Как и в предыдущие годы, в главном докладе Айрата Зарипова была озвучена не самая радужная статистика по общему подписному тиражу в Татарстане

ПОДПИСКА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ УПАЛА НА ТРЕТЬ

Как и в предыдущие годы, в главном докладе шефа агентства «Татмедиа» Айрата Зарипова была озвучена не самая радужная статистика по общему подписному тиражу в Татарстане. Подробные сведения и «Татмедиа», и «Татарстан почтасы», кстати, до сих пор скрывают — данные не опубликованы, а на запрос нашей газеты реакции нет уже несколько недель.

Как выяснилось, общий подписной тираж на первое полугодие 2017 года оказался на 5% ниже аналогичного периода прошлого года (1 млн 169 тыс. экземпляров), а за пять лет спад составил целых 30%. «По данным почты, рост наблюдается у газет „Ведомости“, „Комсомольская правда“, „Коммерсантъ“ и ежедневного выпуска „Российской газеты“. Газета „Ватаным Татарстан“ недобрала 6 процентов, а „толстушка“ потеряла 17 процентов. Спад подписного тиража наблюдается и у ежедневного выпуска „Казанских ведомостей“, — сообщил Зарипов, впрочем, без указания точных цифр. — „Толстушка“ „Шахри казан“ выросла на 2 процента. Падение ощутили и газеты на национальных языках. В этих условиях Татарстан активно реализует альтернативную подписку». Показатели основных изданий «Татмедиа» по понятным причинам не прозвучали.

Шеф «Татмедиа» напомнил, что с рынка республики ушли издания «Челны ЛТД», «Деловой квартал», а также рекламно-информационные издания «Зур базар» и «Кошелек». Закрылась газета «КамГЭСэнергостроя», а «Татнефть», напротив, возобновила выпуск корпоративных СМИ — сегодня компания выпускает 15 изданий общим тиражом 50 тыс. экземпляров. Всего в 2017 году было зарегистрировано 96 новых СМИ, подсластил пилюлю Зарипов. На январь 2018 года их число достигло 963.

Общий подписной тираж на первое полугодие 2017 года оказался на 5% ниже аналогичного периода прошлого года

«Большую роль играют соцсети. По статистике, в России проявляют активность в соцсетях 38 миллионов человек. Из них 37 миллионов — ежедневно. На январь 2018 года совокупное количество уникальных посетителей 97 сайтов холдинга „Татмедиа“ составляет более 134,4 тысячи человек в сутки (на 50 процентов больше, чем в прошлом году). 141 редакция холдинга имеет 300 аккаунтов в соцсетях с общим количеством подписчиков в 1 миллион», — отчитался Зарипов об интернет-успехах. Впрочем, если брать среднюю цифру, на один аккаунт приходится 3,3 тыс. подписчиков.

Говоря о телевидении, спикер сообщил, что ежедневно телевизор смотрит 70% взрослого населения, что ТНВ в этом году должен полностью перейти на HD и открыть филиалы в Казахстане и Узбекистане — видимо, с финансами у империи Ильшата Аминова дела обстоят отнюдь не плохо.

Коротко коснулся Зарипов и рекламного рынка: по итогам первого полугодия 2017 года его объем в Казани составил 682 млн рублей.

Положительная динамика — у выпуска книжной (+34%) и журнальной (+44%) продукции. Предприятие «Идел-Пресс» за прошлый год выпустило 129 млн экземпляров (70% объема — книжная продукция), а заказы поступают со всей страны.


Среди важнейших задач, стоящих перед отраслью на этот год, руководитель «Татмедиа» назвал сохранение аудитории традиционных СМИ, а также освещение выборов президента РФ.

Опытом экспансии в интернете в отдельном докладе поделился руководитель сайта Matbugat.ru Данил Сафаров. К сожалению, выступление не оказалось шибко оригинальным — спикер говорил (на татарском языке), что соцсети конкурируют между собой, что аудитория сетей становится универсальной и «Инстаграм» теперь не только пристанище гламурных девушек, что блогеры делятся на разные категории по специализациям. Рассказал он и о практическом примере. «С „Инстаграма“ до сих пор было сложно получить трафик технически на сайт, но сейчас предусмотрена возможность размещения гиперссылки в инструменте Stories. Этим активно пользуются „Интертат.ру“, „Матбугат.ру“, „Акчарлак“ и другие», — поделился секретом с коллегами Сафаров. По его словам, «Матбугат» благодаря только этому инструменту увеличил трафик на 30%.

Из прогнозов спикер назвал развитие видеоконтента, интеграцию коммерческих инструментов в соцсети, развитие платформы Telegram (тут он посетовал на небольшое число подписчиков татарских Telegram-каналов — меньше тысячи), повышение качества контента.

