РУКОВОДСТВО БЕЛЬГИЙСКОГО  БАНКА ОБЕЩАЕТ ГРУППЕ «САПСАН» БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ-ЗА ДОЛГА В 214 МЛН. РУБЛЕЙ  

В редакцию «БИЗНЕС Online» обратились представители московского офиса Абсолют банка и предложили прокомментировать  судебную тяжбу, которую банк ведет с автодилерской группой «Сапсан», до кризиса бывшей одной из крупнейших на авторынке РТ. Начальник управления по работе с проблемной задолженностью корпоративных клиентов Абсолют банка Андрей Воронин не только детально прокомментировал конфликт с компанией Ильдара Зиннурова, но раскрыл подоплеку взаимоотношений последней с другими банками–кредиторами.

«АВТОМОБИЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДАН ПОЗЖЕ ИЛИ ДАЖЕ НЕ ВЫДАН ВООБЩЕ»

- Каково начало ваших взаимоотношений с ЗАО "Татранском-Холдинг". Когда и на каких условиях Абсолют банк выдал компании кредит?

- Банк взаимодействовал с объединенной группой компаний, включающей Таттранском и автобрэнд «Сапсан», а также непосредственно с бенефициаром группы, господином Ильдаром Зиннуровым.

В ноябре 2007 года нашим банком была одобрена кредитная линия на сумму 200 млн. рублей группе «Таттранском» на срок 180 дней. Кредитный лимит был выдан на два автодилера - ООО «Премиум Кар» (33,5 млн. рублей) и ООО «Премиум Авто» (166,5 млн рублей. Этот кредит был успешно погашен компанией – в мае 2008 года деньги были возвращены банку.

Так как Таттранском Холдинг показал себя добросовестным заемщиком, через месяц группа получила следующий транш от банка в размере 133,5 млн. рублей с теми же сроками погашения. Во второй раз обеспечением возврата кредита выступили товары в обороте (автомобили) и недвижимое имущество, принадлежащее ООО «ТТК Техно» и ООО «Нокарт Инвест», расположенные в г. Кирове. Кредит должен был быть погашен в декабре 2008 года.

- Какие объекты недвижимости находились в залоге? Представляют ли эти объекты ценность сегодня?

- В залоге у банка находился земельный участок и расположенные на нем здания автосалонов. Эти активы и сегодня интересны с точки зрения ведения и развития автомобильного бизнеса. Помимо недвижимости обеспечением по кредиту являются также автомобили.

Для потенциальных клиентов автосалонов господина Зиннурова такое положение дел представляет определенную опасность. Так как автосалоны работают в прежнем режиме и продолжают реализовывать авто, проблемы с погашением кредита у собственника могут обернуться проблемами и у клиентов этих салонов. Поэтому, если покупатель автомобиля перечисляет деньги в один из этих автосалонов, у него нет никаких гарантий, что эти  деньги будут направлены на покупку автомобиля, а не на погашение текущих проблем автосалона.  Соответственно, и автомобиль может быть выдан позже или даже не выдан вообще. 

«ЗИННУРОВ ПРЕДЪЯВИЛ ПОРЯДКА 40 ИСКОВ ОБ ОСПАРИВАНИИ»

- Когда компания перестала платить по счетам? Как она это объясняла?

- Срок погашения кредита наступил в декабре 2008 года, однако на сегодняшний день долг так и не был возвращен банку. Первый просроченный платеж наступил 5 декабря 2008 года.

Сам господин Зиннуров объяснил это наступлением мирового финансового кризиса и отсутствием возможности погашения долга, как следствием падения продаж автомобилей.

- Вы пытались договориться?

- Практически сразу же банк начал продумывать возможные варианты реструктуризации долга и предлагать их господину Зиннурову. Стоит отметить, что у нашего банка множество крупных заемщиков, в том числе автодилеров, и мы проявляем понимание и гибкость в тех случаях, когда наши клиенты сталкиваются с временными финансовыми трудностями. Необходимо понимать, что банки не ставят перед собой цель обанкротить своих клиентов и испортить с ними отношения. Для нас гораздо важнее наладить полноценное взаимовыгодное сотрудничество. 

Поэтому ситуация, которая сложилась у ГК «Таттранском» не являлась уникальной. Мы предполагали, что она разрешится мирно, по аналогии с другими подобными ситуациями.

Однако господин Зиннуров, не понимая, что долг все равно придется возвращать, не захотел пойти на компромисс и сесть за стол переговоров. Вместо этого, пытаясь затянуть процесс, он предъявил порядка сорока исковых заявлений об оспаривании по различным основаниям заключенных договоров поручительства.

Понимая предстоящее развитие ситуации, наш банк также вынужден был прибегнуть к помощи органов законодательной власти. Мы обратились в суд за взысканием задолженности и обращением взыскания на залог.

Одновременно с этим две компании, входящие в холдинг господина Зинурова, ООО «ТТК Техно» и ООО «Нократ Инвест», начали оспаривать два здания, которые находились у банка в залоге. Однако суд подтвердил законность требований банка.

Тем не менее, даже такая ситуация не стала причиной формирования у банка окончательного мнения в том, что руководство ГК «Таттранском» «грязно» ведет бизнес, не уважая своих партнеров.

«РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ – ЭТО ЖЕСТ ДОБРОЙ ВОЛИ БАНКА
ДОБРОСОВЕСТНОМУ КЛИЕНТУ»

- Руководитель Таттранском-холдинга в интервью нашей газете рассказал, что бельгийский банк не дает Абсолют банку полномочий на реструктуризацию долгов  Татранскома. Так ли это? Почему вы не реструктуризируете долги, как это сделали другие банки?

