«ЭТО ОПЫТ ИНТЕРВЕНЦИИ В ПРОСТРАНСТВО, КОТОРОЕ ОЧЕНЬ НЕПРЕДСКАЗУЕМО ПО ПУБЛИКЕ»

«Нет чисто восточного, чисто азиатского, чисто татарского — все это стереотипы, сейчас мы имеем дело, скорее всего, с гибридами, с каким-то формами проявления более сложных образований», — говорят устроители выставки-исследования «Москва — Казань — Москва», осмысляя идеологему «Казань — третья столица». Этот совместный проект Department of Research Arts и центра современной культуры «Смена», предлагающий взгляд на столицу Татарстана глазами более двадцати современных художников, открылся накануне в галерее Царской башни Казанского вокзала в Москве.

Место для выставки было выбрано не случайно. В принципе, сам Казанский вокзал столицы, спроектированный Алексеем Щусевым в начале XX века, — знаковое место и для столицы Татарстана, тем более имеющее в своей архитектурной основе прямые отсылки к Казани: это и стилизация под башню Сююмбике Казанского кремля, и венчающий ее шпиль с Зилантом. В то же время вокзальная башня имеет много общего с Боровицкой башней Московского Кремля, а левая башня вокзала — копия Кутафьей. Так что не удивительно, что в свое время победил именно проект Щусева, который как нельзя лучше отражал задачу конкурса — сделать «ворота на Восток», которые бы символизировали связь Европы и Азии. В 2010 году тогдашний президент РЖД Владимир Якунин предложил выделить музейное пространство для галереи художника Дмитрия Белюкина. Сам художник и дирекция железнодорожных вокзалов остановили свой выбор на Царской башне.

Так что эта эклектика Казанского вокзала, его история показались организаторам выставки как нельзя лучше отражающими смысл задуманного проекта. «Нам было важно показать, что Казань в каком-то общественном или массовом сознании является каким-то восточным, экзотическим, — объяснил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ куратор выставки Наиль Фархатдинов. — Но, как показывают представленные работы, это однобокий взгляд. В этом смысле Казанский вокзал — сгусток различных стилей. С одной стороны, он отражает московскую архитектуру, с другой стороны, много отсылок к Казани, к архитектуре, башне Сююмбике. Много было такого рода вещей, которые нам показались созвучны».

Наиль Фархатдинов Наиль Фархатдинов

Кроме того, само галерейное пространство, расположенное на вокзале, показалось Department of Research Arts любопытным, поскольку традиционно подобные выставки современного искусства проходят в музеях, на «Винзаводе» и прочих локациях, для которых подобный контент скорее привычен и традиционен. «Для нас это опыт интервенции в пространство, которое очень непредсказуемо по публике, то есть тут нет категории, которая наверняка придет в музей, — отметил Фархатдинов. — Здесь же люди, которые находятся в режиме ожидания. Как раз вокзал — то место, где люди находятся недолго, при этом у них нет привязанности, поскольку в течение двух-трех часов они его покинут, и никаких ассоциаций, если они не живут рядом с вокзалом или на вокзале, нет».

Тем не менее организаторы выставки попытались даже из вокзала сделать место, наполненное смыслом, чтобы люди в ожидании поезда, посмотрев выставку, получили некий опыт, которым можно поделиться, о котором можно рассказать, встроить в свою культурную практику. «В этом смысле нам интересно, кто придет, что из этой выставки вынесут, какова будет рецепция всего этого, насколько уместно», — размышлял Фархатдинов.

