ГОД РАБОТЫ РУСТАМА МИННИХАНОВА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА ОЦЕНИВАЮТ ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ РОССИИ ОЛЕГ МОРОЗОВ И ИВАН ГРАЧЕВ, А ТАКЖЕ ЭКОНОМИСТ РУСТАМ КУРЧАКОВ.  ЧАСТЬ 1-я

25 марта 2011 года исполняется ровно год со дня инаугурации президента Татарстана Рустама Минниханова. С одной стороны, никаких резких катаклизмов – ни политических, ни экономических, ни социальных - смена власти в республике не вызвала, деловые связи с другими регионами и федеральным центром лишь крепнут. С другой стороны, в Татарстане за прошедший год исподволь, эволюционным путем произошло немало изменений. Сформирована новая команда правительства, сменилось два десятка ключевых фигур, в том числе первые лица районов и городов, на ответственные посты пришли люди «не из обоймы»…

ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ

В связи со значимой датой газета «БИЗНЕС Online» провела опрос, задав известным представителям бизнес-сообщества и политической элиты вопросы:

- Какие вы бы отметили достижения президента РТ Рустама Минниханова за прошедший год?

- Что надо, но пока не удалось сделать президенту РТ?

- Какие, на ваш взгляд, приоритеты должны быть сегодня у Татарстана? Решения каких задач и проблем вы ожидаете в ближайшем будущем от президента РТ?

Сегодня мы начинаем публикацию ответов.

Олег Морозов: «Первый год президента Минниханова пошел в плюс республике»

Олег Морозов - первый заместитель председателя Государственной Думы:

- Я очень внимательно слежу за работой Рустама Нургалиевича, как московский его болельщик и как давний товарищ, - знаю его много лет. От Государственной Думы я напутствовал его, когда он получал мандат президента Республики Татарстан. И, мне кажется, что прошедший год пошел в плюс и ему, и республике. 

Отмечу несколько моментов. Во-первых, оценку его деятельности со стороны федерального центра. Недавно мне попалась на глаза одна публикация, где на основе определенной методики предпринята попытка проранжировать вес руководителей регионов нашей страны. Рустам Нургалиевич твердо попал в число политических тяжеловесов, – тех, кому ставят высокую оценку за работу, и тех, кого относят к числу губернаторов, которые пользуются заслуженным авторитетом федерального центра. Думаю, что это объективно.

Второе, что мне показалось важным, - это то, что президент Татарстана работал многие годы с предыдущим, первым президентом Республики Татарстан, демонстрируя, на мой взгляд, очевидную всем самостоятельность. Он пришел на должность президента республики как лучший ученик, а управляет республикой как абсолютно самостоятельный, яркий и очень авторитетный лидер. И никому в голову не приходит ни на уровне федерации, ни в республике хоть на миллиметр поставить под сомнение правильность выбора президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, который вместе с партией «Единая Россия» выдвинул Минниханова на эту высокую и ответственную должность.

Третье - это продолжающийся "марафонский забег" нашей республики к статусу самой успешной и эффективной территории Российской Федерации. Идея сделать Татарстан лидером практически по всем возможным позициям в стране продолжает реализовываться сейчас, когда штурвал перешел в руки Минниханова. Мне всегда очень приятно, когда я работаю со своими коллегами по Государственной Думе, федеральными ведомствами, посещаю мероприятия с участием президента страны, заседания Госсовета, где в разных вариациях, при оценке различных направлений развития, говорится о том, что лидером в стране по этим вопросам является Татарстан. Это и реформирование ЖКХ, это и, по традиции, спорт, это и результаты развития инновационных отраслей. Почти везде Татарстан либо первый, либо один из первых.

В этом, безусловно, в том числе, заслуга Рустама Нургалиевича, который не только не сбавил темп, а, наоборот, его наращивает. А знаю я его, как человека с очень высокими спортивными, чемпионскими амбициями. И уж будьте уверены - этот проигрывать не любит ни в чем и никому. Поэтому его боевой характер очень на пользу нашей республике. Мы точно знаем, что капитан команды в республике будет ставить самые высокие задачи, и делать все, чтобы они были решены.

Еще, я могу судить по общению с земляками - слышу их разговоры, когда бываю в республике, лечу в самолете или встречаюсь с ними в Москве,-  оценки работы президента очень позитивные.

