В ЛЕДЯНОЕ ПЛАВАНИЕ

Ходовые испытания двух новых пассажирских теплоходов стартовали в конце января в акватории Архангельска. Это головное и серийное суда нового проекта А217-1, построенные на АО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в АО «Холдинговая компания «Ак Барс»).

Теплоход А217-1 предназначен для пассажирских перевозок на внутренних водных путях. Каковы основные характеристики? Вместимость – 176 человек. Длина – 27,4 м, ширина - 5,6 м, осадка – 1,66 метра. Скорость хода – 25 км/ч. Дальность плавания – до 400 километров. Главная энергетическая установка – два дизеля от немецкой компании MTU суммарной мощностью 820 кВт. Электроника – японского производства. В ходовой рубке – сплошь многофункциональные дисплеи, как приборная доска современного авиалайнера.

А217-1 – продолжение сотрудничества зеленодольцев с конструкторами петербургского ООО «Агат Дизайн Бюро». По проектам этой компании на заводе были построены скоростные теплоходы А45 и А145, ставшие своего рода визитной карточкой предприятия. Но, в отличие от стремительных и до предела инновационных коллег (авиационные технологии, водометы, движение на воздушной каверне и так далее), А217-1 – суда традиционные. Это обычный нескоростной водоизмещающий теплоход с винтами. По идеологии А-217 – родственник многим памятным «омикам» и «мошкам» (проекты ОМ-300 и МО-150).

Но все равно проект это необычный. Дело в том, что корпус у А217-1 – с ледовым усилением, винты тоже. Теплоход сможет ходить в 30-сантиметровом битом льду или в 20-сантиметровом цельном. Материал корпуса – сталь, надстройки – из алюминиево-магниевого сплава. Эксплуатация судна возможна при температуре до -25 градусов.

Добавим, что стоимость двух теплоходов – 576,9 млн рублей.

СРАЗУ ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЙ – НА ПАССАЖИРСКИЕ ЛИНИИ

Идея создать такое необычное судно появилась, когда на завод им. Горького на презентацию А145 приехали работники одной из северных судоходных компаний. Скоростной теплоход им понравился, но нужнее оказалось другое судно – с прочным стальным корпусом, то есть с определенной ледостойкостью. По этому «техзаданию» бюро вместе с судостроителями и создавали новый теплоход.

Эксперты не сомневаются в актуальности проекта. На Севере, впрочем, как и по всей России, пассажирский флот предельно обветшал, а новых судов не строится. Перевозки же в северных регионах социально значимы, да там попросту и не может быть другого транспорта, способного массово перевозить пассажиров. Такие перевозки должны быть максимально длинными по времени: от ледохода до ледостава, поэтому необходимый элемент – ледовое усиление, ведь увеличение срока эксплуатации весной хотя бы на неделю, а осенью – на две-три – это большое благо. Впрочем, учитывая погодные условия России, подобные теплоходы могут быть востребованы на многих речных бассейнах…

В ходе первого этапа испытаний А217-1 эксперты оценивали движение судов в ледовой обстановке, возможность маневрирования, устойчивость на курсе при различных режимах работы главных двигателей, работу всех судовых систем. Испытания контролировали представители областного министерства транспорта, администрации Архангельска, Северного управления Госморречнадзора, Архангельского речного порта.

Предполагается, что по завершении испытаний теплоходы поставят на линии для перевозки жителей островных территорий – Хабарки, Кегострова, Бревенника.

ВОЗРОЖДЕНИЕ «ТАТАРСКОЙ» МЕЧЕТИ АРХАНГЕЛЬСКА

Интересно, что параллельно с испытаниями судов, которые завершатся их сдачей заказчику, холдинговая компания «Ак Барс» вместе с заводом им. Горького отчитываются перед Архангельском за еще один проект. В субботу генеральный директор холдинга Иван Егоров и генеральный директор завода Ренат Мистахов участвовали в торжественной церемонии открытия мечети.

Здесь надо сделать историческую справку. В 1902 году местные мусульмане, в том числе купцы Мухаммед Закир Ишмемятов, Зигант Фазлулин, мулла Мухамет Абдулвалеев, обратились в Архангельское губернское правление за разрешением на постройку на их собственные средства мечети. Губернатор, контр-адмирал Николай Римский-Корсаков прошение удовлетворил. Открытие и первое богослужение состоялись 26 августа 1905 года. С тех пор мечеть стала привычной для русского Архангельска, а поморы прозвали ее Татарской.

В 1931 году помещение у мусульманской общины отобрали, и до недавнего времени там находилось одно из технических помещений УФСИН по Архангельской области. Но 1 июня 2010 года здание вернули верующим – религиозной общественной организации «Нур-Ислам». Его решили реставрировать. В поддержку высказались главный архитектор города, правительство Татарстана и президент республики Рустам Минниханов, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Проект воссоздания самой северной мечети курировал первый президент РТ Минтимер Шаймиев. От Татарстана спонсорами возрождения мечети стали холдинговая компания «Ак Барс» и Зеленодольский завод им. Горького.

Финальным штрихом отметим, что сегодня в Архангельской области проживают 18 тыс. татар.