ЗА СТАРЫЙ ГРУЗОВИК МОЖНО БУДЕТ ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ НА СУММУ ДО 270 ТЫС. РУБЛЕЙ

Сегодня стало известно, что КАМАЗу, наконец-то удалось пролоббировать программу утилизации грузовиков. С 2012 году в России должна быть запущена программа обновления парка грузовых автомобилей. Ответственным за ее реализацию стало министерство промышленности и торговли РФ. По данным КАМАЗа, теоретически под действие этой программы может попасть гигантское количество машин – около 1,8 млн.    

СОМНЕВАЛИСЬ, НО ВСЕ ЖЕ РЕШИЛИ

Впервые разговор на тему  утилизации грузовиков зашел еще летом прошлого года, когда КАМАЗ и союз транспортников России обратились с таким предложением в Госдуму РФ. Причиной такого письма стали наблюдения производителей грузовиков за успехом, который сопровождал программу утилизации легковых машин в России. Однако, длительное время  российские власти раздумывали, стоит ли давать такие возможности производителям грузовиков.

В частности, премьер РФ Владимир Путин в сентябре 2010 года высказывался по этому поводу следующим образом: «Говоря об утилизации легковых автомобилей, мы имеем дело с физическими лицами, с гражданами РФ, а если мы говорим о возможной программе утилизации грузового транспорта, то мы будем иметь дело с юридическими лицами, фирмами, предприятиями, которые используют грузовую технику не в личных, а в коммерческих целях. Это очень трудно просчитать. Как это повлияет на жизнедеятельность многих секторов российской экономики, на бизнес тех или иных малых и средних предприятий?»

В сентябре, будучи в Набережных Челнах, вице-премьер Сергей Иванов огорчил камазовцев заявлением о том, что на 2011 год бюджет страны  принят и уже нет возможности предусмотреть в нем затраты на программу утилизации грузовиков. Причем Иванов заметил, что КАМАЗ – сильная компания, которая не нуждается в финансовой поддержке. 

Видя такой настрой, на КАМАЗе объявили, что намерены запустить хотя и относительно скромную, но собственную программу утилизации. В декабре директор компании по маркетингу Ашот Арутюнян заявил в СМИ, что в 2011 году будет продано 3000 грузовиков со скидкой 8 - 10% в обмен на сдачу старого автомобиля. 

38 ТЫС. МАШИН В ГОД

Однако, как видим, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин  в очередной раз продемонстрировал свои широкие лоббистские возможности: минпромторг все же заявил вчера о том, что программы будет действовать с 2012 года. Причем, как сообщил газете "Ведомости" директор департамента минпромторга Алексей Рахманов, в основу программы были взяты предложения КАМАЗа.

Программа будет действовать в 2012-2014 гг. и распространится на автомобили грузоподъемностью от 6 тонн возрастом старше 15 лет, которые находятся у последнего владельца не менее полугода. Всего в России, по данным КАМАЗа, насчитывается 1,8 млн. таких машин. Размер премии, которую государство заплатит за утилизацию, составит около 15% средней стоимости грузовика - 115 тыс. рублей за среднетоннажный (полной массой 6 -14  тонн) и 270 тыс. рублей за тяжелый (от 14 тонн) грузовик. Потратить эти деньги можно будет на автомобиль отечественного производства или собранный в режиме промсборки. Участниками программы могут стать как физические, так и юридические лица во всех регионах России.

Предполагается, что в год будет сдаваться 38 000 грузовиков — по 19 000 среднетоннажных и тяжелых. Это немало: в 2010 г. в России было продано 58 658 тяжелых грузовиков, из них 47% — КАМАЗов. Общие затраты государства на программу оцениваются в 7,4 млрд. рублей в год, или 22,1 млрд. за 2012-2014 гг. Но за счет замены старых грузовиков новыми и более эффективными транспортные расходы предприятий, использующих старую технику, сократятся на 126 млрд. рублей, а за счет налогов и прочих платежей автопроизводители будут возвращать государству по 8,4 млрд. рублей в год, подсчитал КАМАЗ.

УЗКОЕ МЕСТО

Как сказал газете «БИЗНЕС Online» доктор технических наук, профессор ИНЭКА Борис Кузнецов, ключевым фактором в программе станет общая сумма государственной поддержки программы, которое правительство согласится выделить (пока она неизвестна). Это главный показатель, который покажет масштаб программы.

- Будут необходимы очень большие инвестиции, чтобы создать мощности по утилизации грузовиков, - говорит Кузнецов. - По легковым машинам создана целая сеть пунктов по утилизации, потому что там технологически все достаточно просто. А представьте подъемник, на котором надо поднять грузовик в 15-20 тонн, потом его стиснуть, сдавить - такое оборудование надо покупать за границей. Это узкое место. Странно, что на грузовом рынке утилизация до сих пор не началась, хотя ее необходимость очевидна".

БИЗНЕС Online

Комментарий

Олег Афанасьев - директор департамента по связям с общественностью КАМАЗа:

- Программа до конца еще не согласована и должна быть направлена в министерство финансов РФ. Пока она одобрена только Минпромторгом РФ. О количестве грузовиков, планируемых к реализации КАМАЗом, сказать точно ничего нельзя, так как изменение компенсаций на одну тысячу рублей уже ведет к определенному пересчету возможной цифры утилизированных грузовиков. Поэтому бессмысленно на сегодня, пока программа не утверждена, говорить о возможных цифрах.

Насколько рынок грузовиков России сегодня устарел? По нашим данным, свыше 50 процентов российских грузовиков старше 15 лет, приблизительно 20 процентов - старше 20 лет, что говорит об изношенности этих машин. С точки зрения экологических норм утилизация, конечно же, нужна.