Еще один важный момент. Смена власти - это ожидание каких-то катаклизмов, потрясений. Вот Минниханов пришел в президентский кабинет и год в нем находится; и за это время Татарстан по-прежнему демонстрирует высочайший уровень политической, социальной и экономической стабильности. Высочайший уровень социального и психологического комфорта во взаимоотношениях между гражданами и властью. И в этом, мне кажется, тоже большая заслуга Рустама Нургалиевича. 

Иван Грачев: «Надо просто понять, что эпоха вертикали власти кончилась»

Иван Грачев - заместитель председателя комитета Госдумы России по энергетике:

- На мой взгляд, Татарстан в гиперболизированном виде иллюстрирует Россию. Здесь достаточно много нефти, достаточно много нефтедолларов, больше на душу населения, чем в среднем по России. А соответственно и проблемы, и принципиальные возможности – они те же самые, только в усиленной форме.

Я считал и сейчас считаю, что во времена хорошей конъюнктуры – а хорошая конъюнктура была уже в прошлом году, когда в республике появился новый президент, – надо было думать о том, как нефтедоллары задействовать для диверсификации экономики, для ее перевода на действительно инновационные рельсы. В этом плане, на мой взгляд, ничего существенно значимого не сделано. Экономика развивается по инерции. Во всяком случае, я для себя не отметил, что появились какие-то новые, базовые идеи инновационного характера. Мне представляется, что республика развивается инерционно,– так же, как и вся Россия.

В части достижений, тех, что были интересными на федеральном уровне, – думаю, это решения по КАМАЗу, по его интеграции с Даймлером. На мой взгляд, это в принципе правильно. Я всегда полагал, что никаких шансов сделаться законодателями мод в автостроении у России нет, всегда публично об этом говорил. Соответственно, перспективы любых наших крупных автомобильных заводов, - только в разумной интеграции, в хороших соглашениях с внешними партнерами. Мне представляется, что соглашение по КАМАЗу – оно разумное.

Что касается политики - несколько уменьшилось присутствие на ТВ нынешнего президента Татарстана. Он больше позиционирует себя, как хозяйственник. Мне это кажется разумным для любого главы региона, и на меня в целом произвело хорошее впечатление.

Отвечая на вопрос - что надо делать в Татарстане, могу вспомнить татарстанские экономические программы, которые мы разрабатывали в 90-х годах. Еще тогда мы говорили, что надо выбрать четыре - пять приоритетов и на них сосредоточиться. Для России это энергетика в широком смысле и, прежде всего, энергетика инновационная, дальше – аэрокосмос, дальше – информационные технологии, дальше – биотехнологии… Если посмотреть современные медведевские программы, то у него как раз пять приоритетов, которые, на мой взгляд, примерно такие же. То есть Россия фиксирует это, как приоритеты. Шагов, правда, не делает, но, по крайней мере, констатирует, что должны быть четыре - пять приоритетных отраслей, Их выбор, более-менее разумный, связанный с заделами, он осуществлен.

Полагаю, что республике тоже надо с учетом этих четырех - пяти общероссийских приоритетов, зафиксировать для себя их региональную составляющую. Например, я уверен, что в части тех же биотехнологий, тонкой химии – Татарстан один из самых потенциально продвинутых регионов. Дальше – в республике сохранились остатки авиационных предприятий. Это означает, что и в аэрокосмической проблематике у Татарстана должна быть какая-то своя ниша, абсолютно приоритетная. То же касается математики и нестандартных информационных технологий.

Дальше можно спорить, потому что выбор этих приоритетов – важнейшая вещь. Тем не менее, в том, что он должен быть зафиксирован, я абсолютно уверен. То есть три - пять приоритетов, на которых надо сосредоточить ресурсы. 

Второе на эту тему - в любом случае регионы сохранили право на налоговые преференции. Если опять же посмотреть наши татарстанские экономические программы, там говорилось, что перевод на инновационные рельсы в России в значительной степени связан с налоговыми преференциями. Грубо говоря, раз интеллектуальная собственность не продавалась и не покупалась, то она оценивается очень неточно, В коррумпированной стране это будет приводить к тому, что все эти нанотехи и технопарки будут с эффективностью менее одного процента находить действительно инновационные, действительно успешные проекты. Реально нужны мощные налоговые преференции всем, кто действительно делает что-то инновационное.

