С 9 по 14 декабря в фестивале примут участие 11 постановщиков, которые покажут 15 спектаклей на семи городских площадках С 9 по 14 декабря в фестивале примут участие 11 постановщиков, которые покажут 15 спектаклей на семи городских площадках Фото: kamalteatr.ru

«ЭТО ТАКАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ НОВЫХ СТАРТАПОВ»

Вчерашняя пресс-конференция организаторов театрального фестиваля «Ремесло» началась в «Татар-информе» с поздравлений в адрес главного режиссера театра им. Камала Фарида Бикчантаева, который стал лауреатом международной премии им. Станиславского, между прочим, в компании таких личностей, как Джуд Лоу и Валерий Гергиев. «Это важно для нашей республики, для нашего национального театра», — сказал директор Камаловского театра Ильфир Якупов, являющийся по совместительству и директором «Ремесла».

Возвращаясь к прозе жизни, Якупов напомнил, что фестиваль молодой режиссуры по инициативе главного национального театра республики проходит ежегодно с 2009 года, в 2017-м в нем с 9 по 14 декабря примут участие 11 постановщиков, которые покажут 15 спектаклей на семи городских площадках. «С прошлого года для режиссеров мы приглашаем педагогов — уже опытных режиссеров, сценографов, композиторов — для того, чтобы они поделились интересной информацией, практикой с участниками фестиваля. Обучение будет проводиться не только для участников, но для тех молодых постановщиков, чьи работы не вошли в афишу», — добавил директор «Ремесла».

Нияз Игламов: «Вся эта дележка премий ломает дружескую атмосферу. У нас есть премия „Тантана“, вот там состязания» Нияз Игламов: «Вся эта дележка премий ломает дружескую атмосферу. У нас есть премия „Тантана“, вот там состязания» Фото: «БИЗНЕС Online»

Фестиваль проводится в условиях очень скромного бюджета — 800 тыс. рублей, источники которого — министерство культуры РТ, административный ресурс и театр им. Камала. Тем не менее на фесте традиционно будут солидные педагоги. Завлит Камаловского, известный театральный критик Нияз Игламов анонсировал приезд титулованного режиссера, лауреата «Золотой маски», худрука «Небольшого драматического театра» из Санкт-Петербурга Льва Эренбурга, театрального подвижника и организатора многих казанских лабораторий Олега Лоевского, а также известных театральных художников.

Чтобы увеличить, нажмите

В самой афише «Ремесла» только спектакли из Татарстана, хотя приедут в Казань на образовательную часть мероприятия и молодые постановщики из других регионов. «В этом году у нас представлены только театры из Татарстана в афише. Это не потому, что мы не можем позвать других режиссеров — к нам сегодня с удовольствием приедут из любой точки России. Дело в том, что для нас гораздо важнее, чтобы участие приняли именно сами режиссеры, приехали из других областей. Постановщики из более 10 регионов изъявили желание приехать — в основном, конечно, Волго-Уральский и Центральный субъекты», — сказал Игламов.

«Для нас всех „Ремесло“ — это такая площадка для новых стартапов, для новых проектов, для общественного обсуждения всякого рода новых театральных форм, — продолжил завлит Камаловского театра. — В чем действительно уникальность фестиваля — у него нет границ. Наши границы обозначены только в положении — возрасте режиссера — до 35 лет и не более 5 лет с момента получения диплома. Потому что многие приходят в режиссуру из актеров и иногда им по 40–45 лет, но это еще молодые режиссеры. А так — у нас куклы, танцевальные, музыкальные постановки, визуальные спектакли, своя специфика, беби-театр, классическая русская драма в театре Мензелинска, в татарском Буинском театре пьеса современного драматурга... Представлено практически все».

Но вспомнил он и о спектаклях, которых в афише «Ремесла» этого года нет: «Например, были какие-то трудности с поиском площадки для спектакля «Әлиф». Я считаю, этот спектакль достаточно ярко выстрелил в информационном пространстве...»

Инна Яркова: «Трудно молодым режиссерам быть услышанными и очень сложно найти себе путь. Мне кажется, очень логично и закономерно, что летом мы проводим лаборатории, а зимой проходит такой фестиваль» Инна Яркова: «Трудно молодым режиссерам быть услышанными и очень сложно найти себе путь. Мне кажется, очень логично и закономерно, что летом мы проводим лаборатории, а зимой проходит такой фестиваль» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЯ ЭТА ДЕЛЕЖКА ПРЕМИЙ ЛОМАЕТ ДРУЖЕСКУЮ АТМОСФЕРУ»

Директор фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инна Яркова рассказала о месте творческой лаборатории «Угол» в «Ремесле»: «Мы уже не первый год принимаем участие в фестивале молодой татарской режиссуры, и, на самом деле, значение его очень сложно переоценить. Потому что трудно молодым режиссерам быть услышанными и очень сложно найти себе путь. Мне кажется, очень логично и закономерно, что летом мы проводим лаборатории, а зимой проходит такой фестиваль, где мы можем показать то, что мы сделали, где наши молодые постановщики могут получить новый опыт, новые знания...» В этом году в форуме принимают участие три спектакля «Угла», причем их режиссеры не только из Казани, но и из Москвы и Екатеринбурга. Одна из работ — это беби-спектакль для самых маленьких. «Беби-спектакль — направление, которое очень мощно набирает обороты и, в общем-то, пока в Казани мало кто из режиссеров работает в этом направлении. Для этой постановки мы пригласили Александру Ловянникову, которая делала беби-спектакли и в Александринке, и в Москве создала такой продукт», — рассказывает директор «Живого города». Также «Угол» покажет на «Ремесле» спектакль «Свидетели» по архивным документам времен сталинских репрессий, который, как известно, впервые был показан в подземной галерее на Баумана, а сейчас осваивает более традиционное театральное пространство. «Третья постановка, связанная с не театральными пространствами и с очень странной локацией, — совместная работа Регины Саттаровой и известного драматурга Михаила Дурненкова. Сейчас этот спектакль начинает свою фестивальную историю, нас пригласили в Петербург», — работу «Время роста деревьев» покажут в... военном городке на ж/д станции «Старое Аракчино».

Были традиционные вопросы о стоимости билетов, она символическая — 150–200 рублей. Кроме того, журналисты удивлялись, что по итогам фестиваля не распределяются призы для лучших спектаклей. «Во-первых, когда учреждаются такого рода фестивали, главная его цель — общение. Получение знаний от педагогов, пусть это 30 процентов, 70 процентов — посмотреть друг другу в глаза, показать друг другу свои спектакли, обсуждать их. Если учредить призовой фонд, раздавать его, будущего у фестиваля не будет. А вот если участники будут с надеждой смотреть на свое будущее, уезжать с этой мыслью, все получится», — уверен Якупов.

«Мы давно проводим фестиваль без призов и без номинаций, и это наполняет его атмосферой дружбы», — считает Игламов. «Не так давно я сам вернулся с „Туганлык“ (международный фестиваль тюркоязычных театров), очень здорово организованный фестиваль, содержательная программа, но очень много коллективов, вернувшись, ругались. Потому что многие театры спорили: „Мы первые!“ — “Нет, мы первые“. было много споров. Вся эта дележка премий ломает дружескую атмосферу, — считает известный театральный критик. — У нас есть премия „Тантана“, вот там состязания. Она проводится каждый год, в ней участвуют известные театры, опытные режиссеры, актеры, а не те, кто делает еще только первые шаги. Все же раздавать премии молодым режиссерам не совсем правильно».