В центре современной культуры «Смена» проходит персональная выставка художницы из Воронежа Евгении Ножкиной «Пряд/тки». Автор поясняет, что в ее гобеленах и инсталляциях, сплетенных из разрезанной на ленты старой одежды, воспроизводится не только ее личная история, поскольку ткань, из которой сплетены работы, является предметом массового производства. Эффектную экспозицию на чердаке «Смены» рецензирует для «БИЗНЕС Online» искусствовед Гузель Файзрахманова.
Выразительная форма, народные традиции, современные экологические веяния — все в целом делает этот проект и зрелищным, и умным
ВЫМЫШЛЕННАЯ КАЗАНЬ
В центре современной культуры «Смена» проходит персональная выставка художницы Евгении Ножкиной «Пряд/тки». Этот проект — продолжение работы «Смены» с молодыми представителями воронежской художественной сцены: в предыдущие годы в Казани можно было увидеть работы Кирилла Гаршина и Арсения Жиляева.
Кроме того, благодаря работе Ножкиной «Родом из Казани», выставка «Пряд/тки» вписывается в контекст других проектов «Смены», в которых российские авторы рефлексируют на тему явлений, характерных для Казани и Татарстана, в рамках фестиваля «Искра».
«Пряд/тки» — яркая, эффектная выставка. Экспозиция размещена на чердаке «Смены» очень удачно — гобелены подвешены/инсталлированы к стропилам либо вертикально (при этом их можно обойти как традиционную круглую скульптуру), либо растянуты между бревенчатыми белеными фермами, поддерживающими кровлю. Благодаря этой развеске выставка выглядит очень объемно, зрелищно. На невысоком подиуме в центре зала представлены зооморфные формы из одноцветной и пестрой ткани. Еще одно оригинальное экспозиционное решение — длинная черная лента, «хвост», спускающийся с гобелена вертикалью в конце зала. Он ставит точку в экспозиции, конец художественного высказывания вертикально фиксируется.
Евгения Ножкина: «Как в жизни разные люди находятся рядом, так и в моих работах разные по фактуре, по составу, по плотности и по цвету ткани неразрывно связаны друг с другом»
Сначала кажется, что это чисто формотворческий проект — настолько внешне привлекательны и выразительны разноцветные абстрактные, необыкновенно фактурные текстильные скульптуры и гобелены. Но уже само название проекта — игра слов «прядки/прятки» — подводит зрителя к теме выставки: в хитросплетениях пряжи скрыта не только личная, семейная, но шире — общественная память.
Бабушка художницы Фидания Гарафутдиновна родилась и до 20 лет жила в Казани. Евгения с самого раннего детства помнит ее рассказы о нашем городе. В воображении девочки Казань представала как сказочный, вымышленный город — настолько яркими и запоминающимися были рассказы бабушки. Ее образу посвящена центральная работа проекта, она называется «Родом из Казани».
Автор поясняет, что в ее гобеленах и инсталляциях, сплетенных из разрезанной на ленты старой одежды, воспроизводится не только ее личная история. Ткань, из которой сплетены работы, является предметом массового производства. Поэтому, полагает Евгения, эти разноцветные полосы знакомы не только ей, но и большинству людей: «У дяди была такая рубашка, у бабушки такое покрывало, а у подруги — шторы. Как в жизни разные люди находятся рядом, так и в моих работах разные по фактуре, по составу, по плотности и по цвету ткани неразрывно связаны друг с другом».
По данным Forbes, объем продаж работ Ножкиной на выставке Cosmoscow составил 14 тыс. евро
НЕМНОГО О ПРИДВЕРНЫХ КОВРИКАХ
Стоит упомянуть, что технику создания текстильных объектов из старой одежды уже использовал известный московский художник Леонид Тишков — его выставка экспонировалась в «Смене» в мае 2014 года. Его знаменитый «Вязаник», объездивший многие музеи России и Европы, — мягкий полосатый «скафандр», сплетенный в 2002 году мамой художника из так называемых «махориков», тех самых лент-полосок из разрезанной одежды родственников и друзей, — представляет собой памятник уже ушедшим из жизни близким людям.
