В театре имени Джалиля начинается Шаляпинский фестиваль. Его афиша привычно не обещает нам открытий. Единственная премьера — «Набукко» В театре имени Джалиля начинается Шаляпинский фестиваль. Его афиша привычно не обещает нам открытий. Единственная премьера — «Набукко»

ЗАМЕНИМ ОДИН СПЕКТАКЛЬ НА ДРУГОЙ

Тихая гавань в бушующем море страстных споров о развитии культуры в России, символ стабильности (или застоя?) в период всеобщего беспокойства и сомнений — Шаляпинский фестиваль, уже 36-й по счету, начинается сегодня в казанской опере.

Начинается с премьерного «Набукко» великого Верди в постановке Ефима Майзеля. Думается, что о спектакле можно, не боясь ошибиться, говорить уже сейчас. Это будет ладно режиссерски сколоченный спектакль с хорошими голосами и максимальным уважением к первоисточнику. Одним словом, типичная для театра им. Джалиля классическая постановка, но с более внятным драматургическим и визуальным эффектом, чем, скажем, в давно идущих на казанской сцене откровенно скучных в качестве театрального действа постановках «Травиаты» или «Риголетто». 

Все-таки Майзель – опытный профессионал, достигший по сути с нуля определенного успеха за океаном, хотя и «приглашенный режиссер Метрополитен-опера» в его профайле к фестивалю – это некоторое преувеличение. Постановщик «Набукко», двумя годами ранее выпустивший в Казани такой же крепкого, пусть и лишенного режиссерских изысков, вердиевского «Трубадура», в лучшем оперном театре мира, расположенном в городе Нью-Йорке, работал помощником режиссера на русских операх. В частности, на «Князе Игоре» Дмитрия Чернякова, спектакле, вошедшем в современную мировую оперную историю ослепительно красивым бескрайним маковым полем, посреди которого князь Игорь Ильдара Абдразакова исполнял знаменитую арию «О дайте, дайте мне свободу»...

Ефим Майзель – опытный профессионал, достигший по сути с нуля определенного успеха за океаном, хотя и «приглашенный режиссер Метрополитен-опера» в его профайле к фестивалю – это некоторое преувеличение Ефим Майзель – опытный профессионал, достигший по сути с нуля определенного успеха за океаном, хотя и «приглашенный режиссер Метрополитен-опера» в его профайле к фестивалю – это некоторое преувеличение

Итак, «Набукко». Сразу заметим, что это не новое название в афише казанской оперы. Речь идет о замене постановкой Майзеля спектакля 2003 года, который осуществил режиссер Дени Криеф. Кстати, та работа получила высокую оценку музыкального критика «БИЗНЕС Online» Елены Черемных. Но вот спектакль решили заменить. Внятных объяснений такого выбора единственной оперный премьеры за сезон от руководства театра мы вряд ли получим. Благо и традиционные пресс-конференции перед началом Шаляпинского и Нуриевского фестивалей теперь не проводятся. Интересно, что эта многолетняя практика прекратилась после того, как на встречу с журналистами перед началом сезона 2016/2017 не пустили корреспондента нашей газеты, но мы раздобыли видеозапись пресс-конференции и рассказали о целом ряде странных заявлений на ней директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова.

В общем, о причинах, побудивших заняться в Казани новой версией библейской истории пленения евреев вавилонянами, остается только догадываться. Думается, что и сам Мухаметзянов ответит на такой вопрос что-то вроде «мы так решили». Ну и еще возможно,что опера «Набукко», которую театр им. Джалиля несколько раз прокатывал по голландским городам и весям, идет там на ура. Вот поэтому и решили подновить спектакль для жителей крупных и не очень городов этой страны, где традиционно казанская опера проводит несколько месяцев в году. Собственно, это все, что нужно знать о репертуарной политике директора Мухаметзянова. Сразу вспоминается недавнее интервью нашей газете директора Екатеринбургского театра оперы и балета Андрея Шишкина, вызывающее чувство зависти по отношению к уральским операманам.

