САЛАВАТ: «ЧЕГО ЖЕЛАЕТ АЛЛАХ ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ, ПУСТЬ И ЕМУ ТАКОЕ БУДЕТ»

На самом деле 80 лет легенде татарского театра, народному артисту РСФСР и Татарстана, обладателю «Золотой маски» Ринату Тазетдинову исполнилось еще в первый день 2018 года. Но, очевидно, проводить юбилейный вечер 1 января, когда население России слабеющей рукой тянется к салату оливье, было не с руки. Так что праздник провели вчера в театре им. Камала, которому артист отдал 57 лет своей жизни.

В фойе была организована фотовыставка, отобразившая творческий путь юбиляра. Многие из гостей держали в руках букеты цветов, один из самых красивых был у известной казанской художницы Наили Кумысниковой, которая призналась, что тоже отмечает в это году круглую дату. А Тазетдинова она называет фактически своим отцом: «Я с ним знакома всю жизнь, играла с ним в первой постановке спектакля „Муса Джалиль“, я играла дочь Чулпан, а он Джалиля. Я ребенок, который вырос в театре, меня к этой роли привлекли, и весь 1-й класс и потом начало 2-го класса, а мне было 7 лет, я ездила на гастроли с театром, мы были в Ленинграде, это были очень интересные гастроли. Он — мой отец, я — его дочь Чулпан». Наверное, не все из пришедших так же близко знают Тазетдинова, но буквально каждый, с кем успел пообщаться корреспондент «БИЗНЕС Online», выражал восхищение талантом актера. Одна дама сказала привычное по такому случаю: «Мы выросли на его ролях». 

Тем временем за кулисами Камаловского театра кипела жизнь, туда-сюда сновали как мэтры труппы, так и молодежь. 30-летний режиссер и драматург Ильгиз Зайниев, выступивший постановщиком юбилейного вечера, нашел время для короткого коментария. «Ринат абый — это настоящий артист, за какую бы роль ни взялся. Он и трагик, с его Кул Гали, Мусой Джалилем, он и в чистой драме может сыграть, и в комедии. Не только в этих жанрах, но и в оттенках, например, есть комедия-фарс, лирическая комедия, грустная комедия, — Тазетдинов владеет полной гаммой», — сказал Зайниев «БИЗНЕС Online». По коридору за кулисами прохаживался и певец Салават Фатхетдинов, беседуя с исполнительным директором фонда поддержки развития культуры при президенте РТ Нурией Хашимовой. На минуту отвлекшись от собеседницы, он озвучил нашему корреспонденту свое пожелание народному артисту: «Чего желает Аллах хорошему человеку, пусть и ему такое будет». Пожалуй, лучше, чем «соловей татарской эстрады», и не скажешь.

«ДУМАЮ, НАШ ЯЗЫК НЕ ИСЧЕЗНЕТ, КАК БЫ ОБ ЭТОМ НИ МЕЧТАЛИ «ДОБРОЖЕЛАТЕЛИ»

Целое паломничество было в гримерку Тазетдинова. Худрук Оренбургского драмтеатра Рифкат Исрафилов принес юбиляру свой презент — мультиварку. Иные приносили стихи и громко поздравляли. Все же за полчаса до начала творческого вечера корреспонденту «БИЗНЕС Online» вместе с другими представителями СМИ удалось задать Ринату абый свои вопросы.

— Ринат абый, бывают ли в театре простые роли?

— Каждая роль сложная, если играть ее с отдачей. Для актера все роли хороши и сложны. Да, бывают посложнее роли, если роль получается, то для артиста нет ничего ценнее.

— Считается, что лучшие артисты театра — это вы, мэтры, выпускники легендарного курса Щепкинского училища. Правда ли, что у молодых уже нет такой школы?

— Это неверно, не могу с этим согласиться. Сейчас в нашем театральном институте очень хорошо учат. Вообще, если дано от Аллаха, то человек будет хорошо играть, если не дано, то такому человеку сложнее будет достичь мастерства. Я не хочу сказать, что мы, щепкинские, такие мощные, но нам повезло, что учились в Москве, была возможность ходить на спектакли других театров, как будто еще один университет закончили. Среди более молодых очень много талантливых артистов, например Искандер Хайруллин, да и другие. Они придут нам на смену, приближается время ухода... Не знаю, сколько еще суждено прожить, но радуюсь каждому дню.

