Виктор Янукович рассказал о своей жизни в России, письме к Владимиру Путину и «вынужденном выборе» крымчан Фото: Елена Колебакина-Усманова

«ВЛАСТЬ СДЕЛАЛА ВСЕ, ЧТОБЫ ОТТОЛКНУТЬ КРЫМ ОТ УКРАИНЫ»

Центральный офис ТАСС в Москве вчера утром напоминал кадры из шпионских фильмов. Силами различных служб здесь были приняты беспрецедентные меры безопасности, каких, пожалуй, и не припомнить. Вокруг здания информагентства парами сновали полицейские, на первом этаже человек в форме сдерживал на поводке овчарку, а посетителям приходилось дважды проходить через досмотровые рамки. Серьезные люди пристально сравнивали лицо журналиста с фото в паспорте и неторопливо отыскивали нужную фамилию в длинном списке. Только после этого можно было пройти в зал, где последующие полтора часа за ширмой прятался мужчина с черным зонтом (морозной зимой!) — такого же наш корреспондент заметила на пресс-конференции Владимира Путина в декабре. Все и выглядело так, будто ждут президента.

Отчасти так и было. Только президент был бывший и не российский, а украинский — Виктор Янукович. Похоже, за последние четыре года, что он живет в России, бывший глава Украины перенял у Путина привычку опаздывать — привлекшее массу журналистов мероприятие началось с опозданием на 40 минут. Впрочем, это можно было стерпеть с учетом всех обстоятельств. Во-первых, Янукович после бегства с Украины живет скрытно и созывал всего две пресс-конференции, последнюю — в конце ноября 2016 года в Ростове-на-Дону (там же он выступал перед журналистами и в феврале 2014 года и так перенервничал тогда, что на глазах у публики сломал ручку). Во-вторых, только в среду 28 февраля аналогичное мероприятие для прессы устроил нынешний президент Украины Петр Порошенко, кинувший камень в своего предшественника: «Пусть сделает какие-нибудь объяснения в стране, где он наделал столько вреда». Словом, вчерашний «выход в люди» Януковича имел особое значение.

Экс-президент появился в пресс-центре в тот момент, когда все уже устали ждать. Шел он уверенным шагом в компании двух адвокатов и нескольких накачанных охранников — с первыми он уселся за стол, телохранители же остались в стороне наблюдать за происходящим. Казалось, Янукович никуда не спешил: он окинул взглядом набитый журналистами зал, надел на нос очки и взял в руки кипу бумаг — там был текст выступления. И так, почти не поднимая взгляда от листов, он принялся зачитывать подготовленную речь.

«Моей главной целью всегда было строить благополучную успешную Украину. Организаторы майдана принесли в нее раскол и гражданскую войну», — уверенно начал Янукович, с ходу противопоставив себя нынешней киевской власти. Мол, именно она и отвечает за события последних четырех лет, а это и потеря Крыма, и война на Донбассе, ровным счетом все то, в чем его самого обвиняет украинская сторона. «Власть, пришедшая в результате вооруженного антиконституционного государственного переворота, не воспринималась людьми на юго-востоке Украины. Радикалы майдана, которые пытались перенести идеи переворота в Крым и Донбасс, вызвали резкое негативное отношение и восприятие к происходящему в Киеве», — заявил он.

Из слов бывшего президента следовало, что у жителей полуострова не было иного выбора, чем «уход» в Россию, Киев же не старался сблизиться с Крымом, а лишь отталкивал его своими действиями и заявлениями. «Складывается впечатление, что власть сделала все, чтобы оттолкнуть Крым от Украины, отделаться от проблемной территории. С учетом показаний многих свидетелей, выступивших на суде, можно совершенно точно сказать, что конкретных действий по сохранению Крыма в составе Украины теми, кто захватил власть в Киеве, предпринято не было. В тот момент для них был важнее дележ властных портфелей, — пояснил Янукович. — По прошествии четырех лет эти факты известны и понятны, поэтому любые рассуждения вокруг того, как это случилось и почему, ответ простой: крымчане искали способы, как защитить себя и свои семьи. Крым — это не просто территория, это прежде всего люди. И они приняли свое решение, оно было вынужденным и предсказуемым». Янукович фактически признал: большинство жителей Крыма реально хотели воссоединиться с Россией (впрочем, было бы странным ожидать, что, сидя в самом центре Москвы, экс-президент скажет нечто иное). «Невозможно отвергать факт того, что идея искать защиты у России и немедленно провести референдум о выходе из юрисдикции Украины была поддержана большинством крымчан», — подтвердил он.