- Это лишь предположения господина Зиннурова. Подобные утверждения являются попыткой переложить решение проблемы на банк. Необходимо помнить, что реструктуризация – это жест доброй воли банка добросовестному клиенту. Банк не обязан идти навстречу заемщику, пересматривая условия кредитного договора, тогда как обе стороны должны выполнять свои обязанности, закрепленные в договоре.

Полномочия на реструктуризацию долгов у банка есть, и мы успешно реструктурируем долги. Если бы господин Зиннуров действительно предпринимал попытки исправить ситуацию, ему было бы известно, каким образом и с участием каких лиц обсуждаются вопросы реструктуризации. Однако пассивная позиция господина Зиннурова в вопросах урегулирования долга и открытое противостояние компаний, входящих в его группу, в судах, являются основными причинами того, что мы имеем сейчас.

Что касается других банков, то с ними у Таттранском Холдинга также складываются напряженные отношения. Например, в ситуации с АКБ «АК БАРС» долг холдинга сначала был переуступлен коллектору, которому сам господин Зиннуров, действуя от лица одного из залогодателей ООО «ТТК Техно», лично подписал договоры об отступном и залоге имущества, которое ранее было заложено Абсолют банку. Это откровенно недобросовестные  действия – клиент злоупотребил нашим доверием.

Не лучше выглядит ситуация и со Сбербанком, который в 2009 году консолидировал долг с операционных компаний группы именно на ЗАО «Таттранском Холдинг», как на организацию, в собственности которой находятся автосалоны группы в Альметьевске. Таким решением Сбербанк просто отсрочил разрешение ситуации с долгом на пару лет, проявив доверие.  В результате, сейчас ситуация выглядит также, как и два года назад: кредит банку не возвращен, денег нет, автосалоны, которые два года назад еще работали и генерировали хоть какую-то прибыль, теперь пустуют. И теперь у банка гораздо меньше шансов на возвращение долга.

- Как вы можете прокомментировать слова Зиннурова о том, что Абсолют банк заинтересован больше в формальной стороне спора, а не содержательной?

- Такие утверждения со стороны господина Зиннурова просто смешны. Их основная цель – сформировать у других кредитных организаций Татарстана мнение о благополучии холдинга и отсутствии у него проблем с большей частью кредиторов. Лично мы видим в подобных утверждениях господина Зиннурова попытку отказаться возвращать долг банку и наивные надежды на то, что Абсолют банк в итоге спишет долг холдинга за счет собственной чистой прибыли. Хочу подчеркнуть: банк будет предельно жестко отстаивать свои законные права.

«НИКАКИХ ПЕРЕГОВОРОВ НЕ ВЕДЕТСЯ»

- На судебном заседании представители холдинга говорили о том, что между компаниями ведутся переговоры. Однако представитель банка этот факт отрицал…

- Заявления наших должников о переговорах - очередная попытка затянуть судебный процесс. Никаких переговоров не ведется. Факты и обстоятельства, о которых Абсолют банк проинформировал суд, являются достоверными. Еще раз подчеркну, что у нас нет спора с должником. Есть факт невозврата долга, установленный судом, а также факт неисполнения решения суда.

- 21 марта состоится очередное судебное заседание по этому вопросу. Вы принципиально будете настаивать на своей позиции?

 - Мы будем настаивать на удовлетворении своих требований за счет взыскания имущества остальных компаний группы «Таттранском». К сожалению, в сложившихся реалиях такой инструмент, как банкротство, наиболее эффективен, ведь он позволяет сделать очень многое. Например, проверить все сделки по отчуждению имущества, изучить всю финансово-хозяйственную документацию, оценить эффективность работы руководства компании, дать оценку тому, действительно ли действия заемщиков соответствовали такому понятию, как осуществление коммерческой деятельности, как эта прибыль распределялась между участниками организации.

Надежда Замалиева

Справка

ЗАО "Абсолют Банк" основан в 1993 году. Входит в число банков с высокой степенью надежности* и ТОР-30 крупнейших банков России по размеру активов. Абсолют Банк представлен в 24 регионах страны. Акционеры: международная финансовая группа Кей-Би-Си (KBC Group, штаб-квартира в Брюсселе, 95% акций) и Международная Финансовая Корпорация (IFC, 5% акций).

Группа Кей-Би-Си (KBC Group) - банковско-страховая группа, входящая в число крупнейших финансовых групп Центральной и Восточной Европы. 12 миллионов клиентов в 35 странах мира. Порядка 54 тысяч сотрудников. Акции KBC GROUP NV котируются на биржах NYSE EURONEXT и Luxembourg Stock Exchange.

*Журналы Forbes и «Финанс»

Автомобильная группа "Сапсан" (Таттранском) основана в 1991 году. Бенефициаром является Ильдар Зиннуров. Сеть автоцентров расположена в Казани, Чебоксарах, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Кирове и Сыктывкаре. Автомобильная группа Сапсан - официальный дилер Audi, Volvo, Ford, Skoda, Fiat, Honda, Citroen, GM. Сеть автоцентров в городах Казань, Набережные Челны, Киров, Альметьевск, Нижнекамск, Москва работает под торговыми марками "Сапсан моторс", "Сапсан-трейд", "Сапсан кар", "Сапсан-авто", "Премиум авто", "Премиум кар", "Премиум лайн", "Сапсан лэнд" и другими.