Центр Department of Research Arts не в первый раз устраивает выставку, посвященную исследованию регионов России. По словам Фархатдинова, до этого делались проекты, посвященные, например, Чувашии, Подмосковью. К идее выставки про Казань пришли в 2016 году, когда Department of Research Arts по приглашению казанской «Смены» провел неделю в рамках резидентной программы фестиваля искусства и краеведения «Искра». Центром события стала «Ночь музеев», когда Department вместе с молодыми художниками Школы мультимедиа и фотографии имени Родченко (мастерская Владислава Ефимова) показали эскиз проекта, основанного на краткосрочном погружении в культурную среду Казани и Татарстана. «То, что будет представлено в течение месяца в Царской башне на Казанском вокзале, сильно отличается от того эскиза. Но идеи некоторых работ появились именно в мае 2016 года», — отметил куратор выставки. Затем, в августе 2016 года, прошла выставка «Контуры» в сквере Баки Урманче в Казани — «интервенция в городскую среду». Наконец, в конце сентября в «Смене» открылась выставка «Наблюдатель» — отчетное мероприятие серии резиденций «Не-места».

Выставка «Москва — Казань — Москва» как бы подводит итог совместной двухлетней работы «Смены» и Department of Research Arts. На вернисаже представлены и фотографии, и живопись из фонда имени Марджани, и инсталляции, и видеоролики, и архивные киноленты. Но все эти объекты являют собой исследование различий между городом, который видят его жители, гости, и его публичным образом.

«ДО КАКОГО-ТО МОМЕНТА ВСЕ БОЛЬШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОГЛИ ПРОВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ. ТЕПЕРЬ ЕСТЬ КАЗАНЬ»

Даже название выставки «Москва — Казань — Москва» как будто отсылает к теме дороги и становится более чем уместным, учитывая месторасположение на Казанском вокзале. «Дорожную» тему ощутили и сами организаторы. «Название скорее несколько ироничное. Несмотря на то что представляем много художников и фотографов из Казани, костяк выставки — мобильная группа, которая несколько раз ездила в Казань, возвращалась в Москву, продолжала работу, потом опять возвращалась в Казань, потом были какие-то индивидуальные поездки у каждого участника по необходимости. Мы в этом названии хотели как раз отразить еще и этот мобильный характер выставки», — пояснил куратор.

В то же время названием хотели намекнуть, сделать отсылку к теме столичности, поскольку именно она становится объектом исследования художников, фотографов, представленных на вернисаже. «Говорят про первую и вторую столицы, а мы хотели бы посмотреть без всяких иерархий — у нас есть столичные города», — добавил Фархатдинов.

По его словам, и художникам, и кураторам выставки было интересно проанализировать, как в Казани преломляются отношения «центр — периферия», тем самым перестраивая отношения между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и другими регионами. «Казань стала за счет успехов в туризме, имиджевой привлекательности третьей точкой притяжения. Культура, промышленность, политическая обстановка — все это вызывает большой интерес со стороны. До какого-то момента все большие мероприятия могли проводиться только в Москве и Петербурге. Теперь есть Казань. В этом смысле эти успехи очевидны и явны. Нашей задачей не было поставить их под сомнение, мы не занимаемся в этом смысле критической работой. Но нам было интересно, что скрывается в этой идеологеме, что может проявиться, если мы посмотрим на нее не как само собой разумеющееся, а как на какое-то заклинание, обещание будущего. Это постоянное движение вперед, постоянно какое-то напряжение, в котором находится город. Нам было интересно посмотреть на проявление этой столичности, в частности, какие-то работы, связанные с Казанью, ее повседневностью, экологией, архитектурой. По сути, попытались посмотреть на Казань как столицу, но без каких-то кавычек и тем самым рассмотреть понятие столицы как таковое», — объяснил Фархатдинов.

«ЭТО ПРОСТО ПОПЫТКА ЗАЛЕЗТЬ В ЧУЖУЮ ГОЛОВУ НА ОТКРЫТОМ ДОСТУПНОМ МАТЕРИАЛЕ»

Например, художник Екатерина Попович в 2016 году в рамках резиденций со «Сменой» исследовала в Казани «ландшафт торговых центров». «Я задалась вопросом, есть ли отличие торговых центров в разных частях нашей страны. Я изначально изучала влияние торговых центров, как люди ведут себя в них, как движутся, конфигурацию. Торговые центры — пространство „не-места“», — рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». В итоге ее исследования Казани родилась инсталляция «Пассивные радости потери идентичности» в виде замысловатого хромированного объекта и видео, собранного из фотографий. «В этой работе я отсылала к планам торговых центров. Тут я представила один из возможных вариантов плана, конфигурации. То, что он хромирован, отсылает к поручням, к тем металлическим частям, которые присутствуют там, всякие заградительные объекты для тележек и прочее», — пояснила Попович.

