. На съезде лидеров «Опоры России» участники дискуссии пытались понять, есть ли место малому бизнесу в цифровой экономике
Фото: Елена Колебакина

«БЛОКЧЕЙН — ЭТО, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА, ГИГАНТСКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Частные криптовалюты стали частью реальной жизни, поэтому последнее, что нужно делать, — это запрещать их или игнорировать, уверен глава Сбербанка Герман Греф. Об этом он заявил накануне на съезде лидеров «Опоры России» в Москве, где участники дискуссии пытались понять, есть ли место малому бизнесу в цифровой экономике. «Можно их запрещать, можно приветствовать, можно призывать в них не играть, но они факт нашей жизни. Они существуют, и с этим нужно считаться. Постепенно человечество все больше и больше осознает этот факт», — сказал Греф.

Споры о легализации криптовалют в России ведутся среди разного рода министерств и ведомств. Причем даже президент РФ Владимир Путин, как признался однажды вице-премьер Игорь Шувалов, «полностью заболел этим». В целом представители власти все же предпочитают придерживаться консервативных позиций, присматриваясь к современным реалиям блокчейна. Так, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что сначала регулятор намерен тщательно изучить принципы работы криптовалют, а потом уже вводить их регулирование. При этом министр финансов Антон Силуанов буквально месяц назад заявлял о решимости взять под контроль выпуск и обращение криптовалют в России, тогда как его заместитель Алексей Моисеев считает, что криптовалюты следует рассматривать и регулировать как финансовый актив, но покупать стоит разрешить только квалифицированным инвесторам на Московской бирже. А вот министр связи Николай Никифоров последовательно выступает против легализации биткоина, утверждая, что российское законодательство никогда не будет рассматривать их как «некую правовую сущность». Более того, министр уверен, что в России могут сами сделать свою криптоединицу и четко прописать правила операций с ней.

Греф на фоне заявлений официальных лиц выглядит более открытым к новым технологиям блокчейна. «Первая реакция государства — защита от эмиссии частных денег, — с пониманием отметил он. — Но думаю, что со временем для института частных денег или для тех государств, которые решатся на другую модель денежной эмиссии в экономике, будет место. Думаю, что потребуется время для того, чтобы это осознать. И точно последнее, что нужно делать, — это запрещать или игнорировать. Блокчейн — это, в том числе для малого бизнеса, гигантские новые возможности».

. Герман Греф (слева) на фоне заявлений официальных лиц выглядит более открытым к новым технологиям блокчейна Фото: Елена Колебакина

«ГОВОРЯТ, У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОЯВИЛИСЬ 25 ЛЕТ, КОТОРЫХ РАНЬШЕ НЕ БЫЛО»

Впрочем, блокчейн в понимании главы Сбербанка — это все-таки пока еще технология будущего. Ведь мы же пока еще только-только перевалили из информационного общества в эпоху цифровой экономики. Эту диджитал-эпоху, по мнению Грефа, отличают от предыдущего периода всего две вещи. Во-первых, изменился объем данных, которым располагает человечество (и скоро все будет в цифровом виде), а во-вторых, есть возможность дешево хранить и обрабатывать эти данные.

Так что от этого цифрового не только будущего, но и уже настоящего, как ожидает Греф, абсолютно никому не скрыться. Тем более с развитием технологий резко увеличивается продолжительность жизни, а ее качество повышается. «Говорят, что у человечества появились 25 лет, которых раньше не было. Если раньше старость наступала в 50 лет и человек в этом возрасте готовился к уходу на пенсию, то сейчас мы получили минимум 20 лет очень активной жизни, когда нам надо будет не удовлетворяться сроком дожития, а активно взаимодействовать с окружающим миром», — заявил глава Сбербанка. По его мнению, если это развитие игнорировать, то страна так и останется обществом, которое «занимается дожитием». После этих слов Грефа, кажется, стало очевидным, что пенсионный возраст все-таки неминуемо повысят. Тем более, уверен он, современными технологиями человек может овладеть в любом возрасте. К слову, численность населения земного шара тоже будет увеличиваться, что для бизнеса выльется не только в рост потребления, но и конкуренции.

А конкурировать, естественно, без современных технологий станет попросту невозможным. Например, предпринимателям стоило бы использовать искусственный интеллект, который начал развиваться еще в середине прошлого века, а сегодня уже стал частью повседневной жизни. «Сегодня искусственный интеллект — это уже не решение банальных задач, таких как попытка обыграть человека в шахматы», — заверил Греф. По его словам, Сбербанк уже проводит чемпионаты по созданию нейронных сетей, которые могут обыграть человека в покер. «Почему покер? Потому что мы из этих решений черпаем алгоритмы, черпаем решения для своего бизнеса. В силу того, что покер — одна из немногих игр и развлечений, где используется не только математический алгоритм, не только возможность считать, но также субъективный фактор, фактор оценки блефа сидящего перед тобой партнера по игре. Это очень не просто для реализации машиной. Но тем не менее ребята сумели найти решение, которое оказалось сильнее, чем профессиональные игроки», — похвастался Греф.

Естественно, напомнил он, многие боятся, что искусственный интеллект в конце концов заменит человека, а значит, вытеснит многие профессии. Журналисты уже после форума терзали главу Сбербанка вопросом, что же случится с программистами, век которых Греф еще на всемирном фестивале молодежи в Сочи назвал законченным. Но тут глава Сбербанка пояснил, что тогда говорил вовсе не о России, а об Индии, где подготовили излишнее количество программистов. В нашей стране, напротив, до сих пор дефицит этих специалистов, поскольку «экономика не развернулась полностью к «цифре». «Разработчик-технолог, которому вчера кто-то ставил задачу, а он просто сидел и писал код и потом за него кто-то этот код проверял, потом кто-то тестировал систему, — это все уходит в прошлое. Сегодня программист — это человек, который понимает предмет разработки, разбирается в том продукте, который он создает, он же одновременно является тестировщиком и одновременно понимает архитектуру того, что делает. Без этих навыков ему будет сложно работать в продвинутых компаниях», — описал Греф профессию будущего.