— А еще говорят, что красивый татарский язык уходит со сцены...

— За это сильно переживаем, родной язык хотят уничтожить, в школах только два часа осталось — это большая трагедия для татарского народа. Говоря по правде, наш язык очень красивый, театральный, доходчивый, не надо было на него нападать. Русский язык же мы и так хорошо знаем, вся красота мира есть в разнообразии языков. Но, думаю, наш язык не исчезнет, как бы об этом ни мечтали «доброжелатели».

— Готовы еще сыграть новые большие роли?

— Я всегда готов, но для того, чтобы сыграть большие роли, нужно быть чуть моложе. На пожилого смотреть неинтересно, если только он не сверстника играет, но когда 80-летний в образе 40-летнего, то это некрасиво. У всего есть свой возраст. Хотя я играл в молодости пожилых, в пожилом молодых, поэтому счастлив. Но актер не выбирает роль, это дело режиссера, поэтому приходится исполнять не только то, что ты хочешь. Во время учебы я отрывки играл из «Отелло», но сейчас уже не смогу сыграть....

МУХАМЕТШИН: «ПОДАРКИ ТОЖЕ ЕСТЬ, НО ИХ ДОГОВОРИЛИСЬ ВРУЧИТЬ ВО ВРЕМЯ АНТРАКТА»

Прозвенел третий звонок, и началось торжество с мини-интервью. Молодая восходящая звезда труппы Камаловского Ришат Ахмадуллин задавал вопросы Тазетдинову: где родился, где учился, как женился? 80-летний мэтр татарской сцены на каждый из них обстоятельно отвечал. Родился в Буденовском районе ТАССР (ныне — Дрожжановский), деревенская кличка была Тажюк, мечтал стать певцом, но пошел учиться в артисты театра. Про первую любовь отшутился: «У меня ее было немного...» В Москве артист влюбился в девушку Раису, с которой они 55 лет вместе. Собеседник стал подначивать актера, дескать, про того говорят, что сходу может сыграть любую роль. Ринат Арифзянович подтвердил, и тут же вместе Илдусом Габдрахмановым они сыграли сценку из спектакля «Шулай булды шул» («Вот так случилось»).

Пришло время для официальных поздравлений, первым это сделал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. «Каждый образ, созданный Ринатом Тазетдиновым, внес огромный вклад в обогащение нашей театральной культуры. В каждой работе, в которой нет ни единой фальши, зритель, безусловно, чувствует вашу душевную теплоту. Работая в Камаловском театре, на этой сцене, вы воспитали не одно поколение зрителей, которые с уважением и любовью относятся к театральному искусству», — отметил спикер республиканского парламента. Он напомнил и об общественной работе юбиляра. Тазетдинов более двух десятков лет возглавлял союз театральных деятелей Татарстана. От имени президента РТ Мухаметшин наградил артиста орденом «Дружба» («Дуслык») и зачитал поздравление от первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Мухаметшин признался, что волнуется: «Подарки тоже есть, но их договорились вручить во время антракта. Для меня говорить с этой сцены благодарственные слова — очень ответственное дело. Я горжусь и волнуюсь, особенно подбирая татарские слова, когда нахожусь возле такого человека».

Затем спел пел песню Салават и поделился воспоминаниями: «Ровно 10 лет назад мы встретились на юбилее Рината абый. Он, обняв меня, с болью сказал: „Знаешь, Салават, вот и до 70 дожили“. А сегодня также обнялись, а он не жалуется. Дай бог, на 90-летнем юбилее встретимся, мне 70 еще не будет».

Поздравляли артиста коллеги из Башкирского театра им. Гафури, Качаловского, различных татарских театров, земляки актера, которые называли его с гордостью настоящим мишарином. Вручали разнообразные подарки: яйца, картофель, валенки, шерстяные носки, лук, гуся и еще много чего. Что же до презента, который в антракте собирался вручать спикер Мухаметшин, то депутат Госсовета Разиль Валеев приоткрыл корреспонденту «БИЗНЕС Online» тайну подарка, сообщив, что это «теплая одежда».