На федеральном уровне так делается для Сколково, где в одной точке страны решили применить налоговые пакеты. Но, на мой взгляд, дальше все равно встанет вопрос по их тиражированию. В том числе их можно использовать и в Татарстане. А, может быть, даже самой республике делать какие-то первые шаги, опережая федеральный центр в части предоставления налоговых преференций приоритетным инновационным предприятиям.

Ну а что касается системы власти, системы управления… И в России, и в республике, мне кажется, жизнь продемонстрировала, что попытки выстроить однопартийную, вертикальную конструкцию, они все равно кончаются застоем, деградацией, коррупцией, какие бы разумные руководители ни оказывались наверху. Поэтому в Татарстане надо, как это делает президент Медведев, потихоньку размораживать систему, допускать к реальной конкуренции оппозицию. Чтобы альтернативные проекты все время выдавались, какая-то дискуссия шла о социально-экономических программах, проектах, приоритетах и обо всем остальном…

Надо просто понять, что кончилась эпоха вертикали власти. В республике она была, наверное, раньше всех в стране реализована, – и заканчивать ее, видимо, надо раньше всех.

Рустам Курчаков: «Точки опоры надо искать в области «незримых» ценностей»

Рустам Курчаков - экономист:

- Личным достижением Рустама Минниханова можно считать выигрыш в конкурентной борьбе за власть в корпорации "Татарстан". Теперь это одна из «любимых дочек» олигархической России. Общественная полезность этих достижений прояснится со временем. Привычка оценивать политиков по результатам «100 дней» и по итогам первого года пришла из шоу-бизнеса. При этом критерии оценки неизбежно смещаются в сторону внешней формы, «пиара». И тут не могут не импонировать волевой, динамичный, деловой стиль, способность взять на себя «ручное управление». Эти качества необходимы, но недостаточны для формирования своей управленческой команды и дееспособного аппарата.

Номенклатурно-клановый капитализм, который сложился у нас в конце 90-х, привел к небывалому отрыву власти от общества. На одном полюсе – власть и бизнес, соединившиеся в одно целое, на другом – интересы и нужды всех остальных. И дело не только в гигантском разрыве по уровню доходов – эти две части общества живут по разным законам и говорят на разных языках. Друг друга давно не понимают, просто соблюдают условности, как в японском театре «кабуки». Но с перебитым позвоночником общественный организм развиваться не может. Поэтому первая забота политика – восстановить доверие народа к власти. Это задача почти невозможная, учитывая нынешнюю «цену вопроса». Тем более что в элите сложилось убогое, но стойкое убеждение – дескать, политика – это искусство возможного. Но история  говорит о другом: настоящая политика – это искусство сделать невозможное, опираясь на природные созидательные силы общества. Иначе – зачем нам бестолковые политики, надо просто нанять грамотных приказчиков-исполнителей. Если же строить аппарат власти, развивать культуру и образование, опираясь на «заморские технологии», то доверия не будет. Ближайшие горячие точки, требующие восстановления доверия, это ЖКХ и передача земли тем, кто готов хозяйствовать не в ущерб другим.

Стратегические цели и задачи рождаются в недрах общества как выражение глубинных интересов людей. Задача власти в том, чтобы их правильно осознать, озвучить и организовать их решение. Сейчас общественное сознание в республике, как и в стране, в «разобранном» состоянии. Вкусив результаты материального рыночного «прогресса», люди поневоле задумались о смысле жизни, о месте экономики и разумном образе жизни. В этом процессе переоценки ценностей (он идет во всем мире) пока трудно увидеть созидательное начало. В основном, накапливается негативная энергия протеста и недоверия. В этом основное отличие от ситуации 90-х. Тогда Шаймиев сумел воспользоваться этой энергией, хотя и с невысоким КПД. Он использовал ее для создания своей модели власти и «модели Татарстана». Результаты, по меньшей мере, противоречивы – пусть каждый сам оценит. Сейчас ситуация гораздо сложнее – старые модели экономики и политики исчерпали себя. Показатель этого – системная коррупция, которая «съела» всю экономику, включая личные подсобные хозяйства. А система управления – рассадник этих метастаз. Точки опоры надо искать в области «незримых» ценностей. Республика еще не растеряла свой культурный (в широком смысле) потенциал, особенно тот, что деньгами не измеряется, но результат зависит от вектора усилий – станет ли он по-хорошему «мультикультурным» или окажется «культур-мультурным».

Елена Чернобровкина