«МЫ ПОКАЖЕМ, КАК В ТЕАТРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОЗНИКАЕТ ТЕКСТ»

Главный хедлайнер театрального «Науруза» в этом году прилетит из Южной Америки. По словам директора традиционного форума, директора ТГАТ им. Камала Ильфира Якупова, с режиссером Алехандро Гонсалесом Пуче — выпускником ГИТИСа и давним приятелем Фарида Бикчантаева — у театра давнее сотрудничество. В Казани он уже ставил спектакль по драме Педро Кальдерона «Жизнь есть сон». «Чернобыльского идиота» колумбийского режиссера в театре им. Камала покажут 30 и 31 мая на испанском языке с синхронным переводом. Билеты уже поступили в продажу, их стоимость — от 250 до 650 рублей. «Театр приезжает к нам издалека, поэтому решили, что показывать постановку будем в течение двух дней, чтобы все интересующиеся успели спектакль посмотреть», — сообщил Якупов.

По сути, постановка из соседнего полушария — это компиляция двух произведений — «Идиота» Достоевского и «Чернобыльской молитвы» недавнего Нобелевского лаурета Светланы Алексиевич. Помимо указанных выше текстов, режиссер опирается на свидетельства сотрудников Чернобыльской АЭС. Спектакль также обращается к «Сталкеру» Андрея Тарковского (и, соответственно, повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине») — по повести главный герой тайно проводит людей в некую аномальную зону. В версии Гонсалеса Пуче, князь Мышкин и другие персонажи «Идиота» смешиваются с героями Чернобыльской зоны. «Казалось бы, далекая для Колумбии тема, но ядерные аварии Фукусимы и Чернобыля показали, что мир меньше, чем кажется, — говорится в описании к спектаклю. — Жители пострадавшей части Украины и Беларуси или Японии живут в настоящей „человеческой лаборатории“, где можно постоянно возвращаться в прошлое благодаря ошибкам ученых и высокомерию лидеров наций с атомным оружием».

По словам главного режиссера Камаловского театра, председателя союза театральных деятелей РТ Бикчантаева, организаторы «Науруза» также всегда пытаются определить некую тему образовательного форума, чтобы это дало ориентир педагогам, которые приезжают в Казань. Тема нынешнего форума — «Театр, пространство, текст». «Если с театром и пространством все в порядке, то нам надо было выбрать текст, который все объединил, — говорит Бикчантаев. — И мы обратились к произведению Кул Гали „Кысса-и Йусуф“ и предложили его педагогам, несмотря на то что они русскоязычные или носители других языков. Мы выслали им текст, и они преимущественно будут работать с ним. Это практикующие педагоги».

Так, к примеру, режиссер столичной Школы драматического искусства Игорь Яцко будет устраивать тренинги по актерскому мастерству, а уже хорошо известный казанской публике композитор Александр Маноцков — давать уроки вокала именно драматическим актерам, ориентируясь на текст Кул Гали. «То есть мы покажем, как в театральном пространстве возникает текст, как можно с ним общаться, импровизировать, вспоминать историю», — говорит режиссер театра им. Камала.

12 ДЕВУШЕК ИЗ РЕГИОНОВ В ОБРАЗЕ ЯПОНСКОЙ ПРИДВОРНОЙ

Но это не единственный эксперимент будущего форума. Несмотря на то что официально «Науруз» начнется 28 мая, неделей раньше к делу приступит один из ведущих специалистов в области театральных тренингов, Юрий Альшиц. Он предложил текст японской придворной дамы при императоре XVII века, которая вела дневник. Альшиц отберет 12 актрис для данного проекта, чтобы сделать постановку, ориентируясь на эти записи, и в рамках форума спектакль будет показан в Доме актера. Артистки будут отобраны из разных республик и регионов, таких, к примеру, как Якутия, Тыва, Башкортостан, при этом еще и разных возрастов.

Это что касается секции практической режиссуры и искусства актера. Также в рамках образовательного форума традиционно будет ряд теоретических лекционных курсов, где выступят ведущие российские театральные критики. Приедет Лариса Барыкина — член экспертного совета «Золотой  маски». Она посвятит лекцию кросжанровым постановкам: когда опера ставится на драматических подмостках, а современный танец используется даже в кукольном искусстве. Главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова расскажет об основных тенденциях западноевропейского искусства.

«У нас в этом году мощная секция по менеджменту, — говорит программный директор форума „Науруз“, завлит театра им. Камала, известный критик Нияз Игламов. — Мы по-разному смотрим на свои творения. Но в идеале — выпустили гениальный спектакль, теперь его нужно продать, найти аудиторию и правильно донести его до зрителя. Театр — это все равно социальный институт». По словам Игламова, со следующего года в России повсеместно будут вводить паспортизацию спектаклей, а что это такое, театры в регионах и сами не до конца понимают, поэтому на «Науруз» пригласили крупного специалиста по законодательству Екатерину Мачонову, чтобы она все разъяснила. 

«К ПЯТОМУ ПО СЧЕТУ ФОРУМУ МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ИЗМЕНИЛИ ИМ КАРТИНУ ТЕАТРАЛЬНОГО МИРА»

Однако тут речь не идет о цензуре. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Игламов пояснил, что учредителем государственных театров является минкультуры РТ (это в Татарстане) или такие же ведомства в регионах. Следовательно, они курируют сдачу материалов, пакетов документов по паспорту каждого спектакля. «Госдума планирует принять закон о защите авторских прав режиссера, — говорит программный директор „Науруза“. — Поскольку это ноу-хау, нигде в мире подобное не практикуется, мы думаем, что паспортизация — подготовка юридической базы. Тут очень важный момент смежных авторских прав, поскольку спектакль — это всегда детище нескольких родителей. Главным автором выступает режиссер, но здесь есть и музыка, и свет, пластические решения. Насколько  вклад того или иного участника постановочной группы является решающим в постановке, как раз должна выявить паспортизация. По крайней мере, мы это так видим». По словам Игламова, в Москве в некоторых театрах подобная схема уже внедрена. Теперь очередь — за регионами.

Бикчантаев рассказал, что заявки на фестиваль, помимо республиканских театров, поступили из Башкортостана, Казахстана, Алтая и Якутии. Они принимаются до 15 апреля.

Так как сам форум не берет на себя расходов по размещению и питанию гостей, многие экономят деньги и выбирают из программы то, что интересно именно им. Всего ожидается приезд порядка 300 театральных деятелей. По словам Игламова, слава о самом форуме давно уже вышла за пределы тюркского мира. «Таких форумов в России проводится крайне мало, — говорит он. — Союз театральных деятелей России проводил нечто подобное образовательное в Приволжском округе в Нижнем Новгороде в 2009 году, но почти за 10 лет в театрах много чего поменялось».

По мнению организаторов «Науруза», многие театры республиканской периферии демонстрируют желание активнее интегрироваться в российский и международный театральный процесс, форум для них является подспорьем. По мнению Игламова, многие актеры, которые работают на периферии, могут и не иметь театрального образования или имеют достаточно условное — заочное, ради диплома, а путем форума они открывают новые вещи. «К пятому по счету форуму мы понимаем, что изменили им картину театрального мира. Но если у театров не было бы желания меняться, то ничего бы и не произошло», — уверен программный директор «Науруза».