В фойе Татгосфилармонии привычно для подобного события можно было увидеть картины местных художников и произведения местных литераторов В фойе Татгосфилармонии привычно для подобного события можно было увидеть картины местных художников и произведения местных литераторов Фото: prav.tatarstan.ru

ВСПОМИНАЯ ОБ ИЛДУСЕ НАФИКОВЕ И BLACK BOX ОТ «УГЛА»

Последние месяцы оказались непростыми для министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина. Тут и уголовное дело в отношении главного финансиста ведомства Ильдара Хаярова, и недавняя публичная критика из уст президента РТ за неэффективное использование сельских клубов, на строительство и восстановление которых республика тратит немалые средства. А уж после того как Илдус Нафиков в минувшую пятницу на коллегии прокуратуры РТ назвал минкульт органом с «чрезвычайно низкой финансовой дисциплиной», в культурном мире вновь зашушукались на тему крепости позиций министра. Впрочем, Сибагатуллин едва ли не рекордсмен татарстанского правительства по части слухов о своей отставке, последние несколько лет они возникают регулярно. Причем за это время успел даже поменяться глава этого самого правительства, а вот министр культуры, назначенный на пост еще в марте 2011 года, по-прежнему в своем кресле.

Так что любители сенсаций и неожиданностей все-таки могли питать слабую надежду, что итоговая коллегия министерства культуры Татарстана не станет рутинной. Ну а пока в фойе Татгосфилармонии привычно для подобного события можно было увидеть картины местных художников и произведения местных литераторов. С последними на стендах, правда, почему-то соседствовала, к примеру, книга Захара Прилепина «Взвод». На общем фоне представленных достижений татарстанской культуры и искусства явно выделялась презентация творческой лаборатории «Угол». Сооружение, издалека напоминавшее фотобудку, при приближении оказалось Black Box («черной коробкой») — помещением самого «Угла» в миниатюре.

Некогда любимица минкульта, а ныне председатель архивного комитета РТ Ирада Аюпова Некогда любимица минкульта, а ныне председатель архивного комитета РТ Ирада Аюпова Фото: Сергей Елагин

В зале царила дружелюбная атмосфера. На коллегии не ждали Рустама Минниханова, так что особого наплыва министров и прочих VIP'ов тоже не чувствовалось. Скажем, корреспондент «БИЗНЕС Online» идентифицировал некогда любимицу минкульта, а ныне председателя архивного комитета РТ Ираду Аюпову и главу республиканского комитета по туризму Сергея Иванова. В ожидании начала публика разошлась по интересам. Например, поэт Ренат Харис что-то доверительно рассказывал начальнику управления культуры Казани Азату Абзалову, держа его за локоть. Привычное оживление вызвало появление гендиректора ТНВ Ильшата Аминова, который, как обычно, нашел себе компанию из красивых дам. Председатель профильного комитета Госсовета Разиль Валеев сел возле входа, поэтому ему приходилось постоянно вставать, чтобы поприветствовать то директора ГМИИ РТ Розалию Нургалееву, то первого замглавы исполкома Казани Дамира Фаттахова. А вот Александр Славутский держался особняком, предпочитая перелистывать буклет с итогами года, розданный всем участникам, и общаться с завлитом своего театра им. Качалова Дилярой Хусаиновой.

Привычное оживление вызвало появление гендиректора ТНВ Ильшата Аминова, который, как обычно, нашел себе компанию из красивых дам. Председатель профильного комитета Госсовета Разиль Валеев сел возле входа, поэтому ему приходилось постоянно вст Привычное оживление вызвало появление Ильшата Аминова, который нашел себе компанию из красивых дам Фото: prav.tatarstan.ru

Премьер-министр РТ Алексей Песошин пришел без опозданий в компании Сибагатуллина, вице-премьера Татарстана Василя Шайхразиева и исполнительного директора фонда «Возрождение» Татьяны Ларионовой. Для начала они посмотрели небольшой фильм о достижениях минкульта в 2017-м. Причем Ларионова села по правую руку от Песошина, что сразу навело на мысли о том, что реальная иерархия внутри республиканского истеблишмента несколько отличается от официальной. Ну а пока в течение нескольких минут на экране рассказывали о включении Успенского собора и Богородице-Успенского Свияжского монастыря в список всемирного наследия ЮНЕСКО, начале работы Болгарской исламской академии, открытии памятников Хади Такташу и Рустему Яхину, проведении юбилеев как выдающих деятелей культуры прошлого, так и ныне здравствующих творцов... Интересно, что отдельно в фильме был упомянут фестиваль «Узгэреш жиле», после чего на экране появился Александр Сладковский под шапкой «Музыкальные фестивали» без указания конкретных событий. Вряд ли худрук ГСО РТ согласился бы с тем, что проводимые им мероприятия менее значимы.

