В 6 утра в дома коммерческого директора и первого заместителя гендиректора ООО «Домкор» Юрия Мочалина и Ильдара Ахметгареева (на фото) пришли следователи челнинского отдела СК, а с ними оперативники межрайонного отдела БЭП В 6 утра в дома Юрия Мочалина и Ильдара Ахметгареева (на фото) пришли следователи челнинского отдела СК, а с ними оперативники межрайонного отдела БЭП Фото: chelny-biz.ru

ВОЙТИ С ОБЫСКАМИ В ДОМ ГАЙНУЛЛОВА НЕ ПОЗВОЛИЛА ДЕПУТАТСКАЯ КОРОЧКА

С контрастным душем можно сравнить ощущения, которые испытали сегодня рано утром топ-менеджеры одного из крупнейших застройщиков Закамья — ООО «Домкор». В 6 утра в дома коммерческого директора и первого заместителя гендиректора ООО «Домкор» Юрия Мочалина и Ильдара Ахметгареева пришли следователи челнинского отдела СК, а с ними оперативники межрайонного отдела БЭП. Правоохранительные органы провели обыски, а Мочалина и Ахметгареева повезли на проспект Сююмбике, где находится местный следственный отдел. 

Юрий Мочалин Юрий Мочалин Фото: «БИЗНЕС Online»

Поводом для действий правоохранительных органов стало дело о мошенничестве в особо крупном размере и превышении должностных полномочий, которое следком возбудил также сегодня утром. В фабуле расследования дела давно минувших дней. По версии следкома и УБЭП, не позднее 17 сентября 2012 года неустановленные сотрудники исполнительного комитета Набережных Челнов (но точно — из числа руководителей), «действуя с прямым умыслом», незаконно выделили компании земельный участок площадью 8,3 тыс. кв. м на Цветочном бульваре. Якобы сотрудники исполкома вступили в сговор с представителями «Домкора». Здесь следует отметить, что сам «Домкор» возник в 2013 году на основе ЖИК (Жилищная инвестиционная компания). Данная фирма имеет следующую структуру собственников: по 50% принадлежит компаниям «Итес» и «Бизнес-инвест», бенефициарами которых являются Мунир Гайнуллов, Талгат и Ринат Абдуллины, а также Булат Абдуллин. В пересчете доля Гайнуллова составляет порядка 50%, у Рината Медхатовича — 25%, а у главы ГЖФ и его сына — по 12,5%.

«Домкору» понадобилась дополнительная территория для благоустройства жилого комплекса «Янтарный», включающего в себя четыре дома «Домкору» понадобилась дополнительная территория на подземную автостоянку для ЖК «Янтарный» Фото: Олег Спиридонов

Затем те же сотрудники исполкома, считает СК, незаконно перезаключили договор аренды этого участка, причем торги не проводились, а население о данном решении никто не информировал. Сумму ущерба оценили примерно в 50 млн рублей. Впрочем, наш источник в строительной отрасли считает, что данная сумма не отражает реальную рыночную цену: в тот период, когда производились эти операции, рыночная стоимость участка составляла не более 15 млн рублей. По его данным, речь шла о дополнительной территории, которая понадобилась «Домкору» на подземную автостоянку для ЖК «Янтарный», чтобы обеспечить его необходимым по нормативам количеством стояночных мест. Сам комплекс, включающий четыре дома, по данным нашего собеседника, строился на землях, приобретенных не у муниципалитета, а на земельном рынке: в частности, выкупались автостоянки и другие территории.

На незаконно выделенном участке, судя по публичной кадастровой карте, предполагалось обустроить подземную стоянку Комплекс, включающий четыре дома, по данным нашего собеседника, строился на землях, приобретенных не у муниципалитета, а на земельном рынке: в частности, выкупались автостоянки и другие территории

Следователи посчитали, что именно Мочалин и Ахметгареев являлись теми представителями «Домкора», кто вступил в сговор с сотрудниками исполкома. После допроса их задержали в качестве подозреваемых. По словам нашего источника, никто из них свою вину не признал. Следком же решает вопрос о том, какую меру пресечения для строителей попросить у суда. Здесь необходимо отметить важные детали. Ахметгареев с 2008 по 2011 год занимал пост начальника управления строительства исполкома города, потом покинул здание на площади Азатлык. Но в 2014 году он туда вернулся в должности замруководителя исполкома и также курировал строительную отрасль в команде мэра Василя Шайхразиева. В 2015 году снова покинул исполком и перешел на работу в «Домкор» в качестве заместителя генерального директора. 

Чтобы увеличить, нажмите

По нашей информации, на допрос пригласили и гендиректора компании Мунира Гайнуллова. Кроме всего прочего, он тоже замруководителя исполкома автограда (с 2000 по 2009 год), курироваший строительный блок. Сейчас Гайнуллов имеет статус депутата Госсовета республики. Именно мандат уберег его дом от неожиданного обыска: по закону следственные органы не имеют право приходить к депутату с обыском без решения суда. Об этом говорит п. 5 ст. 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в котором прописан порядок производства следственных действий в отношении категории лиц с так называемым особым статусом. Тот же УПК, к слову, прописывает, что дело в отношении депутата регионального законодательного органа может возбудить исключительно руководитель следственного органа СКР по субъекту Российской Федерации. Об этом говорит пп. 9 п. 1 ст. 448 УПК.