В целом, по его словам, полностью та или иная профессия в ближайшее время, за редким исключением, все же не исчезнет. «Все профессии будут дополняться через „-диджитал“, начиная от менеджеров и заканчивая любыми самыми простыми специальностями», — предвидит он. Тем более, уверен глава Сбербанка, пока что искусственный интеллект не сравнялся с человеком в креативности, а это значит, что люди могут вновь и вновь придумывать новые рабочие места, товары и услуги. «Синергия человека и искусственного интеллекта — ближайшее будущее. Мы начинаем потреблять совершенно другие товары и услуги, которые придуманы за последние 10 лет. Это означает, что мы переходим в новую эру», — объявил он.

В этом направлении Греф как раз и видит поле деятельности для бизнеса. Тем более новые технологии к тому же облегчают возможности выхода на новые рынки. «На сегодня материальный порог входа на рынок низкий, растет интеллектуальный порог: ты должен овладевать новыми технологиями и не бояться придумывать новые товары и услуги. Сегодня можно, только имея смартфон и элементарные навыки программирования, выйти в интернет и предложить новые продукты и услуги», — считает глава Сбербанка.

Максим Гришаков Максим Гришаков настаивает на том, что онлайн-коммерцию игнорировать нельзя, тем более уже в этом году этот рынок в России составит примерно 1 трлн рублей Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ПОД КОРЯГОЙ ДО ПЕНСИИ ОТСИДЕТЬСЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

Впрочем, из выступлений других спикеров выходило, что если такие «монстры», как Сбербанк, чувствуют себя в рамках цифровой экономики как рыба в воде, то малые и средние предприятия все же отстают, особенно в регионах. «Мы стали активно выходить в регионы, смотреть, чем живут предприниматели вдали от столиц. Обратили внимание на разрыв между тем, какие передовые практики применяют ведущие компании, которые могут себе позволить быстрый переход в «цифру», и чем живут предприниматели в регионах, — этот разрыв просто колоссальный, — заявил глава «Google Россия» Дмитрий Кузнецов. — Недавнее исследование показывает, что более 50 процентов предприятий малого и микробизнеса не имеют вообще никакого организованного присутствия в сети. Сейчас, когда 70 процентов населения фактически живет в интернете, более 50 процентов предприятий не имеют никакой представленности». По его словам, более половины (53%) компаний даже не имеют своего сайта, и это при том, что более 40% пользователей ищут в интернете информацию о компании, прежде чем совершить покупку.

Руководитель «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков эту тенденцию подтверждал, говоря, что компании не просто не присутствуют в интернете, но и опасаются продавать через онлайн-каналы. «Чтобы ребенок вошел в элиту мирового спорта, нужно, чтобы он этим начал заниматься в три-пять лет. Примерно так же сейчас с бизнесом. Если вы не инвестируете в онлайн-продажи, то, скорее всего, уже сейчас и точно в ближайшее время не сможете получать конкурентного преимущества, вы не сможете растить свой бизнес опережающими темпами, — предупредил предпринимателей Гришаков. — Пока достаточно большая доля компаний говорит: „Это так сложно, такой новый мир. Кажется, до пенсии хватит мне, ножками придут в мой магазин“. Поверьте мне, под корягой до пенсии отсидеться не получится, тем более, как сказал Герман Оскарович, она на 20 лет откладывается».

Руководитель «Яндекс.Маркета» настаивал на том, что онлайн-коммерцию игнорировать нельзя, тем более уже в этом году этот рынок в России составит примерно 1 трлн рублей, тогда как весь рынок розничных продаж составляет 30 триллионов. «Это значит, что доля в этом году у нас сейчас примерно 4 - 4,5 процента  Есть такие страны, как Китай, Индонезия, где электронная коммерция растет на почти нереальные проценты. В России — 12 процентов, но это средний темп роста за пять лет. 2014-й внес лепту, когда продажи падали. В этом году рост примерно 18 - 20 процентов — так прирастают продажи в интернете. Продажи в рознице растут примерно на 1 - 2 процента», — рассказал Гришаков. Он уверен, что в ближайшие несколько лет продажи через онлайн-каналы все равно будут стремиться к 10%. Сдерживают рост пока что несколько факторов: во-первых, логистика, во-вторых, недоверие покупателей к качеству товаров, в-третьих, боязнь оплачивать онлайн. «Я говорю про восприятие, а не реальность, которая достаточно быстро развивается, но восприятие идет с задержкой», — уточнил Гришаков.

Кроме того, развиваются и категории товаров, которые можно купить онлайн. В лидерах пока что электроника и бытовая техника, которые начали покупать через интернет раньше всех. «7 лет назад никто не верил, что можно покупать одежду через интернет», — отметил он. Теперь растут и эти продажи, поскольку появились виртуальные примерочные, и логисты научились привозить несколько размеров. Наконец, уверен Гришаков, в ближайшие пять лет значительно вырастут онлайн-продажи продуктов питания, на которые сейчас приходится примерно половина офлайновых продаж. Руководитель «Яндекс.Маркета» предвидит, что в скором времени можно будет заказать онлайн даже лекарства. При этом если онлайн-торговлю быстрее всех освоили Москва и города-миллионники, то теперь этой сферой начинают интересоваться регионы.