Учителя, преподаватели вузов и методисты выступили против введения новых образовательных стандартов для школьной программы литературы. Стандарты, которые предполагают изучение 235 произведений с 5-го по 9-й класс, полностью исключая вариативность программы, планируется принять сегодня на профильном заседании минобрнауки РФ.

«Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями, зачастую объемными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создает риск формального, поверхностного разговора о них на уроке», — говорится в открытом письме, опубликованном на сайте Гильдии словесников.

Сейчас в России есть несколько линеек учебников литературы, по которым занимаются дети. В них одни и те же произведения из обязательного списка могут изучаться в разных классах, в новом же проекте этому разнообразию подходов положен конец, существующие линейки учебников аннулируются. Авторы письма обращают внимание на грубое нарушение прав детей, которые учатся по существующему стандарту: контролирующие органы получат право ловить учащихся на незнании большого списка произведений.

Отмечается также, что произведения жестко прикрепляются к классам, в которых они изучаются. Учителю невозможно будет учесть возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников. «Это подавляет мотивацию к чтению», — уверены инициаторы обращения.

Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков. Список произведений не берет в расчет изменившихся практик чтения и не отвечает вызовам времени, считают словесники.

Авторы обращения призывают отказаться от жесткого распределения произведений по годам обучения и невариативного списка и продолжить развитие литературного образования в рамках примерной основной образовательной программы.

Под письмом открыт сбор подписей, с начала дня обращение подписали 115 учителей.