Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать
Народная мудрость

Большое количество отечественных предприятий реализуют программы лин-преобразований, направленных на повышение эффективности производства и устранение непроизводительных потерь. Часть из этих организаций работают самостоятельно, изучая мировой опыт по доступной в настоящее время литературе, кто-то привлекает консультантов либо посещают Лин Форумы. Но каким бы путем не шла организация, каждой интересно воочию удостовериться в правильности выбора, увидеть достижения других, найти новые идеи и импульсы для дальнейшей работы. Поэтому в последнее время набирают популярность так называемые Кайдзен-туры по предприятиям России, имеющим в своем активе бесценный опыт лин-преобразований.

С  15 по 16 февраля 2011 года ГК "Оргпром"  в рамках проекта Бережливое кольцо России _ Юг организовала и провела тренинг-семинар "Хосин Канри. Развертывание корпоративной политики" и экскурсии по предприятиям Краснодара (автоцентры Mercedes и Toyota) и Ростова-на-Дону (Балтика-Ростов). В кайдзен-туре приняли участи представители таких компаний, как:  ООО "Алеко-Полимеры", ОАО "Пивоваренная компания Балтика-Ростов", ООО "УК БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП", ОАО "Визит", ОАО "Горпищекомбинат Сердобский", ОАО " Каменскволокно", ООО "Ресурс", ООО "СБСВ", ООО "СБСВ-Ключавто Север", ООО "Сталь", ОАО "СУАЛ".

Программу Бережливого кольца России открыл Алексей Витальевич Баранов однодневным тренингом-практикумом "Хосин Канри. Развертывание корпоративной политики", в рамках которого были рассмотрены основные принципы формирования миссии компании, видения, развертывания политики и целей, формирования индикаторов для каждого подразделения и сотрудника. При этом участники получили прекрасную возможность не только ознакомиться с теорией, но и на практике попробовать применить полученные знания в разработке миссии и индикаторов для производственных направлений своего предприятия. Бесспорно, подобная тема требует более длительного времени для рассмотрения, так как относится к фигурам "высшего пилотажа" в программе бережливого производства. Но за один день участники тренинга, тем не менее, получили достаточно первоначальных, основополагающих знаний и навыков чтобы продолжить в дальнейшем работу по формированию политики компании у себя на предприятии.

Оставшиеся два дня были полностью посвящены знакомству с опытом и достижениями в области бережливого производства на предприятиях Краснодара и Ростова-на-Дону.  Так, участники тура увидели на автосервисе  Mercedes-Benz организацию рабочего пространства и рабочих мест на основе принципов , оценили систему мотивации работников за выполнение стандартов  и смогли задать массу вопросов "хозяевам" производства. А директор по производству ООО "СБСВ" Геннадий Дмитриевич Лопатин в своей презентации детально рассказал о подходе, реализованном в ходе создания производственной системы на автосервисном предприятии.

 Посещение автоцентра  Toyota, помимо организации рабочего пространства, позволило также оценить в действии Систему контроля этапов работ автосервиса (СКЭРА), которая позволяет в реальном времени контролировать длительной каждого этапа обслуживания автомобиля и всю работу в целом. При этом, система в сочетании с андоном (лампы разных цветов над каждым из постов) реализует принципы визуального менеджмента, повышая эффективность управления процессом (начальник участка видит "статус" работ и возникающие по ходу проблемы). Как отметил генеральный директор автоцентра ("СБСВ-Ключавто Жуковка") Игорь Владимирович Шутов: "в настоящее время мы занимаемся интеграцией СКЭРА и системы андон, чтобы программа автоматически высвечивала текущий статус работ без участия оператора (сейчас работнику необходимо самому включать нужный андон)"

Венчало поездку по бережливым предприятиям юга России посещение ОАО "Балтика-Ростов". Под руководством директора Бориса Викторовича Рыкунова и главного пивовара Ольги Яковлевны Гамидовой предприятие самостоятельно проделало огромную работу по повышению эффективности производства, что поразило и заставило проникнуться уважением к компании всех без исключения участников.  В ходе экскурсии предприятие продемонстрировало свои достижения и в производстве, и в офисе, и в организации складского хозяйства. Так как бизнес пивоваренной компании во многом зависит от исправности оборудования, то особое внимание на предприятии уделяется Всеобщей эксплуатационной системе (ТРМ), организации хранения запасных частей только в необходимом объеме (в этом вопросе ОАО "БалтикаРостов" сократило на 20% "замороженный" в излишних запасах капитал). Борис Викторович в своей презентации продемонстрировал опыт реализации программы по быстрой переналадке (SMED) на основном оборудовании. По его словам: "только лишь изучение затрат времени на этапы работ по переналадке и их структурирование позволило сразу же на 50% сократить время перестройки оборудования,  и это при том что мы еще особо ничего и не сделали".  Сейчас перед командой стоит задача еще на 50% сократить  время на переналадку, тем самым еще в большей степени повысив эффективность работы оборудования.

Порой в тех или иных кругах приходиться слышать мнение, что лин хорошо для Японии, а в условиях российской действительности, с "нашим менталитетом" ничего толкового из этого не выйдет. Но такие предприятия, которые удалось посетить в рамках проекта ГК "Оргпром" Бережливое кольцо России _ Юг, как ООО "СБСВ" (автоцентры Mecedes-Benz и Toyota), ОАО "Балика-Ростов" неоспоримо доказывают возможность и самое главное эффективность лин-преобразований в России. А участники кайдзен-тура, которые уже "100 раз" слышали о лин,  получили прекрасную возможность увидеть конкретные достижения и результаты своих коллег. При этом каждый из присутствующих через общение, через обмен опытом "зарядился" новыми идеями и видением дальнейших перспектив развития собственного предприятия.