Но между произведениями Тишкова и Ножкиной существует определенная разница. «Вязаник» Тишкова — объект, намеренно созданный в технике народного рукоделья. Мы сразу узнаем в нем широко распространенную, особенно в 1970–80-е годы, практику вязания круглых придверных ковриков из отслуживших свой век старых халатов, платьев и рубашек. В основном эти коврики лежали в подъездах хрущевок, были маркерами социальной и культурной принадлежности жильцов этих квартир. Конечно, в «Вязанике» эта практика поэтизируется и иронично обыгрывается, воплощаясь в объекте актуального искусства.
В хитросплетениях пряжи скрыта не только личная, семейная, но шире — общественная память
У Ножкиной в ее изысканных эстетских гобеленах неровных очертаний, в отличие от «Вязаника», связь времен и судеб выражена не столь явно, хотя Евгения и полагает, что это именно так. Ее работы — это уже совсем другой ракурс, взгляд из второго десятилетия XXI века, в котором скорее прослеживается актуальная сегодня линия вторичного использования материала, ресайклинг, реюзинг, когда вещи используются повторно не из-за экономии средств; здесь другая цель — сохранение ресурсов, развитие экологического мышления, сознания, поведения.
По составу и дизайну ткани можно понять, какая именно это была одежда функционально. В наши дни это в основном одноцветные вещи, но если мы вспомним вышеупомянутые придверные коврики, преимущественно они были связаны из пестрой ткани: народные массы, особенно женщины неинтеллигентные, в основном ходили в цветастых халатах и платьях, поэтому коврики прежних десятилетий были другими по цвету и фактуре.
«НЕ ВСЕ ЗРИТЕЛИ РАЗДЕЛЯЮТ СО МНОЙ РАДОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ С РАБОТАМИ ЕВГЕНИИ»
Вышеприведенное наблюдение — отнюдь не критика проекта, а лишь небольшая ремарка. «Пряд/тки» — замечательный проект. Выразительная форма, народные традиции, современные экологические веяния — все в целом делает этот проект и зрелищным, и умным. Зачастую современное искусство уходит в такие концептуальные глубины, что начальная идея автора теряется за наслоениями натужной интеллектуальности. Порой при просмотре выставок возникает раздражение от того, что идея никоим образом не выражена в произведении, и если ты не прочитаешь километровую аннотацию к объекту, написанную в постструктуралистской стилистике, то и произведение не состоится для зрителя, поскольку текст важнее самого физического объекта.
Одна посетительница прочитала информацию о том, что на выставке будут представлены скульптуры, а в экспозиции, по ее мнению, скульптур не оказалось — дама не признает текстильных объектов
Увы, не все зрители разделяют со мной радость от общения с работами Евгении — в Казани есть еще публика, не воспринимающая язык современного искусства. Одна возмущенная дама требовала у администрации «Смены» вернуть ей деньги за билет, аргументируя свое требование тем, что ее обманули: в сети она прочитала информацию о том, что на выставке будут представлены скульптуры, а в экспозиции, по ее мнению, скульптур не оказалось — дама не признает текстильных объектов, ее убеждают только изваяния из мрамора и отливки из бронзы.
Для тех, кто сомневается в художественной ценности работ молодого художника, спешим сообщить: Ножкина вошла в число самых продаваемых художников на ярмарке современного искусства Cosmoscow, прошедшей недавно в Москве: по данным Forbes, объем продаж ее работ на выставке составил 14 тыс. евро.
Евгения Ножкина (родилась в 1986 году) — одна из ярких представительниц воронежской художественной сцены, активно принимающая участие в выставках на независимых и институциональных площадках по всей России. Ее работы выставлялись в рамках групповых проектов в галерее «Электрозавод», арт-хабе Untitled, ЦТИ «Фабрика», кураторской мастерской «Треугольник», центре современного искусства «Винзавод» в Москве, петербургской галерее «Люда», в том числе в рамках параллельной и специальной программы V международной московской биеннале молодого искусства. Живет и работает в Воронеже.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.