Свой первый режиссерский дебют презентовал накануне татарстанцам известный российский киноактер Марат Башаров – в Камаловском театре прошла театрализованная постановка «Разговор с душой. На грани» Свой первый режиссерский дебют презентовал накануне татарстанцам известный российский киноактер Марат Башаров – в Камаловском театре прошла театрализованная постановка «Разговор с душой. За гранью» Фото: Гульназ Бадретдин

«ТАТНЕФТЬ АРЕНА? НЕ СЕЙЧАС»

Казань стала вторым городом после Москвы, зрители которого увидели «лучшее шоу о вечном», — именно так охарактеризовал постановку «Разговор с душой. За гранью» — режиссерский дебют известного киноактера Марата Башарова генеральный директор проекта муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. По его словам, то, что в Казани их приняли, неслучайно, «потому что вторая столица после Москвы у нас Казань». Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» продюсер проекта Азат Галямшин сразу после премьеры в Москве муфтий Равиль Гайнутдин написал письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой «принять в Казани культурно-просветительский проект». Президент республики дало распоряжение минкультуры РТ, и дело сделано. «Гонорар актеров, трансфер и техническое оснащение взял на себя Татарстан, — говорит Галямшин. — Однако сумма эта очень скромная, поэтому мы ужимаемся, как можем. Мы просили „Татнефть Арену“, но нам сказали: „Не сейчас“, — и дали два дня Камала».

По словам продюсера, условием принимающей стороны было то, чтобы билеты на представление были бесплатными. Часть их распространяли через соцсети, часть — квоты ведомств, которые участвовали в процессе, и 400 было передано ДУМ РТ, чтобы оно распределило их по мечетям. При этом отметим, что из республиканских известных личностей в театре появились только муфтий Татарстана Камиль Самигуллин с супругой в компании директора «Казань Арены» Радика Минахметова, а также вице-президент АПМ РФ, бизнесмен и меценат Наиль Галявиев с супругой, экс-заммуфтия Татарстана, имам мечети «Гаиля» Рустам Хайруллин с семьей, начальник отдела образования ДУМ РТ Айдар Карибуллин, проректор БИА Рустам Нургалиев, несколько артистов Камаловского и Тинчуринского театров.

По словам Галямшина, после Казани творческая группа «Разговора с душой» поедет в Уфу, Казахстан, Киргизию, а если договорятся, то и на Кавказ, и в Крым. К слову, глава соседнего Башкортостана Рустэм Хамитов на просьбу «принять проект в Уфе» не откликнулся. Туда постановку везут на деньги бизнесменов, а билеты будут платными, все деньги от продажи которых пойдут в благотворительные фонды на помощь беженцам Сирии.

«Для полноты восприятия спектакля мы задействовали множество технических средств, но, по моему мнению, все они меркнут перед игрой таких звезд» «Для полноты восприятия спектакля мы задействовали множество технических средств, но, по моему мнению, все они меркнут перед игрой таких звезд» Фото: Гульназ Бадретдин

«НЕ ПОБОЯЛСЯ УЧАСТВОВАТЬ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРОЕКТЕ»

Рассказывая о своем первом режиссерском опыте, Башаров отметил, что ему повезло трудиться с великими режиссерами, опыт работы с которыми он перенес на свою постановку: «И Михалков, и Рязанов, и Сурикова, и Хотиненко, и иностранные режиссеры. Все, чему научился у этих людей, я вложил сюда. Работая над проектом, я понял, насколько это сложно быть и режиссером, и исполнителем, ибо ты не имеешь возможности посмотреть на себя со стороны. Я понял, как тяжела работа режиссера. И актеру-то приходится нелегко порой, но он отыграл — и пошел себе в гримерку, а тут в напряжении находишься весь спектакль».