Алексей Песошин пришел без опозданий в компании Сибагатуллина, Василя Шайхразиева и Татьяны Ларионовой Алексей Песошин пришел без опозданий в компании Сибагатуллина, Василя Шайхразиева и Татьяны Ларионовой Фото: prav.tatarstan.ru

По окончании кинопроизведения гости в президиуме заняли свои места, причем Шайхразиев отправился на свое место только после дополнительного приглашения от министра, оторвавшись по такому случаю от своего планшета. Интересно, что федеральный центр прислал на коллегию человека даже не из Москвы, а из Нижнего Новгорода — замруководителя управления минкультуры РФ по ПФО Елену Сергееву. Она, кстати, в своем выступлении упомянула, что судьбой Болгарского городища в свое время заинтересовался еще Петр I, но никаких публичных указаний из центра по работе ведомства с собой не привезла.

«РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Сибагатуллин предложил уложить всю коллегию в полтора часа, из которых 30 минут отвел на собственный доклад. И, надо сказать, председательствующий на заседании с честью выполнил обе эти задачи.

Федеральный центр прислал на коллегию человека даже не из Москвы, а из Нижнего Новгорода – замруководителя управления минкультуры РФ по ПФО Елену Сергееву Федеральный центр прислал на коллегию человека даже не из Москвы, а из Нижнего Новгорода — замруководителя управления минкультуры РФ по ПФО Елену Сергееву Фото: Сергей Елагин

Глава культурного ведомства назвал ушедший 2017-й годом «напряженной работы и конструктивной критики», но добавил: «В целом задачи, поставленные перед министерством культуры Республики Татарстан, выполнены». А главной победой Сибагатуллин назвал включение свияжских объектов в список всемирного наследия ЮНЕСКО и поблагодарил за это всех — от Минтимера Шаймиева до археологов. Финансирование отрасли также на хорошем уровне. «Несмотря на объективные экономические трудности последних лет, бюджетное финансирование отрасли стабильно, — заявил министр. — По итогам 2017 года расходы консолидированного бюджета по отрасли культуры — 13,7 млрд рублей, из них средства республиканского бюджета — 8,9 млрд. рублей, муниципальных бюджетов — 4,8 миллиарда. Еще одна любопытная цифра из доклада — в прошлом году было проведено 330 сабантуев в 54 регионах России и 31 стране ближнего и дальнего зарубежья, всего участниками этих празднеств стали 2 млн человек.

Вообще, Сибагатуллин был настроен позитивно и не позволял себе резко негативных высказываний, хотя два года назад и сказал на такой же коллегии запомнившуюся фразу: „Наши творцы продолжают пребывать в системе координат „я творю — государство оплачивает“!» При этом, по словам оратора, нужно ценить заботу государства, поскольку немногие регионы Российской Федерации могут себе позволить такие вложения в сферу культуры. Поэтому одна из главных задач на 2018 год, по словам Сибагатуллина, это «усиление государственного и общественного контроля за расходованием бюджетных средств». Впрочем, министр посетовал, что трудно «измерить в цифрах экономическую эффективность создания условий для творческой самореализации человека, удовлетворения его культурных потребностей». Если же говорить о культурных организациях, то они в Татарстане за год заработали 728 млн рублей. Лидеры привычные — музей-заповедник «Казанский Кремль» (111 млн), театр им. Джалиля (85 млн). А вот самым экономически эффективным оказался театр кукол «Экият» — здесь заработали денег больше, чем получили в минувшем году от государства.

Есть проблемы в музейной сфере, цифры по которой были названы «средними по больнице». По словам министра, львиную долю средств здесь приносят 9 из 14 республиканских музеев, в остальных же отдача в виде одной заработанной копейки на один полученный от государства рубль. Сибагатуллин пообещал в ближайшее время «реформирование государственной муниципальной музейной сети Республики Татарстан», которое, в частности, коснется музея «Ленино-Кокушкино» и музея Баки Урманче.

Айрат Сибагатуллин едва ли не рекордсмен татарстанского правительства по части слухов о своей отставке Айрат Сибагатуллин едва ли не рекордсмен татарстанского правительства по части слухов о своей отставке Фото: Сергей Елагин

В отношении сохранения культурного наследия министр добавил, что в 2017 году завершилась большая работа по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре РФ. Сегодня в госреестре находятся 1625 объектов Татарстана. Основная задача — до 2020 года поставить на государственную охрану также все вновь выявленные объекты.