Римма Ратникова перечислила присутствующим задачи, поставленные на всероссийском съезде журналистов в ноябре прошлого года его председателем Владимиром Соловьевым

«ОБРАЩАЮТСЯ ГЛАВЫ РАЙОНОВ С ВОПРОСОМ, КАК НАЙТИ УПРАВУ НА ЖУРНАЛИСТОВ»

Директор ГТРК «Татарстан» Фирдус Гималтдинов рассказал об опыте освещения межнациональной темы, по сути, перечислив транслируемые передачи. Руководитель газеты «Хезмэт» (на удмуртском языке) Вакиф Закиев, говоря об особенностях работы редакций национальных СМИ, поведал о том, с какими темами обращаются читатели и как развивается интернет-присутствие издания. Начальник пресс-службы МЧС Республики Татарстан Андрей Родыгин, поприветствовав собравшихся почти на идеальном татарском, рассказал о взаимодействии со СМИ, похваставшись, что оперативно сообщает информацию журналистам в чате в WhatsАpp — подтверждаем, очень удобно. «Главный совет — следите за словами, — наставлял он. — Все сказанное воспринимается однозначно».

Заместитель председателя Госсовета РТ, председатель союза журналистов РТ Римма Ратникова перечислила присутствующим задачи, поставленные на всероссийском съезде журналистов в ноябре прошлого года его председателем Владимиром Соловьевым. «Он говорил о реформе, которая бы повысила статус работы журналистов. Отдельным блоком стала работа в горячих точках, а также тема повышения ответственности чиновников за непредоставление информации. Не скажу, что в Татарстане есть проблемы, но и у нас бывают такие обращения, — тщательно подобрала формулировку она. — Еще одна задача — повышение действенности выступлений журналистов. У нас нет такого, что отсутствует реагирование на материалы, но есть и другая сторона: после критических сюжетов ко мне обращаются главы районов с вопросом, как найти управу на журналистов. Вместо того, чтобы вместе работать! Жалуются, что иногда журналисты не заходят и не обговаривают мнение второй стороны какого-то конфликта».

По словам Ратниковой, Соловьев одной из проблем назвал частое унижение журналистов владельцами СМИ, в частности заключение краткосрочных трудовых договоров. «В „Татмедиа“ полугодовые контакты тоже стали частой практикой, — посетовала председатель союза журналистов. — Это унижение. Я считаю, что это формирует психологию временщика, хотя юристы „Татмедиа“, конечно, говорят, что права не нарушаются. Призываю: если назначили на должность человека, доверяйте и цените его».

Михаил Сеславинский Михаил Сеславинский решил рассказать о жизни в условиях цифровой революции

«ВЫИГРАТЬ У ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ НЕВОЗМОЖНО»

Весьма расплывчатым по содержанию было выступление представителя федерального ведомства. Руководитель федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский решил рассказать о жизни в условиях цифровой революции. «Она идет, и закрывать глаза на это, жаловаться на то, что теряем аудиторию, бессмысленно. Выиграть у цифровой революции невозможно, нужен принцип мирного сосуществования, — призывал он. — Мы ведем борьбу не за человека, а за его внимание. В сутках остались те же 24 часа, у человека есть 2–3 часа в день, которые он готов чему-то посвятить, и конкуренция за них очень высокая. Сейчас и газета, и книга, и экран ТV конкурируют с маленьким девайсом, который находится в кармане почти каждого человека. Там и информация, и общение с друзьями, и картинки, и фильмы. В этих условиях невозможно не обращать внимания на цифровой мир».

По словам спикера, в 2017 году суммарное время, проведенное россиянином около ТV, немного, но увеличилось — на 1%; гендерный состав стабилен с 2009 года — 60% женщин; 49% аудитории — в возрасте от 16 до 24 лет.

«В 2019 году будет отключено аналоговое телевидение. Это сложная тема, особенно для регионов. Около полутора процента населения не отхватывается сетью цифрового вещания. Среди них есть процент, который имеет кабель или спутниковое вещание. Нужно плотнее заняться этим вопросом, — наступил на больную мозоль спикер. — Периодика. Мы профинансировали за прошлый год около 650 региональных газет на 300 миллионов рублей. В этом году цифра будет порядка 500 миллионов рублей. Надеемся, туда могут войти расходы и на почтовую доставку. Я посмотрел статистику: Татарстан — богатый регион, от вас не так много заявок на финансирование. Призываю пользоваться активнее такое возможностью!»

Говоря о книжном издательстве, Сеславинский с удовлетворением отметил рост тиражей на 20% за первое полугодие 2017 года. «2018 год будет непростым для отечественных СМИ — и для ТV, и для периодических изданий. Надо поддерживать районную и городскую прессу — бюджеты регионов предусматривают такие средства», — выдал напутствие московский гость.


