14 июня в Казани открывается самый крупный в Поволжье книжный магазин. Безусловно, это большое событие не только коммерческой, но и культурной жизни города.

Историк Казани Николай Загоскин писал в конце XIX века: “Книжная торговля, несомненно, принадлежит к числу мерил интеллектуального состояния общества”. И неудивительно, что начало книготорговли в Казани было связано с основанием университета. А дальше пошло-поехало: книжная лавка Пугина в Гостином дворе, Глазунова - на Воскресенской, братьев Ярыгиных - на Большой Проломной, Овчинникова - на Николаевской площади - всех не перечислить. Процветали и лари букинистов, располагавшиеся по спуску Гостинодворской, на Малой Проломной, близ Рыбной площади, на углу Казанской и Театральной, Большой Лядской и Рыбнорядской улиц. Увы, сегодня это совсем книжные имена и названия... Но вывеска “Книжный двор” (именно так называется открывающийся магазин) своей хорошей архаичностью, несомненно, побуждает вспомнить те далекие (а заодно и не очень) времена, когда книги были явлением особым, а их собирательство - уделом едва ли не избранных. Впрочем, и сам “Книжный двор” - необычный магазин и даже не совсем магазин. Что это такое, рассказал вдохновитель и организатор всего дела, директор ООО “DOMO “Глобус” Борис Мнацаканов - один из пионеров современной казанской книготорговли (книжные отделы магазинов “Пять звезд”, “Модная семья”, “Фиалка”).

- Борис Армаисович, трехэтажный книжный магазин - дело очень серьезное. Понимать так, что Казань наконец-то дозрела до столичных масштабов?

- Несомненно. И, думаю, с открытием “Книжного двора” местной специализированной торговле будет дан чувствительный импульс. Постепенно она приобретет другие формы. Небольшие магазины, конечно, не сразу, но будут исчезать. Почему? Хотя их сеть довольно широка, ассортимент весьма скуден. А грамотность населения, и это не преувеличение, постоянно растет. СССР вполне обоснованно называли самой читающей страной в мире. К счастью, пока это можно сказать и о России.

Казанцы уже давно не удовлетворяются только художественной, детской или домашне-бытовой литературой. К примеру, у студентов, преподавателей вузов, технических работников, вообще, у людей, занимающихся интеллектуальным трудом, бизнесом, огромная и все возрастающая потребность в деловой, научной, технической литературе. А в последние десять лет в этой области наблюдался гигантский провал. То есть интересы казанцев гораздо шире того формата, в каком существует сегодня наша книжная торговля. Но сразу оговорюсь: интересы не книголюбов, конечно, а именно среднего “пользователя” книги.

- Вы давно занимаетесь книжной торговлей, а что предпочитаете читать?
- В этой сфере я с 1961 года. А по чтению с некоторых пор стал консерватором и уже больше перечитываю. Например, своего любимого писателя - Фазиля Искандера.

- Затевая столь крупное дело, вы каким-то образом ориентировались на известные московские и петербургские книжные магазины?

- Только по ассортименту, огромному выбору книжной продукции. Дело в том, что у этих магазинов, особенно московских, есть один огромный недостаток - высокомерное отношение продавцов к покупателю: “Покупаешь - пожалуйста, а нет, обойдемся и без тебя”. Сколько раз сам ощущал это полное равнодушие.

Мы идем по пути создания максимального комфорта для покупателя. Надо, чтобы человек мог спокойно, не торопясь и не нервничая, выбрать что ему надо, присесть, пообщаться с книгой. Ведь выбор книги - процесс не менее, а то и более серьезный, чем покупка одежды или обуви. В нашем “дворе” будут диваны, кресла, кофе-машины, раздевалка, родители смогут оставить под присмотром детей. И продавец не станет стоять над душой: “Ну, скоро ты там?!”

Будет и такая услуга, как ксерокопирование книг. Не нужна, например, человеку книга целиком, а лишь несколько страниц. Пожалуйста, можно скопировать. Особенно это важно для студентов. Как и в прежних наших магазинах, для них будут скидки на вузовские учебники. А для пенсионеров - на художественную литературу. По-прежнему действует дисконтная карта: накопил наших чеков на 3 тысячи рублей - десятипроцентная скидка. Каждый клиент будет заноситься в компьютер: купили книг на определенную сумму - получите подарок.
Хочу отметить, что “формат” магазина, который наши гости увидят на открытии, - не окончательный. “Книжный двор” будет постоянно развиваться, расширяться. По нашим представлениям, в “Книжном дворе”, в соответствии с названием, должно присутствовать многое.