«НИКТО НЕ ПОПЫТАЛСЯ НАЧАТЬ ПРЯМЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ЛЮДЬМИ ДОНБАССА»

Ситуацию с Донбассом Янукович объяснил схожим образом: его жители лишь пытались защитить себя, свои семьи, детей и стариков. Как отметил бывший президент, был лишь единственный короткий период в марте 2014 года, когда «можно было начать переговоры» с юго-восточными регионами, не признавшими госпереворот. «Только в процессе мирных переговоров можно было поискать возможность того, как избежать раскола страны и уже в то время висевшую в воздухе возможность начала гражданской войны, — уточнил Янукович. — К сожалению, те, кто захватил власть незаконным путем, этого не сделали. Бездействовал и был парализован украинский парламент, не нашлись внутри страны политические силы, которые бы предостерегли от применения вооруженной силы, военной техники против мирного населения юго-востока. Власть начала войну против собственного народа, приклеив на свои преступные действия ярлык „АТО“».

Далее он раскритиковал и закон о реинтеграции Донбасса, который, по его мнению, полностью расходится с минскими соглашениями. «Никто из украинской власти не сделал попыток начать прямые переговоры не с территорией, а с людьми, которые там живут. Вина за это ложится на Порошенко, — обвинил Янукович. — Он обещал прекратить войну за считанные дни, но так ничего и не сделал для этого. Неужели мало горя принесли прошедшие четыре года? Неужели мало было войны?»

Экс-президент полагает, что единственный выход даже сейчас, спустя несколько лет и море крови, — это мирные переговоры Украины с представителями Донбасса при содействии ЕС, России, США и ООН. «Я планирую в ближайшее время обратиться к государствам-гарантам соглашения от 21 февраля 2014 года (Германия, Франция и Польшаприм.ред.) и государствам, которые играют ключевую роль в разрешении конфликта в Донбассе — США и России. Предметом обращения станут предложения по поиску путей прекращения войны в Донбассе и началу ликвидации последствий произошедшего, восстановлению разрушенной инфраструктуры, оказанию всесторонней помощи пострадавшим людям», — объявил он.

На протяжении всех полуторачасовой пресс-конференции Янукович регулярно возвращался к теме мира на Донбассе, даже когда его не спрашивали об этом. Так, на первый вопрос модератора, не собирается ли он вернуться на Украину, Янукович ответил: «Сегодня главное — остановить войну, установить перемирие, усадить за стол две стороны и, конечно, найти пути договориться, урегулировать военный конфликт и мирным путем объединить Донбасс с Украиной, сохранить целостность украинского государства. Один из важнейших вопросов — оказание помощи пострадавшим, которые живут на этих территориях сегодня, и помочь вернуться в родные жилища, на родную землю. И все, что будет от меня зависеть, я сделаю». Но что именно будет делать Янукович, осталось загадкой, когда он готов отправиться на Родину — тоже. Если, конечно, вообще готов...

«Я ВАШИ ДЕНЬГИ НЕ СЧИТАЮ, А ВЫ НЕ СЧИТАЙТЕ МОИ»

А дальше журналисты чуть больше часа атаковали Януковича вопросами, особо активны были корреспонденты украинских СМИ, постоянно требовавшие слова. «Эта пресс-конференция только для российских журналистов или для украинских тоже?» — недовольно спрашивал Роман Цимбалюк из УНИАНа. Возмущался он зря: почти всем гостям с Украины дали слово. Некоторые вопросы явно не нравились Януковичу, и он всячески пытался уйти от прямого ответа, однако сделать это красиво получалось не всегда. Например, у беглеца поинтересовались, на какие средства он уже четыре года живет в России. «У меня есть семья, сын. Я живу с семьей. Я ваши деньги не считаю, а вы не считайте мои. Я не могу сказать, что всем доволен», — отрезал экс-президент,  добавив, что ему «больно» от страданий людей на Украине. Но пресса не отстала и попыталась уточнить, как Януковичу удается содержать столь внушительную охрану. «Я все-таки нахожусь в гостях в России. Поэтому я должен с уважением относиться к хозяевам. Задайте им вопрос, и они ответят на этот вопрос», — неловко увернулся он.