Остановился Башаров и на роли местных звезд: «Вместе с нами замечательные певцы — Эльмира Калимуллина и Шарип Умханов. Для полноты восприятия спектакля мы задействовали множество технических средств, но, по моему мнению, все они меркнут перед игрой таких звезд». По словам Галямшина, при подборе актеров было условие, чтобы человек был приверженцем ислама или этническим мусульманином. Так в проекте появились Башаров, Умханов и Эльмира Калимуллина, однако на право ей выступать пришлось просить канонического разрешения. Все они, по словам Ильдара хазрата, выступают не за огромные гонорары, а потому, что им интересно. «И в этом году у нас же еще и ангел», — улыбнулся он, указывая на героя сериалов Александра Головина. «Да, мы искали среди канонических мусульман, кого только не искали и в итоге поняли, что нам уже не хватает актеров-мусульман, и тогда мы очень осторожно начали рассматривать актеров-немусульман, — рассказал Галямшин. — Обсуждали около 30 кандидатур, но для роли ангела нам нужен был человек не просто позитивный, у него и в жизни должна быть очень положительная репутация, потому что ангел — это ангел. И Александр Головин — один из немногих, кто попал под эту категорию. Переговоры длились всего 7 минут, после чего он сказал: „Я посоветовался с родителями, согласен“. Сам Головин был немногословен: „Моя роль показывает, где добро, где зло. Все“. К слову, после того как звезда сериалов принял участие в проекте московского муфтията, в соцсетях распространилась информация, что Головин якобы принял ислам и поэтому участвует в этом проекте. Однако в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Галямшин опроверг эти сведения. «Нет, для него это проект, в котором он раскрывается в новой роли. Очень важный момент: Александр посоветовался с родителями, прежде чем принять участие в нашем проекте. У него родители православные, он православный. Речи о том, что он принял ислам не идет. Суть в том, что он не побоялся, будучи православным, участвовать в мусульманском проекте».

Описывая жанр постановки, Галямшин отметил, что с ним до сих пор не определились: «Театральная, вокальная, хореографическая части и спецэффекты дают интересную постановку, мы даже сами не знаем, как ее называть — шоу, спектаклем, мюзиклом? Это кросс-жанр, с которым мы продолжаем экспериментировать».

Сразу после пресс-конференции корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось побывать на репетиции. Башаров раздавал указания: «Ты как перчатку на дуэль выбрасываешь?! Этот платок — душа главной героини, которую она потеряла!» — объяснял он солисту Ильгизу Шайхразиеву. «Вообще обалденно!» — комментировал он исполнение уже другого солиста. А между делом в свойственной ему манере шутил: «Кто желающие добраться до микрофона? Я понимаю, что дебаты закончились, выборы прошли. Шарип хочет спеть?» «Хәзер әйтәм», — кинул реплику на татарском проходивший мимо Головин. «Хәзер әйтәм... Выучил, да?» — по-детски радуясь, рассмеялся Башаров. К слову, о прошедших выборах актер пошутил еще раз: уже во время постановки герой Башарова, Марат, рассуждая о честности, отпустил реплику «Слава Богу, выборы были честными», чем вызвал громкий смех в зале.

Эльмира Калимуллина отметила, что «Золотую Орду» очень ждали: «Полтора года прошли для меня как вечность. С другой стороны, весна, все расцветает» Эльмира Калимуллина отметила, что «Золотую Орду» очень ждали: «Полтора года прошли для меня как вечность. С другой стороны, весна, все расцветает» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВЕДЬ ИГРАЮ ТЕРРОРИСТОВ В ФИЛЬМАХ...»

Проект, как рассказал Аляутдинов, благотворительный. На создание второй части «Разговора с душой» было потрачено более 10 млн рублей — все это пожертвования меценатов, коммерческих организаций, благотворителей. При этом все средства, вырученные от продажи билетов, пойдут на благотворительные цели, в том числе на помощь сирийским беженцам. «А в Москве билеты продаются и довольно дорого», — отметил он. В самой постановке также поднимается тема Сирии. «Наряду с такими вечными человеческими ценностями, как семья, дети и духовность, мы затронули непростую животрепещущую тему Сирии, — объяснил Аляутдинов. — Мы с Маратом эфенди тоже в прошлом году посещали сирийских беженцев и ощутили, что это проблема не где-то там далеко, а проблема каждого из нас. Потому что каждый из нас — своей пассивностью или неправильной активностью — участвует в появлении такого зла. Этой постановкой мы как раз хотели показать, какое зло, какую боль несут те ложные радикальные идеологии, которые порой, прикрываясь светлыми, религиозными постулатами, вершат смерть. Чтобы почувствовать это зло, нужно пообщаться с детьми в лагерях беженцев. Немногие на это способны», — добавил Аляутдинов. К слову, во время той поездки в лагерь беженцев известный актер подписал документы на официальное опекунство двух сирийских детей — Ахмада и Асмы.

Несмотря на такие благие начинания, Галямшин посетовал на то, что позитивные новости, связанные с исламом, федеральные СМИ не интересуют: «Когда мы позвали одно из федеральных СМИ на нашу постановку, от редактора прозвучало, что „если у вас еврей и мусульманин не убивает на сцене, то нам это не интересно“».

