. Бальный зал «Корстона» выглядел весьма необычно, его с трех сторон «обнимал» экран, на котором шла трансляция действа на сцене, а также слайдов и видеороликов

КАЗАНЬ ПРЕДЛОЖИЛА «ИСКАТЬ В ВАШИХ ОБЪЕДИНЕННЫХ УМАХ» БУДУЩЕЕ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Первый день международного инвестиционного форума архитектуры и дизайна SIYM прошел накануне в Казани. Бальный зал «Корстона» выглядел весьма необычно, да и само открытие форума заметно отличалось от общепринятых стандартов чиновных мероприятий со стульями, спикерами и микрофоном. Зал с трех сторон «обнимал» экран, на котором шла трансляция действа на сцене, а также слайдов и видеороликов. Открытие предваряла футуристическая презентация собственно форума, сопровождаемая лазерно-световым шоу. В зале можно было встретить известных российских и казанских архитекторов и чиновников, а также море студентов и интересующейся молодежи. А спикерами стали примерно полсотни специалистов архитектуры и дизайна из десятка стран мира. 

SIYM — аббревиатура от Seek In Your United Minds, то есть «Ищите в ваших объединенных умах». Так что целью было объединение одновременно архитекторов и дизайнеров, инвесторов, чиновников, специалистов как из России, так и из-за рубежа. Как отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ Олеся Балтусова, обычно специалисты «кучкуются» по своей тематике — ну иногда, раз в год, встречаясь на коллегиях профильных ведомств. А вот так, чтобы дизайнеры и градостроители пообщались с проектировщиками, чиновниками и архитекторами, вместе искали точки пересечения и выдавали какое-то решение, — пожалуй, действительно впервые.

Из анонсов, прозвучавших на форуме до появления президента РТ Рустама Минниханова и министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, стоит отметить, что осенью в Казани должен состояться конкурс «Экоберег». Об этом говорила Елена Жильникова, директор фестивальных и конкурсных программ союза архитекторов России. На нем, в частности, будет обсуждаться проект создания волжской набережной в столице РТ от Кировской дамбы в сторону Речного порта. 

На площадке форума Минниханов и Мень в качестве экспертов поучаствовали в форсайт-сессии, затронувшей новые вызовы и стремления архитектуры и дизайна.

. На форуме можно было встретить известных российских и казанских архитекторов (справа — Александр Дембич)

Перед тем как участники форума описали видение будущего, их поделили на восемь тематических групп, в которых были замечены и руководители архитектурно-строительного комплекса РТ. Сооснователь центра городской архитектуры и дизайна города Эйндховен Кейс Донкерс от лица одной из групп описал тренды управления развития городов, которые касались категории людей 60+ и 30-. «Тренд в чем? Люди моего возраста не хотят оказываться в домах престарелых! Мы хотим оставаться среди людей, быть полезными, в то время как молодежь не может себе позволить приобрести дома. Это тренды и проблемы сегодняшнего дня», — сказал Донкерс. В целом городам нужна культура сообществ — самоорганизованных снизу людей вокруг сложной картины мира. Им и поддержка не нужна, достаточно права за столом для участия в городской жизни.

Архитектор Orange Architects Патрик Майерс развернул тему развития городской среды и общественных пространств. «Мы имеем глобализацию, в то же время есть тренд на локализацию, — считает Майерс. — Что Казань делает Казанью? Какова ее идентичность? Важно начинать с малых, конкретных вещей идентификации, ключевых аспектов городского мастер-плана». Представитель центра прикладной урбанистики Казани Мария Леонтьева попросила рассказать об экономических аргументах, которые стоит использовать в общении с девелоперами для обоснования необходимости создания большего количества зеленых зон, парков и скверов. «Ответ простой. В любом городе разнообразие цен за квадратный метр и в качественной среде цена обычно выше. Именно качество зарабатывает деньги», — ответил Майерс.

Член королевского института архитектуры Ирландии Мария Кирнан позднее добавила, что если город хорошо проектируется, то он  привлекает и туристов. «Речь даже не о месте, а об образе пребывания, — сказала Кирнан. — Каждому городу нужно найти собственную формулу комбинирования существующих символов с новыми».

«Россия была лучшей в жилищном строительстве в 30-х годах. Но почему она не такая инновационная в жилищных проектах современности? Почему сейчас не так?» — задавался вопросом бывший главный архитектор Барселоны Висенте Гаярт и заговорил о конкуренции между городами — что наши города могут предложить миру.

. Как отметила Олеся Балтусова (справа), обычно специалисты «кучкуются» по своей тематике, а вот так, чтобы дизайнеры и градостроители пообщались с проектировщиками, чиновниками и архитекторами, — пожалуй, впервые

«КНУТЫ СЕЙЧАС ЕСТЬ, А ПРЯНИКОВ НЕ ХВАТАЕТ!»

