприятий реального сектора экономики и стимулировать экономический рост путем распределения выгод от правильной экономической политики между бюджетом и бизнесом. Любые решения, ухудшающие условия деятельности компаний, принимать с отлагательным сроком не менее одного года.

4. Повысить финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований, изменить распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней. (Например, привязать региональные и местные бюджеты к росту доходов предприятий и населения: местный бюджет: специальные режимы для индивидуальных предпринимателей и МСП, 50% единого сельхозналога, 50% НДФЛ (по месту жительства работника), 50% налога на землю и налога на недвижимость физических лиц).

5. Активизировать рассмотрение вопроса о страховании средств малого и среднего бизнеса в банках с базовой лицензией.

6. Дальнейшее обновление основных фондов предприятий на базе их модернизации. Причины, препятствующие замене устаревших фондов новыми: отсутствие достаточных собственных и кредитных средств, высокие налоги, таможенные сборы на ввоз нового оборудования.

7. Использовать политику государственного протекционизма. Повысить в интересах отечественного бизнеса эффективность участия России в ВТО. Полномасштабное использование механизмов этой организации для защиты внутреннего рынка, включая компенсационные пошлины и другие защитные меры, а также разрешенных ВТО механизмов стимулирования инновационной и инвестиционной активности, в том числе субсидирование НИОКР, проектного финансирования, государственных гарантий, лизинга оборудования и другого. Обязательная оценка эффекта от затрачиваемых средств государственной поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры.

8. Стимулирование несырьевого экспорта (например, усовершенствование процедуры подтверждения нулевой ставки и возврата НДС; усовершенствование процедуры валютного контроля; установление ставки НДС на уровне 0% при реализации и реэкспорте товаров, произведенных в рамках таможенных процедур «переработка на таможенной территории», «свободная таможенная зона» и «свободный склад»).

9. Реформировать систему неналоговых платежей и принять рамочный закон, который бы определил единые правила установления и взимания неналоговых платежей, их основные элементы и порядок уплаты, укрупнить несколько десятков неналоговых платежей до нескольких видов, а также создать единый перечень таких платежей (масштаб неналоговых сборов в объеме ВВП приближается к 1%. Торгово-промышленной палатой РФ было проведено исследование в 15 регионах России, которое выявило более 50 видов некодифицированных публичных платежей).

10. Не допускать роста кадастровой стоимости земли и недвижимости путем введения лимита 30% на ее рост в течение трех лет или заморозить рост кадастровой стоимости на ближайшие пять лет.

11. Реформа контрольно-надзорной деятельности. Использование собственных инноваций и нестандартных подходов к повышению эффективности контроля и надзора. (Например, в Московской области в сфере строительного надзора введены видеофиксация процедуры проверки и занесение данных с помощью мобильного приложения, а специальная автоматическая система исключает возможность того, что один и тот же инспектор занимается выявлением нарушений и повторными проверками по исправлению данных нарушений). Устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранение избыточных контрольно-надзорных функций.

12. Поддержка развития цифровой экономики. Дальнейшее создание инновационных цифровых платформ на базе российских разработок. (Например, IT-платформа маркировки и отслеживания делает конечного потребителя товара ключевым участником цифровой системы, предоставляя ему возможность в режиме онлайн контролировать подлинность приобретаемой продукции и сообщать о выявленном контрафакте оператору системы, используя бесплатное приложение для мобильного телефона).

13. Проработать вопрос объединения данных из информационных систем ФНС России, ФТС России, данных ККТ, данных ЕГАИС, данных «Платон», СМЭВ, ФАС России (в части тарифов на услуги естественных монополий), электронных торговых площадок, других межведомственных и открытых информационных систем.

14. Совершенствование системы образования для обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами. Должна существовать гибкая система профессионального образования, плавно переходящая в систему дополнительного образования для взрослых. Россия в этом плане аутсайдер. (В России показатель обучения взрослых — 15%, в Германии — 42%, в Швеции — 65%).

Необходимо:
— поддержка частно-государственного партнерства (в форме софинансирования услуг неформального образования, оказываемого образовательными организациями бизнесу и гражданам);
— грантовая поддержка программ, реализуемых успешными образовательными организациями;
— софинансирование (ваучерное) программ повышения квалификации в бюджетной сфере и переобучения безработных с возможностью использования средств в организации образования бизнеса.

15. Обеспечить равные условия для работы государственных и частных учебных заведений, в том числе и в доступе к подушевому финансированию. Масштабный запуск для программ совместных или двойных дипломов в российских вузах, включая технические, с ведущими международными вузами.

16. Шире использовать возможности открытого в Казани отделения МКАС при ТПП РФ, что позволит максимально приблизить арбитражное разбирательство к региональному бизнесу.

17. Проведение политики выравнивания социального расслоения общества. Социальное выравнивание создает условия для быстрого роста: во-первых, оно способствует социальному миру, обеспечивая при прочих равных условиях относительно низкую долю малообеспеченного населения во-вторых, меньшая дифференциация доходов ассоциирована с более низким уровнем коррупции, что особенно важно при недостаточно развитой гражданской культуре. В-третьих, социальное выравнивание способствует увеличению спроса на отечественные товары, поскольку наиболее состоятельные потребители ориентированы на импорт.