Важным он назвал решение президента РТ о пролонгации до 2020 года программ строительства и капитального ремонта сельских клубов, за работу которых Минниханов недавно и критиковал Сибагатуллина. По словам докладчика, сегодня на базе 1956 клубов функционируют более 15 тыс. клубных формирований. Всего клубной деятельностью охвачены свыше 210 тыс. человек (5,5% населения).


Еще из новостей: глава ведомства заявил, что в недрах минкульта подготовлен проект экспертно-консультативного совета по вопросам развития и поддержки эстрадного исполнительского искусства Республики Татарстан, разрабатывается положение о его работе. И вот что является причиной создания подобной структуры: «Проблемами татарской эстрады первого порядка сегодня являются, как правило, средние вокальные данные певцов, отсутствие вокальной школы и культуры и низкое качество репертуара и аранжировок. Как показывает практика, если есть хорошая песня — найдется и певец. И конечно, это не вопрос денег, это вопрос наличия таланта, идеи, жанровых и стилистических решений». Кстати, в этот момент среди прочих легенд татарской эстрады за спиной министра на экране красовалось лицо Рената Ибрагимова. 31 января в московском Кремлевском дворце состоится большой концерт по случаю его 70-летия, Татарстан же так и не придумал, как отметить это событие на родине артиста.

А еще министр культуры РТ дважды процитировал Владимира Путина и похвалился (причем абсолютно заслуженно) работой с молодыми — фондами «Живой город», Sforzando, продюсерским центром Yummi Music, центром современной культуры «Смена»... Позже выступил и директор Sforzando Данияр Соколов, о последних достижениях которого мы не раз писали. Всего на поддержку некоммерческих организаций культурное ведомство потратило в минувшем году 180 млн рублей. В конце выступления, когда Сибагатуллин призывал давать дорогу молодым и нынешним руководителям учреждений готовить себе смену, корреспондент «БИЗНЕС Online» бросил взгляд на отметившего недавно 70-летие в одном лице директора и худрука Качаловского театра Славутского, — он посмотрел на часы, видимо, намекая, что речь министра затянулась. Напомним, что недавно «театральный генерал» республики на пресс-конференции вспоминал — применительно к себе — что Юрий Любимов возглавлял Театр на Таганке и в 95 лет...

Алексей Песошин (справа) не говорит по-татарски, а признаков синхронного перевода в президиуме замечено не было Алексей Песошин (справа) не говорит по-татарски, а признаков синхронного перевода в президиуме замечено не было Фото: prav.tatarstan.ru

ПЕСОШИН: «КУЛЬТУРА КАК ОТРАСЛЬ РАБОТАЛА СТАБИЛЬНО»

Выступил и привычно на татарском языке (часть доклада Сибагатуллина, кстати, тоже была произнесена на втором государственном языке республики) глава комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Валеев. Он отметил, что местный парламент принял сразу два закона, касающихся сферы культуры, аналогов которым пока нет на федеральном уровне, — «О театре и театральном деле», «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан» — и призвал развивать национальную культуру во всех направлениях, потому что, к примеру, без национальных песен тоже не может быть нации.

Под занавес коллегии слово взял премьер-министр РТ и отдельно отметил выступление Валеева с обозначением «проблемных моментов». Интересно, что Песошин вроде бы не говорит по-татарски, а признаков синхронного перевода в президиуме замечено не было. «Культура как отрасль работала стабильно», — заявил глава правительства республики, подводя итоги 2017-го и отметил, что культура является одним из приоритетов в государственной политике. Он также отметил триумфальное появление Свияжска в списках ЮНЕСКО, открытие БИА, добавив и открытие масштабного исторического парка «Россия — моя история». Напомнил о важности частно-государственного партнерства в сфере культуры, повышении конкурентноспособности наших организаций, чему способствует и грантовая поддержка властей РТ. Также Песошин говорил о развитии сельских клубов и привлечении кадров в районы, в частности, речь шла о создании ресурсных центров для сферы культуры на селе. В речи второго человека в республики звучали слова «модернизация» и «глобализация».

Отметил Песошин и важность создания культурных продуктов для самых маленьких: «Культура должна вернуться в детство». Коснулся он и создания детского телеканала, фактически заявив, что его будет все-таки делать ТНВ под руководством Аминова: «Прошу министерство культуры оказать содействие телерадиокомпании „Татарстан — Новый век“ в формировании эфирной сетки, а также тематическим и информационным наполнением программ телеканала». После этого можно было переходить и к награждению передовиков культурного производства.