Что касается солистов, то и здесь Шаляпинский фестиваль демонстрирует чувство стабильности. Абсолютное большинство певцов, если не все, участвовали в предыдущей постановке «Набукко»: Борис Стаценко (Германия), Андрей Валентий (Беларусь), Сергей Ковнир (Украина) и т. д.

ПРИВЕТ ИЗ 1993 ГОДА

Конечно, Шаляпин-фест позиционирует себя, как известно, в качестве «фестиваля голосов». Очень удобная формула, на которую можно свалить проблемы режиссеров-постановщиков и отсутствие сценической химии у солистов, собравшихся за пару-тройку дней до спектакля, успев провести лишь несколько репетиций. Однако в 2018-м и с голосами у Шаляпинского фестиваля не густо.

Фактически на роль первой скрипки в этом году выдвинут 58-летний статусный баритон Борис Стаценко, много лет являющийся солистом Немецкой оперы на Рейне. На нынешнем фестивале он споет Набукко, Риголетто и Жоржа Жермона в «Травиате». При всем уважении к послужному списку певца лучшие годы его позади. Да и оперную Казань выступлением Стаценко вряд ли можно удивить, одну только заглавную партию в «Риголетто» он пел здесь бесчисленное количество раз. Более того, как оказалось, артист получил приз прессы «Лучшему исполнителю фестиваля» на Шаляпинском фестивале еще в 1993 году. С тех пор прошла ровно четверть века.

Что касается в целом списка солистов «фестиваля голосов», то он составлен по принципу «ба, знакомые все лица»: Ахмед Агади (Радамес в «Аиде», Калаф в «Турандот»), Алексей Татаринцев (Герцог в «Риголетто»), Михаил Светлов-Крутиков (Борис Годунов, Базилио в «Севильском цирюльнике»), Анна Принцева (Виолетта в «Травиате»), Владимир Мороз (Фигаро в «Севильском цирюльнике») и т. д. Десант афроамериканских певцов, который высадится на очередное концертное исполнение «Порги и Бесс» (знаменитая опера Гершвина так и не превратилась в полноценный спектакль, но, кажется, является последним по времени 100-процентно удачным проектом театра им. Джалиля, хоть и относится к 2013 году), в полном составе уже выступал в Казани, а Лакита Митчелл и Лестер Линч еще задержатся на «Аиду».

Вообще, Шаляпинский фестиваль впору переименовывать в Верди-фест: в 2018 году 5 из 10 заявленных названий – это оперы знаменитого итальянца. Еще один наглядный момент – только 2 из 10 опер были написаны в XX веке («Турандот» Пуччини и «Порги и Бесс»), самая «юная» из них – шедевр Гершвина – была представлена публике в 1935 году. То есть без малого 100 последних лет, по версии боссов театра им. Джалиля, в оперном искусстве не произошло примерно ничего.

Среди новых имен в афише казанской оперы – Дмитрий Иванчей (граф Альмавива в «Севильском цирюльнике») и Елена Михайленко (Турандот) из «Геликон-оперы», Максим Аниськин (граф Ди Луна в «Трубадуре»). У последнего в послужном списке серьезный опыт работы с Теодором Курентзисом. А еще тенор из Египта Рагаа Эльдин Морси споет в «Трубадуре» Манрико, его достижения в Европе довольно скромны, зато в итальянском Орвието он пел в «Богеме» с нашей Гульнорой Гатиной.

И надо отметить еще одного давнего фаворита казанской публики, замечательного баса из Украины Сергея Ковнира. На Шаляпинском-2018 прекрасный мастер партий второго плана будет работать практически стахановскими темпами – Захария в «Набукко», Спарафучиле в «Риголетто», царь Египта в «Аиде», Феррандо в «Трубадуре», Пимен в «Борисе Годунове», Сурин в «Пиковой даме», Тимур в «Турандот». И еще Ковнир заявлен на два вечера гала-концертов: 9 выступлений за 20 с небольшим дней! В иные месяцы театр им. Джалиля за месяц не дает столько представлений, сколько раз выйдет на казанскую сцену в феврале украинский бас.