Художника Николая Онищенко вдохновил мифологизм СКБ «Прометей». Именно мифологический вектор сыграл ключевую роль в выборе языка проекта — найденный случайно дневник. «Вымышленная история про человека, живущего в 1960-е года, и истории, которые с ним происходят», — пояснил Онищенко нашему изданию. Из этого дневника невозможно понять ни имени, ни фамилии человека. Ясно лишь то, что у него наступает психическое расстройство, он видит цветное свечение. Также упоминается находка куска теплого стекла, который становится для этого человека очень важным. В конце концов человек оказывается в тюрьме и психиатрической больнице, причины этого не ясны.

Режиссер-документалист Михаил Колчин из Казани собрал для выставки три прогулки по городу — видеоролики, которые отыскал в интернете. «Это видео из интернета, демонстрирующее нам три разных взгляда на город. Тот, кто снимает это видео, показывает очень личную Казань для каждого. Люди ходят и снимают свою поездку: двое из них туристы, а в третьем случае местная жительница, это история про внутригородской туризм. Она пенсионерка, редко бывающая в центре, ходит с камерой, снимает и комментирует, что тут было 10 и 30 лет назад», — отметил он в беседе с нашим корреспондентом. По словам Колчина, выборка видео была довольно случайной, на месте этих роликов запросто могли оказаться другие, но в то же время они соответствуют взглядам и видению самого Колчина. «Я не знаю, зачем это люди снимали, это даже не топовые видеоблогеры, это просто попытка залезть в чужую голову на открытом доступном материале», — добавил он.

Привлекают внимание живописные полотна династии Скобеевых — Валерия (деда), Виталия (отца) и Александра (внука). Любопытны снимки японского фотографа Икуру Куваджима, который фотографировал людей в ростовых костюмах трансформеров на фоне классических казанских достопримечательностей. Наконец, фонд им. Марджани предоставил картину «Айсылу на Луне» живописца Баки Урманче.

Ильгизар Хасанов

«НА КАТКЕ, НА КОТОРЫЙ Я ПРИХОДИЛ, Я МОГ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЖЕНОЙ»

Наконец, из известных для Казани личностей свои работы представил сооснователь «Смены» Ильгизар Хасанов. Через живопись и скульптуры он передал свои воспоминания о Казани — своеобразная, как выражается сам художник, «работа с памятью». «Я такой вставной зуб в проект — художник-абориген», — добавил он. Тут и балерины, и каток, и потрепанные коньки. «Я жил на Федосеевской, рядом театром оперы и балета — ходил мимо каждый день. Там еще стадион „Динамо“ — мне нравились конькобежцы. А летчик... Был аэродром ДОСААФ, где учили летному делу. Я боюсь высоты, но у меня однажды появилось желание прыгнуть с парашютом. Я сходил, посмотрел, но не записался — решил, что не долечу или просто не прыгну. И фигурка летчика связана с небом. Это все Казань», — рассказывал Хасанов нашему корреспонденту.

Особое внимание в композиции привлекли детские коньки с фотографиями двух детей — мальчика и девочки. И это тоже личное детское воспоминание Хасанова. «Коньки — это мой портрет и моей жены. На катке, на который я приходил, я мог с ней познакомиться, врезаться в нее и сказать: „Что же вы мне тут мешаете!“ Но этого не случилось, хотя она в это время жила в другом районе, но тоже туда приходила. Это место аккумулировало детей на праздники, Новый год, это была очень эмоциональная территория», — пояснил художник.

Выставка открыта до 25 марта, вход свободный.