Спрашивали высокопоставленного «эмигранта» и о том, не ездит ли он в родной Донбасс, ведь попасть туда можно, минуя украинских пограничников. Но и тут Янукович не сказал ни да, ни нет, отметив, что «продолжает общение с представителями Донбасса и не теряет связи». «А какие способы и методы, говорить не буду», — добавил он (впрочем, именно здесь такая осторожность была вполне уместна). Отказался экс-президент и предсказывать сценарии дальнейшего развития ситуации на юго-востоке страны, опасаясь «нарваться сразу на противодействие».

«Я НЕ ПРЕТЕНДУЮ НА ТО, ЧТОБЫ ЛИЧНО С ПУТИНЫМ ВСТРЕЧАТЬСЯ»

Журналисты не раз возвращались к событиям 2014 года и просили Януковича прокомментировать их. «Вы вспомнили про 21 февраля 2014 года. Известно ли вам, что 20-го числа российская армия начала операцию по захвату Крыма? Это отображено на соответствующих медалях для военных РФ. И когда 1 марта вы обратились к Путину с просьбой ввести в Украину войска, вы хотели чего: чтобы он для вас Украину отвоевал, а вы расплатились Крымом? Или на что вы рассчитывали?» — спросил Цимбалюк. На это Янукович начал восстанавливать хронологию событий: 21 февраля в Киеве было подписано с оппозицией соглашение о мирном урегулировании конфликта, гарантами которого выступили главы МИД Германии, Франции и Польши. «Это соглашение мы начали обсуждать 20 февраля во второй половине дня, ориентировочно около 16 часов мы сели за стол переговоров, работали всю ночь и закончили эту работу около 8 часов утра... — рассказал экс-президент. — Я пошел на все: досрочные выборы, изменение Конституции. Что еще нужно было? Фактически на 100 процентов были удовлетворены требования майдана».

Однако в тот же день оппозиция нарушила соглашение, захватив здания кабмина, администрации президента, Верховной Рады и затем резиденцию «Межигорье», говорит Янукович. Вечером в тот же день он вылетел в Харьков, где 22-го планировал участвовать в съезде депутатов всех уровней юго-восточной Украины. «Но по вопросам безопасности как местные службы безопасности, так и моя личная меня фактически не допустили к участию в этом мероприятии, потому что там могло произойти все, было очень опасно», — признался он. Затем глава государства отправился в Донецк и Крым, и, по словам Януковича, к нему не поступало никакой информации о вооруженном захвате полуострова («вежливые люди» появились в Крыму 27 февраля 2014 года — прим. ред.). «Я уверен в том, что это все выдумки и попытки оправдаться нынешним представителям власти за бездеятельность и за то, что фактически сдали Крым. Я в этом уверен», — оправдывался Янукович.

Что касается письма Путину, то это было обращение, подобное тому, что экс-президент написал государствам-гарантам мирного соглашения. «Только разница была в том, что... я ссылался не на мирное соглашение, которое было подписано гарантами трех государств, а на договор о дружбе и взаимопомощи, который был между Украиной и Россией. И я предложил провести консультации согласно положениям этого договора, то есть процедура была предусмотрена этим договором. Я вносил предложение рассмотреть вопрос о введении полицейской миротворческой миссии. Кроме этого, я обратился по второму вопросу к Путину — проинформировать мировое сообщество о том, что произошло в Украине, потому что... возможности мои были очень ограничены», — пояснил Янукович.

(После пресс-конференции текст пресловутого письма появился в Telegram-канале RT. «Как официально избранный президент Украины, заявляю. События на майдане, незаконный захват власти в Киеве привели к тому, что Украина оказалась на пороге гражданской войны. В стране царят хаос и анархия, жизнь, безопасность и права людей, особенно на юго-востоке и в Крыму под угрозой. Под влиянием западных стран происходит открытый террор и насилие, люди преследуются по политическим и языковым признакам. В связи с этим обращаюсь к президенту России В.В. Путину с просьбой использовать Вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины», — говорится в обращении).

На вопрос, встречается ли он с Путиным в настоящее время, Янукович загадочно ответил, что у них «есть связь». «Я не говорю, что мы ногой двери открываем. У нас есть связь, когда нужно проконсультироваться и советоваться — мы советуемся. Но президент России — очень занятый человек, и я не претендую на то, чтобы лично с ним встречаться. Вопросы должны быть сначала подготовлены, и тогда, когда придет время и возможность, и необходимость встречаться с Путиным, я буду инициировать такую встречу», — объявил он.

Закончилась пресс-конференция Януковича так же стремительно, как и началась. Охранники грудью закрыли путь бросившимся к Януковичу журналистам, а сам экс-президент Украины исчез за дверями пресс-центра.