В продолжение темы качества пространств прошло выступление главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева, которое касалось развития исторического наследия городов. «Без сохранения наследия городов успешно развивать их градостроительную среду было бы неправильно, — заявил Григорьев. — В теме сплошные противоречия. Растет число исторических поселений, а вместе с тем неуклонно уменьшается количество памятников — они разрушаются, утрачиваются, сносятся. Приходит осознание ценности среды, при этом растет количество заброшенных зданий, увеличивается площадь депрессивных территорий. Кнуты сейчас есть, а пряников не хватает!» Речь далее шла о мерах по стимулированию собственников исторически ценных зданий и повышении их ответственности. «Есть запрет на снос исторических зданий, но ответственность за снос ничтожна и плохо применима», — добавил Григорьев, озвучив идею группы по созданию в России должности омбудсмена по историческому наследию.

«Тема всех нас беспокоит, — взял слово Минниханов. — Я даже министру сказал, что если здание бесхозное, разрушается, то никому до этого дела нет. Возьмись за него — огромное количество требований, согласований. Реставрация стоит просто сумасшедших денег. Как все-таки вы у себя эту задачу решаете?»

Григорьеву, наверное, хотелось бы похвастаться большими успехами, но он признал, что пока нечем. В северной столице 750 расселенных исторических зданий, на которые так и не удалось найти деньги на реконструкцию. «Мы все делим на две категории: то, что жестко охраняется, и зоны исторического наследия. Мы не можем считать весь город музеем, памятником. Там, где допускается регулирование правилами землепользования и застройки, мы идем на послабления. Не могу сказать, что есть радикальные изменения. Безусловно, есть проблемы с министерством культуры».

Федеральный министр Мень в своем выступлении высказался на тему жилья, акцентировав внимание на требованиях людей. «За последние два-три года спрос поменялся кардинально, — сказал Мень. — Если еще вчера люди были готовы приобрести любые квадратные метры в любой застройке, то сегодня это совершенно не так. Сегодня люди требуют — и голосуют рублем — за комфортное городское пространство. Вы знаете, мы недавно внесли изменения в законодательство и поменяли термин „жилье экономического класса“ на „стандартное жилье“. Сначала нас даже кто-то критиковал, говорили: „А зачем?“, „Какая разница?“ Разница очень большая». По словам Меня, за эконом-классом «застройщики часто прятали, мягко говоря, не очень качественное жилье».

«Когда я ездил по регионам, показывал на какие-то недостатки, мне застройщики говорили: „Ну это же жилье экономического класса“», — завершил министр. Теперь, получается, этот номер не пройдет.


ЧТО ДУМАЕТ ПРЕЗИДЕНТ ОБ ОШИБКАХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТОРА ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ

А форсайт (то есть прогнозирование будущего на основе экспертного опроса) продолжил архитектор берлинской AnotherArchitect Даниэль Дендра. Он заявил, что торговые центры станут следующими «динозаврами» — на смену им придут онлайн-магазины. Более того, через 20 лет профессии архитектора вообще не будет существовать. «Все на себя возьмет искусственный интеллект», — сказал Дендра. С этим в беседе с нашим изданием оказался не согласен ректор КГАСУ Рашит Низамов. «Если мы хотим получить проект с человеческим теплом, то вначале это ручная работа, потом уже цифруешь эти вещи. Неодушевленные объекты никому не нужны», — считает Низамов.

«Творцы будут всегда, может, инструменты будут немножко другими, — считает главный художник Казани Жанна Белицкая. — Есть компьютерная графика, но ручная графика, забытая на 10 лет, сейчас вновь в приоритете. Нормальный архитектор без ручной графики не может проектировать, он всегда делает наброски».

В общем, берлинскому архитектору не удалось «победить» заклинания о человеческом капитале. Архитекторов в России — таких, кто готов управлять формированием городской среды, — не хватает. По словам президента союза архитекторов РФ Николая Шумакова, в стране сейчас создается кадровый резерв архитекторов для государственной и муниципальной власти всей России, также создается концепция закона об архитектуре, в рамках которого предлагается уйти от тендеров и вернуться к творческим архитектурным конкурсам.


Собственно, Мень тоже высказался о кадровом резерве. «Во власть приходят молодые губернаторы, некоторые просят кого-то рекомендовать, — заметил он. — Нескольких людей рекомендовал. Кто-то состоялся, а кто-то не состоялся. Не в силу отсутствия опыта, а в силу того, что незнакомы с тем, как работает бюрократический аппарат. Нам нужно отобрать молодых людей, которые потенциально могут стать главными архитекторами городов, регионов». Кроме того, выступая с трибуны, высокий московский гость предложил президенту Татарстана включиться в программу реновации общественных пространств. В нее будет добавлено 5 млрд рублей — эти деньги пойдут на развитие городской среды. «Рустам Нургалиевич, мы ждем заявки и от ваших городов для участия в этом конкурсе, до 1 апреля необходимо подать соответствующие документы нам в министерство», — сказал Мень.

По словам Минниханова, то, что обсуждается на форуме, — только начало. «Мы на эти вопросы не обращали внимания, у нас были другие проблемы. Жизненный уровень растет, у людей появляются потребности в пространствах, в скверах, парках. Десять лет назад мы об этих задачах не думали, — сказал президент РТ и перешел к историческому наследию. — В 2005 году мы провели 1000-е Казани, но не все наши решения были правильными, много ошибок сделали. Сделали не специально, а из-за того, что не обращали внимания — по незнанию. Сегодня многие эти вопросы решаются по-другому».

Что делать с историческим наследием, на форуме будут обсуждать и в субботу.