Аида Гарифуллина С Аидой Гарифуллиной на сцене в Зальцбурге выступит великий Пласидо Доминго, который последние годы активно осваивает баритональный репертуар Фото: Сергей Елагин

НАШИ ЛЮДИ НА РОДИНЕ МОЦАРТА

Накануне поздним вечером по Москве организаторы Зальцбургского фестиваля — самого главного в мире фестиваля классической музыки — объявили программу на 2018 год. С 20 июля по 30 августа к происходящему на родине Моцарта будет приковано внимание все любителей высокого музыкального искусства. Тем приятнее для татарстанской публики, что при ближайшем рассмотрении среди участников фестиваля, причем далеко не на последних ролях, можно обнаружить Альбину Шагимуратову и Аиду Гарифуллину.

Оперные дивы с татарскими корнями примут участие в премьерных показах в Зальцбурге. Шагимуратова исполнит свою коронную партию Царицы ночи в «Волшебной флейте» — без опер Моцарта не обходится ни один фестивальный год в австрийском городе, а Гарифуллина дебютирует в партии Лейлы в концертной версии «Искателей жемчуга» Бизе.


Интересно, что для одной из самых востребованных сопрано мира Шагимуратовой Зальцбургский фестиваль имеет особое значение — именно здесь она начинала свою международную карьеру в 2008 году, после победы на конкурсе им. Чайковского, заменив отказавшуюся от выступлений немецкую звезду Диану Дамрау все в той же «Волшебной флейте». За дирижерским пультом тогда стоял легендарный маэстро Рикардо Мути. Выпускница Казанской консерватории с тех пор была Царицей ночи фактически во всех главных оперных театрах мира: «Ла Скала», «Метрополитен», «Ковент-Гарден», Венская опера. Шагимуратова признавалась в интервью, что именно эта ультрасложная партия, которую, по ее словам, на мировом уровне поют четыре-пять человек, стала для певицы пропуском в высшую оперную лигу. Сейчас она говорит о том, что в 2018 году в Зальцбурге собирается подвести для себя черту под этой ролью, выступив в спектакле режиссера Лидии Штайер и Константиноса Каридиса.

Напомним, что Шагимуратова по-прежнему является солисткой театра им. Джалиля, хотя и редко приезжает с выступлениями в Казань. Но пару месяцев назад директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов анонсировал появление своей главной звезды в декабрьской «Травиате». Правда, на сайте театра пока нет состава солистов на этот спектакль.

«ЛЕЙЛА — ЭТО, БЕЗУСЛОВНО, ПАРТИЯ АИДЫ»

Но если для титулованной Шагимуратовой выступление в Зальцбурге — одно из многочисленных появлений на престижных мировых площадках, то для солистки Венской оперы Гарифуллиной это новый шаг в покорении европейской сцены. Лауреат премии немецкой музыкальной индустрии ECHO Klassik 2017 выступит в концертной версии «Искателей жемчуга» Бизе.

«Лейла — это, безусловно, партия Аиды», — сказала в разговоре с «БИЗНЕС Online» мама сопрано из Казани — директор центра современной музыки им. Губайдулиной Ляйля Гарифуллина. Восходящая звезда оперной сцены уже примеряла на себя так подходящий ей образ восточной красавицы — в партии Шемаханской царицы в «Золотом петушке» на сцене Мариинского театра. Вот и в опере Бизе действие происходит на загадочном востоке — острове Цейлон, где два друга — охотник Надир и рыбак Зурга — любят одну девушку, прекрасную Лейлу. Дальнейшие перипетии в этой французской опере, премьера которой состоялась еще в 1863 году, любители музыки прекрасно знают. А широкому кругу слушателей «Искатели жемчуга» могут быть известны по знаменитой арии Надира из первого акта, которую на русском языке («В сиянии ночи лунной...») исполняли и исполняют певцы в диапазоне от Сергея Лемешева до Валерия Кипелова.


С Гарифуллиной сцену в Зальцбурге должны разделить мексиканский тенор Хавьер Камарена (Надир) и великий Пласидо Доминго (Зурга), который последние годы активно осваивает баритональный репертуар.

Гарифуллина-старшая подтвердила нашему корреспонденту, что выдающийся испанец, приложивший руку к старту европейской карьеры российской певицы, оказался инициатором и ее выступления на родине Моцарта: «Знаю, что Доминго предложил ей эту партию».

«Искатели жемчуга» пройдут в сопровождении оркестра Моцартеум — главного симфонического оркестра Зальцбурга, а также хора Венской филармонии. Показы пройдут в Большом фестивальном дворце Зальцбурга. Кстати, стоимость билетов отличается: на премьеру «Волшебной флейты» можно попасть за 30–430 евро, а за концертных «Искателей жемчуга» придется заплатить в диапазоне от 20 до 350 евро.

Кшиштоф Пендерецкий меньше недели назад вместе с худруком ГСО РТ Александром Сладковским открывал фестиваль современной музыки Concordia в Казани
Фото: Сергей Елагин

...И НЕДАВНИЙ ГОСТЬ КАЗАНИ

Любопытно, что на Шагимуратовой и Гарифуллиной татарская тема в Зальцбурге-2018 не заканчивается. Самый востребованный российский бас в мире, гордость Башкортостана и обладатель татарских корней Ильдар Абдразаков исполнит партию Мустафы в «Итальянке в Алжире» Россини. А еще один «казанский след» можно углядеть в мероприятии, которым откроется следующий фестиваль на родине Моцарта. В его первый день симфонический оркестр Монреаля исполнит «Страсти по Луке» — сочинение для хора и оркестра, написанное в 1965 году знаменитым польским композитором-авангардистом Кшиштофом Пендерецким, который меньше недели назад открывал в качестве композитора и дирижера фестиваль современной музыки Государственного симфонического оркестра РТ Concordia. В общем, после таких новостей столицу Татарстана уже сложно именовать глухой музыкальной провинцией...

Напомним, что сам Зальцбурский фестиваль берет свое начало в 1920 году (хотя нерегулярные фестивали, посвященные Моцарту, здесь проходили с 1877 года) — именно с этого момента он стал проходить ежегодно. В программу фестиваля входят оперные спектакли и концерты классической музыки. Интересно, что в этом году его впервые в истории открывали российский оркестр и хор. Дирижер Теодор Курентзис, его пермские оркестр и хор musicAeterna, а также американский режиссер Питер Селларс представили зрителям оперу Моцарта «Милосердие Тита».