В ближайших планах - свой сайт, интернет-магазин, отдел “Книга - почтой”, заказ книг по телефону. Непременно откроем букинистический отдел, без которого немыслим книжный магазин. К сожалению, в городе такие отделы почти исчезли. А ведь в них есть особая, неповторимая эстетика. Неплохо было бы сделать как продолжение букинистического антикварный отдел. Но, боюсь, почти все старинные книги из Казани уже ушли. Хотя нет-нет да попадаются очень интересные издания. Обязательно сделаем багетную мастерскую - спрос на художественное оформление фотографий и картин очень велик.

- Как некое ответвление от книжной тематики?

- Мы не хотим зацикливаться только на книгах. Понятие “книжный двор” шире этого. Например, будем регулярно устраивать выставки татарстанских художников. Тем более что у нас всегда большой выбор альбомов по изобразительному искусству.

- На открытие крупных книжных магазинов принято приглашать известных писателей. Если не секрет, кто будет вашим гостем?

- Мы пригласили Александру Маринину. Во-первых, она, вне всяких сомнений, очень популярный автор. Во-вторых, и для Казани это внове, мы открываем выставку-продажу самого крупного издательства России - “Эксмо”. А Маринина, можно сказать, лицо этого издательства. И хочу отметить, это не будет разовой акцией. Встречи с известными писателями станут обязательным элементом жизни “Книжного двора”. В первую очередь будем приглашать республиканских авторов - у нас немало интересных прозаиков, поэтов, публицистов. Обязательно договоримся и с писателями из-за пределов Татарстана. Например, очень бы хотелось пригласить Бориса Акунина.

- Еще недавно весьма распространенным явлением были всевозможные читательские клубы. Не собираетесь возродить эту неплохую идею?

- А как же! На то он и “Книжный двор” - наши клиенты не просто покупатели, но читатели. Когда закончится летнее затишье, проработаем устав, соберем активистов, выслушаем их идеи. В Казани не так уж мало людей, влюбленных в книгу еще с каких времен! Как правило, они давно друг друга знают и им, конечно, хочется пообщаться в цивилизованной обстановке, а не только на книжном рынке, хотя и в нем есть своя прелесть. Зачастую это очень интересные люди, которые могут порассказать много занятных историй о своем увлечении... Мы делали опрос общественного мнения, и идея о Клубе любителей книги возникала постоянно.

- Полгода назад “DOMO “Глобус” занялось еще и издательским делом. Причем весьма нестандартно и впечатляюще: переиздать - впервые с 1895 года - “Спутник по Казани” Загоскина, для этого надо иметь немалые знания, чутье и вкус. Продолжение будет?

- Обязательно. Издадим целую серию замечательных, но забытых книг, посвященных истории нашего города. На днях выйдут “Очерки казанской истории” Михаила Пинегина, не переиздававшиеся с 1890 года. В конце июня - книга англичанина итальянского происхождения Эдварда Турнарелли. Он был в Казани в середине XIX века и оставил об этом посещении интереснейшие воспоминания. В России они никогда не переводились и не выходили. Эту книгу издадим на русском, английском и французском языках. Все три перевода - в одном томе. Обе книги будут оформлены в том же ключе, что и “Спутник по Казани”, и таким образом составят своего рода трилогию. Также издадим “Краткую историю Казани” Карла Фукса. Есть планы издания современных татарстанских прозаиков и поэтов. Словом, проектов много.

- Какова, так скажем, структура магазина?

- Первый этаж - альбомы по изобразительному искусству и фотографии, всевозможные подарочные издания, шедевры издательского искусства. Книги по истории Казани, Татарстана, исламу, восточным языкам, - возможно более полный ассортимент литературы с местным колоритом. А также выставка картин и отдел сувениров производства казанских мастеров.
Второй - детская, художественная литература, а также книги для дома - дизайн, растениеводство и так далее. Здесь же - отдел CD и DVD: музыка всех направлений, фильмы, учебные и справочные диски, причем, - только фирменные. Третий - деловая литература: компьютеры, экономика, право, языкознание, литературоведение, философия, история и так далее, и так далее. Рядом - выставки издательств. Как я говорил, начнем с “Эксмо”, уже есть договоренность с “Амфорой” и “Азбукой”. У каждого этажа - свой цвет: красный, желтый, синий. Это соответствует нашему лозунгу: “Три цвета культурной революции”. Ведь в последнее время у нас все революции непременно имеют какой-нибудь “окрас”. Культурной же революции чужда однотонность.