Во второй декаде апреля 2011 года на китайском острове Хайнань состоится встреча руководителей Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. А затем там же в местечке Боао – азиатский экономический форум. И хотя в повестке саммита БРИКС значится лишь свободный обмен мнениями относительно состояния мировой экономики и международных отношений, трибуна этой организации может стать местом схождения «Духа надежды» людей на новое справедливое мироустройство. Путем обособления рынка членов организации. Во имя счастья народов своих стран и всего мира.

Характеристикой современной эпохи выступает переход человечества из индустриального в информационное общество. К новой экономике знаний.

А текущий момент характеризует ожидание второй «штормовой» волны мирового финансового кризиса, которая может придти уже в июле - августе 2011 г., что в 2012 – 2015 годах повлечет за собой обрушение всей системы хозяйства основанной на USD. Долларе США, как единой мере стоимости ресурсов и товаров мировой торговли. Как учетной единице богатства (валового внутреннего продукта) стран и трансграничного бизнеса.

Эпоха индустриального общества с расширенным потреблением товаров и услуг характеризуется и тем обстоятельством, что добыча промышленного сырья и топлива, а главное, все ресурсные рынки планеты, посредством хитрости, финансовой мощи и военной силы оказалась, преимущественно, в руках англосаксонских монополий. Например, знаменитый «пакт Куинси» 1945 года – это договор США с саудитами о доступе американцев к аравийской нефти («контрольному пакету» мирового нефтяного рынка) в обмен на их защиту от любой внешней угрозы. А на всех товарных биржах все ресурсы «мира сего» до сих пор все ещё продаются на доллары США.

Теперь же на переходе человечества через постиндустриальный барьер Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка могут легко соединить огромное большинство запасов природных ресурсов планеты с подавляющим большинством населения. И так делом навязать миру процедуры прощания со старыми порядками индустриального общества. Ибо, как завещал великий Ленин, «исход борьбы (за новый мировой порядок) определяется тем, что Россия Индия и Китай составляют громадное большинство человечества». А потому могут составить альтернативный, обособленный иными правилами, справедливый в прибылях и убытках рынок стран не западной цивилизации.

По существующему порядку вещей капитал Новой России вывозится за рубеж и не инвестируется в модернизацию своего хозяйства. И этот нетто-вывоз российского капитала контрастирует с огромным притоком капитала в Китай, Индию, Бразилию. Для того чтобы России стать нетто-получателем иностранного капитала достаточно объединить солидную часть своего ресурсного рынка с китайской фабрикой XXI века и перейти в этой, по сути, приграничной торговле в расчеты на валюту покупателя – народные юани.

Сделать это тем более просто, что почин уже есть. Котировки в паре рубль – юань на московской бирже уже начались. Российское отделение банка HSBC с 2011 г. уже открывает документарные аккредитивы в юанях.

Учитывая то, что соседний Большой Китай – это самостоятельный внутренний полутора миллиардный рынок едоков, интернационализация юаня во внешних расчетах будет подобна финансовой революции, через которую только и можно будет выйти из кризиса нынешней кредитной системы на основе оторвавшегося от натуры бумажно-электронного USD.

Обособление расчетов внутри стран БРИКС от надутой фьючерсами «мировой цены». Использование для этого любой отдельной от USD учетной единицы богатства, пересчитанной не на нули, а на граммы золота и серебра, позволит тем, кто это сделает быстрее других, вывернуться из под удара очередной волны кризиса  (удар будет по расчетам в долларах) и оказаться в лидерах новой экономики на подъеме мирового хозяйства после 2015 года.

Как верно подметили китайские руководители: «ВВП страны растет, а счастья людей не прибавляется». И с 2011 года КНР приняла решение ввести в показатели развития страны «индекс счастья», учитывающий радость и удовольствие жить не только в денежных, но и в иных достойных условиях.

Основным противоречием перехода через постиндустриальный барьер выступает то обстоятельство, что при однополярном политическом доминировании рынок с расчетами в USD стал глобальным, а производство осталось национальным. Преодоление этого противоречия через кризис приведет к распаду глобальной монополии USD на дюжину валютных зон. Или иначе, произойдет переход к иной – ячеистой структуре глобального хозяйства, где внутри устойчивых экономических зон потребление будет покрывать производство. А торговля между зонами будет вспомогательной.

С развитием внутреннего рынка зон повышается оплата труда и экспорт за пределы зоны становится малорентабельным. Беда России состоит в узости внутреннего рынка при громадной добыче минерального сырья и топлива. Альтернативных выходов два, а гармония предполагает третье.

Во-первых, можно снижать объемы добычи сырья и топлива и переходить на инновационную экономику, где Россия в распределенном глобальном хозяйстве могла бы стать мировой «фабрикой мысли». Во-вторых, создавать взаимодополняющие экономические альянсы с соседним рынком Китая. Прежде всего, это могут  быть горнорудный, лесной и угольный альянсы.

Ну а вершиной мудрости будет соединить экспорт сырья, инновации и трансграничные хозяйственные альянсы в троичную гармонию.

Вот о таком видении «гармонии мира» Россией президент Дмитрий Медведев и мог бы сообщить народам и правительствам на саммите стран БРИКС и азиатском экономическом форуме в Боао.  

Справка

Андрей Петрович Девятов закончил военный институт иностранных языков в Москве. После участия в арабо-израильской войне 1973 года был взят на службу в ГРУ Генштаба минобороны СССР.  В 1976 году впервые направлен в Китай под дипломатическим прикрытием. Всего за четгерть века службы таких командировок было три, общей продолжительностью 11 лет (позже он прожил в Китае еще 6 лет уже как частное лицо). Ведя результативную разведывательную деятельность в ядерной и ракетно-космической сфере, Девятов вышел на пенсию по выслуге лет в ранге полковника.

Вернувшись в Россию, Девятов активно занимается вопросами, как говорит он сам, российско-китайского стратегического взаимодействия: руководит рядом научных центров, издает книги и регулярно публикует статьи о Китае.      

Андрей Девятов - действительный член российского отделения международной академии исследования будущего (Брюссель), заместитель директора института российско-китайского стратегического взаимодействия, член союза писателей России.