ЧЕЛНИНСКИЕ ЖИЛИЩНЫЕ КОМПАНИИ ВЫИСКИВАЮТ ПРИЧИНЫ ДЛЯ ОТКАЗА ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С ЭНЕРГЕТИКАМИ

Семь крупных управляющих компаний Набережных Челнов категорически не желают вступать в договорные отношения с энергетиками, как того требует постановление № 307 правительства РФ. В ОАО «Татэнергосбыт» считают, что таким образом ущемляются права собственников жилья. В сложившейся ситуации разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ ЕДИН

История вопроса ведется с 2006 года, когда правительством РФ было принято постановление № 307, регламентирующее условия расчета коммунальных услуг. В постановлении четко прописано, что расчет стоимости коммунальных услуг, в том числе и электроснабжения, выставление квитанций на их оплату – обязанность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Напомним, энергетики только приобретают электроэнергию на оптовом рынке и продают ее розничным потребителям. В том числе и управляющим компаниям. Кстати, в вышеуказанном постановлении указаны два ключевых момента: управляющие компании либо ТСЖ обязаны заключить договоры на снабжение ресурсом с поставщиком. Иными словами, УК должны приобрести ресурс  – в данном случае разговор идет об электроэнергии, – распределить его внутри дома (в том числе и на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь во внутридомовых сетях) и выставить жильцам квитанции на потребленную услугу. Квитанции может формировать как сама организация, так и любая биллинговая фирма, с которой жилищная компания заключит договор на расчет-услуги.

Однако в Татарстане далеко не все обслуживающие организации поспешили выполнить требования закона, и не заключили договоры на поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком ОАО «Татэнергосбыт», переложив эту «почетную» миссию на самих жильцов.

Что интересно, в Казани такой проблемы вообще не существует, сбытовая компания изначально работала с управляющими организациями. А вот в Альметьевске и Набережных Челнах вопрос обязанности жилищников по приобретению энергоресурса до сих пор остается открытым. Некоторые управляющие компании фактически встали в позу, не желая признавать очевидное: закон для всех один, и ориентирован он на каждого участника коммунального трансферта.

«ТРЕБУЕТСЯ МОТИВАЦИЯ»

В Автограде работают 32 жилищных компании, 25 из них заключили договор на поставку  электроэнергии с Набережночелнинским отделением ОАО «Татэнергосбыт». Семь – пошли в отказ, причем именно эти компании охватывают более 90 процентов рынка по обслуживанию жилого фонда Челнов. Корреспондент БИЗНЕС Online обратился к двум «крупнякам» жилищной сферы Автограда, попросив прокомментировать их нежелание вступать в договорные отношения с энергетиками. Вот что сообщил  директор УК «Махалля» Рамиль Нуруллин: «Существующий жилищный кодекс предусматривает заключение прямых договоров с жителями, и изменять договорные отношения в одностороннем порядке мы не имеем права. Да, существует 307 постановление, где прописано, что управляющая компания обязана являться исполнителем коммунальных услуг. Но есть и гражданский кодекс…» По словам Нуруллина, кодекс как раз регламентирует обратное. Мнение его коллеги – директора УК «Паритет» Рифа Валиева – несколько иное. Хотя он и утверждал, что его компания не отказывается от заключения договора, однако сделать это она может лишь после того, как «Татэнергосбыт» предложит аргументированную мотивацию по необходимости договорных отношений с УК.

Подобное объяснение звучало как минимум неожиданно. Напомним, что казанские компании, ведущие аналогичный бизнес, в каких-то особых мотивировках не нуждались, давно вступив в партнерские отношения с энергетиками. Кроме того, складывалось впечатление, что челнинские УК намеренно выискивают причины для отказа от заключения договоров. Отметим, что ранее они это объясняли отсутствием в своих тарифах  строки расходов на биллинговые услуги. Однако этот вопрос был решен, и теперь возникли другие причины.

ЧЕГО ОПАСАЮТСЯ УК?

Как сообщил начальник филиала ОАО «Татэнергосбыт» - Набережночелнинское отделение Роберт Юсупов, схема, по которой работают УК, противоречит как 307 постановлению, так и Гражданскому кодексу.

– У нас в городе сложилась парадоксальная ситуация, – говорит Юсупов. – В части реализации других коммунальных ресурсов УК предоставляют интересы жильцов, а покупка и реализация электроэнергии почему-то осталась за нами.

По словам Юсупова, от этой ситуации страдают в первую очередь потребители, ведь управляющие компании не проводят меры по энергосбережению, поскольку не владеют аналитикой потребления электроэнергии, соответственно, им трудно определить «узкие» места в сетях. В свою очередь сбытовая компания такую аналитику ведет, однако не может осуществить энергосберегающие мероприятия, поскольку не имеет доступ к внутридомовым сетям. Собственно, это означает одно: у потребителей не остается шансов на оптимизацию своих затрат.

 – По нашим данным, – сообщил Юсупов, – совершенно реально снизить электропотребление во многих домах на уровне 25 процентов как минимум.

Полагаем, что искать какие-либо  глобальные причины упорства челнинских УК нет смысла. Все вполне объяснимо: управляющие компании привыкли ссылаться на недостаток средств и плохую платежную дисциплину граждан. Хотя и имеют все рычаги воздействия на ее стимулирование.  В случае договорных отношений с энергетиками, жилищники обязаны будут стопроцентно рассчитываться за потребленную электроэнергию. Этого они опасаются больше всего. Хотя почему-то не учитываются очевидные факты: долги за электроэнергию аналогичным образом затрудняют расчеты энергосбытовой компании с поставщиками на оптовом рынке электроэнергии и сетевой компанией. Вопрос – за счет кого этот «минус» должен обратиться в «плюс» – по всей видимости, жилищные компании не беспокоит.

Елена Фадеева