В самом «Домкоре» воздерживаются от каких-либо комментариев. Пока коллектив пребывает в некотором смятении, но компания, временно лишенная своего руководства, продолжает работу в штатном режиме. В пресс-службе записали все вопросы, которые «БИЗНЕС Online» хотел адресовать руководству компании. 

«Домкор» — одна из крупнейших строительных компаний Республики Татарстан, занимающая 15% рынка в Челнах (с учетом всего введенного жилья, включая соципотечное и частное). В холдинг входят компании ООО «Домкор Индустрия», ООО «Домкор Проект», ООО «Домкор Строй», ООО «Домкор Девелопмент». За 2016 год (более свежих данных нет) выручка «Домкор Строя», который вошел в топ-300 компаний-миллиардеров по версии «БИЗНЕС Online», составила 2,7 млрд с понижением на 9% относительно предыдущего периода. Как анонсируется на сайте компании, «Домкор» построил в Татарстане 1,3 млн. кв. м жилья, на которых проживают 22 тыс. семей. Ежегодно компания вводит в строй 100–120 тыс. кв. метров. На данный момент в стадии строительства находится 21 объект в Челнах, Альметьевске, Елабуге и Нижнекамске. Из них пять домов строится по соципотеке, а также возводится один детский сад в Нижнекамске. Следует отметить, что на плечах «Домкора» достаточно большой объем долевого строительства. На данный момент 700 дольщиков ждут свои квартиры. Кроме того, «Домкор» является единственным оператором соципотеки в Челнах — на сегодня 687 челнинцев и 249 альметьевцев являются соципотечниками холдинга.

По нашей информации, на допрос пригласили гендиректора компании Мунира Гайнуллова Фото: gossov.tatarstan.ru

НА ДЕЛО «ДОМКОРА» ВЫВЕЛИ ПОКАЗАНИЯ ФАРХАДА ЛАТЫПОВА, А СОБРАТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА «ПОМОГЛА» СМЕРТЬ РАБОЧЕГО

Что породило уголовное дело в отношении руководства одного из крупнейших застройщиков Татарстана? Наши источники утверждают, что следователи получили предпосылки давно, а предоставил их следствию, по одной из версий, хорошо известный в Челнах Фархад Латыпов. Бывший сити-менеджер стал фигурантом дела о земельных войнах осенью прошлого года. Тогда его в составе группы лиц подозревали в незаконной сдаче в аренду участков площадью 4,8 га местному лендлорду Алексею Миронову — тех самых, которые позже выкупили у него турецкие инвесторы под ЖК Sunrise City. Латыпова даже доставили в суд, где следователи собирались настаивать на аресте. Однако в последний момент его вернули в следком, откуда выпустили под подписку.

О причинах чудесного освобождения Латыпова тогда ходило много легенд. Первоначально предполагалось, что свободу он получил в обмен на возврат земель своими патронами. Но уже тогда высказывалась другая версия, которая состоит в том, что Латыпов дал нужные СК показания. В это теперь верится больше, учитывая, что сам Миронов в итоге оказался под домашним арестом.

Фархад Латыпов (слева)Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам одного из наших собеседников, близких к правоохранительным органам, Латыпов дал более чем обширные показания о земельных махинациях в автограде. Самые «вкусные» рассказы Латыпова, утверждает источник нашего издания, касаются 17 сентября 2014 года — последнего рабочего дня Фархада Флоритовича в исполкоме. Тогда его подчиненные якобы незаконно продлили договоры аренды более чем на 100 участков, в том числе тех, что касаются деятельности Миронова и «Домкора».

Смерть рабочего позволила легально попасть в офисы компании, а главное – на законных основаниях изъять документацию, в том числе и по земельным участкам компании. Документацию доставляли следователю Станиславу Хораськину(на фото) Смерть рабочего позволила легально попасть в офисы компании, а главное — на законных основаниях изъять документацию, в том числе и по земельным участкам компании. Документацию доставляли следователю Станиславу Хораськину (на фото) Фото: «БИЗНЕС Online»

Собственно, почему органы сразу не пришли в «Домкор» по показаниям Латыпова? Этому есть логическое объяснение: можно допустить, что Фархад Флоритович дал следователям расклад по схемам и земельным махинациям не в рамках допроса, а может быть, и вовсе неофициально. Перед СК стояла лишь одна проблема: как их легализовать? И тут помог трагический случай. Рано утром в понедельник на строительной площадке ООО «Домкор Строй» («дочки» «Домкора») в доме 63/10 погиб 60-летний сварщик — на него упала бетонная плита. «По версии следствия, рабочий погиб в результате нарушения неустановленным лицом правил безопасности», — официально заявлял следком, возбудивший дело о нарушении правил безопасности и сообщивший о следственных действиях. Смерть рабочего сыграла следователям на руку и позволила легально попасть в офисы компании, а главное — на законных основаниях изъять документацию, в том числе и по земельным участкам фирмы. Собственно, внимательные читатели «БИЗНЕС Online» отмечали в комментариях странную деталь: почему в деле о смерти рабочего обыски проводят в том числе и сотрудники УБЭП, чья ниша — экономические преступления. Более того, по нашей информации, документацию затем доставляли следователю Станиславу Хораськину, за которым в челнинском СК закреплена ключевая роль в земельных войнах.

Наш собеседник отмечает, что в ходе обысков следователи получили именно ту документацию, которую и искали. Она подтверждает рассказанное ранее Латыповым. Наши источники уверяют, что дело о мошенничестве на 50 млн рублей может оказаться лишь первым из целого ряда. На этом фоне дело Миронова, возможно, покажется, разминкой.