Но если билеты, например, в Казани, раздаются бесплатно, то в чем же выражается благотворительность? Помимо сбора средств от продажи билетов, в «Крокус сити холле», где прошла московская премьера постановки, были установлены ящики для сбора пожертвований в помощь беженцам Сирии. В фойе Камаловского театра их не было. «В случае с Татарстаном это дотационное мероприятие. Это территория ДУМ РТ, мы сюда не везем московский фонд „Закят“, это все на усмотрение местного муфтията, но они решили в этом не участвовать», — разъяснил продюсер.

К слову, из тех же высоких побуждений в проекте участвует еще один российский актер, знакомый татарстанскому зрителю по роли хана Берке в сериале «Золотая Орда», который идет в эти дни в прайм-тайм на Первом канале, — Рамиль Сабитов. «Гонорар был, но не такой значительный, — рассказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — О деньгах речи быть не может, потому что деньги были собраны на садака. У меня мама — мусульманка, я отправлял ей деньги на жизнь, а она 50 тысяч отдала на строительство мечети «Кул Шариф». Ей даже письмо пришло. Так что я в каком-то смысле тоже маленький соучастник. Мама меня родила, а я заработал и через маму мы вернули. И для меня участие в проекте было необычным, потому что я никогда не был причастен к мусульманскому проекту. Я играю террористов в фильмах, т. е. соприкасаюсь с Востоком с другой стороны. А здесь мне предложили роль отца героя Марат Башарова, а в межмирье я играю халифа Умара ибн аль Хаттаба. Я посмотрел — сериал турецкий, и там это человек высокий, красивый, сильный, а я маленький. И я подумал, зачем же мне такую роль дали, но тем не менее согласился. И очень рад, потому что я татарин, а в Москве было мало возможности общаться со своими земляками. Здесь же я открыл для себя такое количество татар! Участие в этом проекте дало мне возможность быть на одной волне с мусульманами. Это не просто роль, это что-то большее, это общение с людьми единокровными. Это для меня большая встреча с татарами».

Коллега Сабитова по сериалу «Золотая Орда» Калимуллина в беседе с «БИЗНЕС Online» отметила, что сериал очень ждали: «Полтора года прошли для меня как вечность. С другой стороны, весна, все расцветает».

Постановка идет на русском языке, но отсылы к татарскому в ней все же есть Постановка идет на русском языке, но отсылки к татарскому в ней все же есть Фото: Гульназ Бадретдин

«ИРТӘГӘ. ЗАВТРА. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ. ШУНДА ЖЕ

Что касается сюжета постановки, то он разворачивается в московской семье. Главный герой, Марат, поддается радикальным течениям ислама. В диалогах звучит тема нехватка мечетей в Москве, запрет на ношение платков в учебных заведениях, — все это, по мнению авторов, ведет к радикализации мусульман. Поддавшись наущениям дьявола, Марат продает все свое имущество и передает деньги на поддержание боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.). Тут же на экране перед глазами проходят плачущие дети, спасающиеся от бомбежек в Сирии, дети — заложники больницы в дагестанском Буйнакске, убийство мирных граждан и т. п.

Дьявола играет Ренат Абянов. На вопрос корреспондентов, тяжело ли было сыграть эту роль, он ответил: «Я люблю наблюдать за людьми, люблю копаться в себе. Роль тяжело эмоционально переносится, тем более я еще работаю в СМР, но Аллага шөкер, Ильдар хазрат иногда мне предлагает джумга-намаз прочитать, значит, со мной еще не все потеряно. Поэтому я думаю, что попрошу, чтобы в следующем году мне дали какую-нибудь другую роль, чтобы я смог реабилитироваться перед людьми».

К слову, постановка идет на русском языке, но отсылки к татарскому в ней все же есть. Так, реплика Башарова «Бу нәстә?» вызвала громкий одобрительный смех в зале, а «Кит моннан» уже легкий смешок. «Ты кто?» — спрашивает Марата эфиоп, когда тот оказывается между жизнью и смертью. «Мусульманин», — отвечает Марат. «А по племени?» «Татарин», — еще раз отсылают к татарам автор сценария. На татарском в постановке заговорил и Сабитов, правда, фраза его была очень короткой — лаконичное «Әйе». «Нәстәгә ул бу мишәргә?» — обращается на татарском к ангелу, которого сыграл Головин, дьявол Абянова. «Хәзер әйтәм», — на татарском под громкие аплодисменты зала отвечает Головин. Татарский рингтон на телефоне главного героя также вызвал одобрительный смех зала.

Завершилось же представление песней со словами «Надо жить так, чтобы было не зря», а Башаров обратился к публике с репликой: «Иртәгә. Завтра. В это же время. Шунда же!» — приглашая таким образом на второй спектакль в Казани.