ВОЙНА С ОДИОЗНЫМИ
TELEGRAM-КАНАЛАМИ

С наибольшим вниманием собравшиеся медиаспециалисты слушали выступление руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова, и не зря — он озвучил несколько приоритетных направлений работы.

Во-первых, Сафаров фактически объявил войну анонимным Telegram-каналам. «Все мы сегодня свидетели создания новой „медиакультуры“, в которой опция анонимности криптоканалов, сообщений стирает грани ответственности перед обществом, факты подменяются домыслами. Хочу отметить, что особо одиозные, разжигающие обстановку нетерпимости в обществе криптоканалы попадают под пристальное внимание правоохранительных органов, которые сегодня, как нас информируют, уже обладают возможностями определения их авторов», — предостерег он.

Во-вторых, пообещал поддержку местному ТV. «В 2016 году начал вещать частно-государственный телеканал „Татарстан-24“ (кстати, по словам Зарипова, совокупный охват аудитории — 1,6 млн человек; за какой период и какое это исследование — неясно, видимо, речь идет о технической возможности приема сигналаприм. авт.) с концепцией республиканского информационного круглосуточного канала „новости каждый час“. На тот момент создание телеканала было продиктовано необходимостью сохранения телевидения в преддверии отказа федеральных каналов от сетевого партнерства в регионах. Создатели телеканала с задачей справились, решили проблему наполнения эфира в городах и районах. Вместе с тем мы уже об этом начали говорить, хотя и привлекательность канала повысилась, и реклама пошла, но вопросы отдельные все-таки имеются, — сообщил Сафаров. — Нужно усилить присутствие в интернете. Остается вопрос по полноценному освещению жизни городов и районов. Здесь мы поддержим. Нужно рассмотреть вопрос технического переоснащения, и, оказывая эту поддержку, мы вправе ожидать более качественной работы. Руководству „Татмедиа“ и телеканала нужно еще раз сесть и внимательнее отнестись к развитию телеканала». Судя по всему, республика по-прежнему готова вкачивать деньги в совместный проект Андрея Григорьева и Андрея Кузьмина, но смутные подозрения, что не в коня корм, уже начали появляться.

Не жалел теплых слов Сафаров в адрес нового детского телеканала «Шаян» на татарском языке. «Дело осталось за малым — взять и запустить. Аминов обещает дать уже первый результат к 1 февраля», — объявил руководитель аппарата президента и сразу подстелил соломку, как бы вспомнив о главной ахиллесовой пяте проектов ТНВ — их не смотрят. «В республике, к сожалению, до сих пор отсутствует объективная картина по телесмотрению. Причина и в дороговизне таких исследований, и в возникающих вопросах по их объективности. Просьба к „Татмедиа“ — обратите внимание на этот вопрос, хотя я и знаю, что вы им уже занимаетесь», — напутствовал Сафаров. Что ж, в объективности подсчетов «Татмедиа» сомневаться не приходится.


Весьма интересно Сафаров расставил приоритеты в информационной политике. Он традиционно призвал активнее освещать 40 республиканских социальных программ, в особенности ремонт поликлиник. Говоря о выборах, Асгат Ахметович сделал акцент на стимулировании явки: «Прошу в первую очередь направить ваши усилия на максимальное вовлечение жителей в выборный процесс, чтобы как можно больше татарстанцев приняли участие в этом важнейшем событии волеизъявления». «Большая роль» отводится агентству «Татмедиа» в освещении ЧМ по футболу. Также среди обозначенных приоритетов — Год Льва Толстого, 200-летие Шигабутдина Марджани и, конечно, 73-я годовщина победы в Великой Отечественной войне.

Не обошел Сафаров вниманием и тему смены привычек медиапотребления. «Мы должны больше усилий прикладывать для расширении присутствия в интернете. По этому направлению неоднократно ставил задачи президент республики, в том числе в своем выступлении в прошлом году. Сегодня мы видим положительную динамику посещения интернет-ресурсов СМИ АО „Татмедиа“, но этого недостаточно. „Татмедиа“ следует проводить более интенсивную работу, в том числе повышая качество контента как по содержанию, так и по форматам. В этом году ставим задачу усилить данную работу, используя лучшие проверенные практики, — сообщил спикер. — Придерживаясь правил, которые нам диктуют современные тенденции, развитие СМИ, должны эволюционировать и показатели эффективности СМИ, смотреть, какая обратная связь, отклики».

Главная же, пожалуй, мысль выступления касалась информационных войн: «К сожалению, произошли и негативные события. Проблемы в банковской сфере, обманутые дольщики, непродление договора, изменение подхода в преподавании языков. Надеемся на дальнейшую поддержку СМИ в части доведения и разъяснения населению действий руководства республики по снижению негативных последствий этих событий», — заключил Сафаров.