Венера Гимадиева спустя много лет наконец-то получила приглашение из Казани, но Сююмбике не споет – на это время у нее запланированы спектакли в Вашингтоне Венера Гимадиева спустя много лет наконец-то получила приглашение из Казани, но Сююмбике не споет – на это время у нее запланированы спектакли в Вашингтоне

ШАГИМУРАТОВА – В ЧИКАГО, ГИМАДИЕВА – В ВАШИНГТОН

Теперь о том, что и кого мы не увидим на Шаляпинском фестивале. Во-первых, по «доброй» традиции директор Мухаметзянов «динамит» татарские оперы из репертуара – «Любовь поэта» и «Джалиль». Интересно, когда будущей осенью, как обещано, публике представят «Сююмбике» Резеды Ахияровой в постановке Юрия Александрова, ее тоже будут стесняться представить на главном оперном фестивале республики? Во-вторых, не увидим мы в Казани и главную татарстанскую певицу современности Альбину Шагимуратову, она весь февраль поет в «Пуританах» в чикагской Лирик-опера. Другая наша оперная прима, Венера Гимадиева, спустя много лет наконец-то получила запоздалое приглашение из Казани, но не смогла вырваться на гала-концерты, и Сююмбике осенью также не споет – на это время у звездного сопрано запланированы спектакли в Вашингтоне. В общем, откровенный провал людей, отвечающих за кастинг в театре им. Джалиля.

Наконец, об антураже Шаляпин-феста, который также не меняется со времен, когда баритон Стаценко в 1993-м был признан лучшим исполнителем фестиваля. Естественно, в фойе будут продавать буклеты фестиваля – брошюрки формата А4. На первой странице – непременное приветствие Рустама Минниханова и далее унылое перечисление афиши фестиваля с составами певцов безо всякого эксклюзива и находок. Хотелось бы ошибиться, но других по содержанию буклетов фестиваля прежде видеть не приходилось. Кстати, руководители казанской оперы любят козырять близким знакомством с директором Большого театра Владимиром Уриным. Так может он проведет с ними ликбез о том, как должны выглядеть подобные материалы? Ну и конечно, знаменитый струнный квартет, который развлекает исполнением «Очей черных» до и в перерывах между Верди. И пусть атмосфера в фойе театра в этот момент напоминает русский ресторан где-нибудь в Европе середины 1920-х, где тихонько выпивают белые офицеры, а штабс-капитан Овечкин скоро встретит здесь «неуловимых мстителей». Образу нынешнего Шаляпинского фестиваля – этакого «свечного заводика» директора Мухаметзянова – она очень подходит. «Свечного заводика», который приносит стабильную и надежную прибыль (финансовую и репутационную), но не приносит никакой головной боли (никаких рискованных премьер и смелых экспериментов), а заодно и превращает бурлящий мир оперного театра в разновидность музея на потребу публике. Такой способ существования не может двигать искусство вперед, но таких целей в Казани и не ставят.

Атмосфера в фойе театра порой напоминает русский ресторан где-нибудь в Европе середины 1920-х, где тихонько выпивают белые офицеры, а штабс-капитан Овечкин скоро встретит здесь «неуловимых мстителей»

Да, за неимением интересных находок в афише, на Шаляпинском фестивале решили взять в разговорном жанре. Почему-то в Доме актера, но именно там пройдут встречи с целым рядом участников фестиваля. Правда, творческого вечера директора Мухаметзянова не случится. Поэтому спросить о том, а почему в январе в учреждении, которое он возглавляет, показывали вместо репертуарных спектаклей 18 раз «Морозко» под фонограмму в исполнении студентов хореографического училища и почему после гала-концерта Шаляпинского оперных спектаклей в театре им. Джалиля не случится почти два месяца, будет не у кого.