Михаил Волконадский Михаил Волконадский

«АРТХАБ — ЦЕНТР, ВОКРУГ КОТОРОГО ВСЕ КРУТИТСЯ»

— Михаил, сегодня в центре Казани открывается новая креативная площадка — арт-резиденция «АРТХАБ». Какова ее концепция?

— АРТХАБ — творческая резиденция Константина Хабенского. Название — это сокращение от его имени. А еще хаб — это такое устройство, которое может быть коммуникатором сразу нескольких устройств. Например, в электронике это устройство для флешек — USB-концентратор. То есть это некий центр, который объединяет что-либо.

Так вот АРТХАБ (адрес — ул. Лобачевского 11/27прим. ред.) — центр, вокруг чего все крутится, вокруг и внутри которого происходят интересные вещи, все, что связанно с творчеством. Можно назвать это инкубатором, куда попадают люди с идеями: снять фильм, поставить спектакль или сделать то, что еще никто не делал, некий творческий продукт. У них, может быть, в силу молодости, нехватки опыта, средств нет возможности для реализации этой идеи, они могут обратиться к нам, стать резидентами. Их идеи будут рассматриваться сначала нами как действующим резидентами АРТХАБа, а именно — людьми, в свое время создавшими театр «Сдвиг», который сейчас здесь реализован, затем экспертным сообществом, которое включает специалистов из разных областей со всех уголков мира.

Во главе арт-резиденции, конечно, стоит личность знаменитого артиста Константина Хабенского. Он возглавляет арт-резиденцию, является ее главным экспертом, за ним последнее слово, возьмется ли АРТХАБ за реализацию той или иной идеи. Это человек, который объединяет нас, помогает от идей перейти к воплощению, к реализации творческого продукта, помогает вывести творческие продукты на федеральный уровень, возможно, на международный. Конечно, мы мечтаем о том, что появятся проекты, которые достигнут международного уровня и будут широко признаны не только зрителями, но и профессиональным сообществом. Пока мы в начале пути.

Сегодня пройдет творческое открытие, где мы расскажем о себе, о том, как здесь будет строиться работа. Придут друзья, коллеги, люди, которые знают, как долго мы к этому шли. Хотим познакомить людей с местом, с локацией, объяснить, что здесь теперь существует и какие возможности есть.

— Как возникла эта идея сотрудничества с Хабенским?

— Идея создания арт-резиденции родилась в тот момент, когда мы в принципе познакомились с Хабенским. Сам его посыл и энергетика сразу подсказывают дорогу. Он настолько бескорыстно помогает всем: детям и взрослым, что мы сразу почувствовали, что проект должен помогать людям творческим. Мы создали концепцию АРТХАБа, соединив лучшие наработки в сфере акселерации проектов и практики работы арт-резиденций в мире. Возглавлять программную часть будет Анна Фельдман. Потрясающий человек с огромным опытом, с которым мы познакомились, когда она приехала в Казань и обучала волонтеров Универсиады. Она будет заниматься программой каждого резидента, выстраивать программы развития, «дорожную карту» проекта и его реализации. А Константин Юрьевич возглавит экспертный совет. 

...

«ЕСЛИ И ПЛАНИРУЕТСЯ КАКАЯ-ТО ОКУПАЕМОСТЬ, ТО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОЕКТ СОЗДАН И РАБОТАЕТ»

— Вы расположились в самом центре города — на улице Лобачевского, в особняке XIX века. Как вы попали в это здание?

— Люди просто так не встречаются, и на нашем жизненном пути появился человек, который оказался неравнодушным к творческим людям, — это Яков Израилевич Маргулис. Мы познакомились в центре современной культуры «Смена», когда мы оборудовали там помещение для нашего театра «Сдвиг». Когда он увидел, что ребята инициативные и что-то могут, предложил съездить в этот прекрасный особняк, который пустовал 20 лет.

Я, честно говоря, немного волновался, потому что понимал, сколько вложений требуется. Но Яков Израилевич помогает, весь ремонт он сделал за свой счет. Без такой помощи, конечно, подобные проекты невозможны, и это как раз тот прекрасный случай меценатства. Перед АРТХАБом тоже стоит такая задача — помогли нам, теперь поможем мы. Всем тем, кто горит желанием сделать творческий продукт, мы окажем помощь.

— Помощь будет оказываться на безвозмездной основе?

— Это не коммерческий проект, но невозможно, чтобы это все было бесплатно. Каждый резидент будет платить минимальный взнос за то, чтобы просто окупалась сама резиденция.

— Какой?

— Пока я сказать не могу, но обо всем мы объявим, ничего скрывать не будем. Хочу подчеркнуть, что на первом этапе, когда сюда попадают резиденты, мы ни в коем случае на них не зарабатываем. И вообще нет задачи заработать. Если и планируется какая-то окупаемость, то только после того, как проект создан, действительно работает и способен зарабатывать. Мы об этом мечтаем и верим в реальность задуманного.

...

«КОНКУРЕНЦИИ ЗДЕСЬ НИКАКОЙ НЕТ»

— В Казани уже есть камерные театры: творческая лаборатория «Угол», театр на Булаке, «Театр. Акт». Между вами будет конкуренция?

— В нашей команде ни у кого нет ощущения конкуренции. Например, когда мы находились в «Смене», наоборот, радовались, что работаем рядом с ребятами, с их выставками и приходящими туда людьми, которые посещают центр для того, чтобы что-то узнать, духовно обогатиться. Есть такой слоган: «Идея, меняющая мир». Вот и мы помаленьку хотим менять мир. Хотим сделать доступнее мир творчества и дать больше возможностей, инструментов тем ребятам, которые приезжают в Казань и хотят здесь остаться, творить. Мы также хотим показать, что в современном мире место проживания не ограничивает тебя в каких-то возможностях. Так что конкуренции здесь никакой нет.

— У вас еще есть преимущество в лице Константина Хабенского.

— Конечно. АРТХАБ — это не только Константин Юрьевич, это еще и его друзья, которых он, скажем так, подписывает под менторское содействие. Это люди, до которых дотянуться не так то просто. Нельзя же просто позвонить, и сказать: «Константин Юрьевич Хабенский, помоги мне поставить спектакль».  

— Часто он планирует приезжать в Казань?

— Несмотря на его жесткий график, это уже второй приезд и четвертая наша встреча. Причем он делает это легко и изящно, просто звонит и говорит: «Я еду». (Смеется.) Прилетает, все решает и улетает обратно. Вообще, в эпоху цифровых технологий, средств коммуникаций необязательно каждый день быть в Казани. 

— А с госструктурами приходится ли вам взаимодействовать?

— Это вопрос больше к Константину Юрьевичу. Я на своем уровне могу лишь предложить людям прийти сюда посмотреть.

....

«НА САМООКУПАЕМОСТИ ВЫЖИВАТЬ МЫ МОЖЕМ, НО ЗАРАБОТАТЬ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ ЗДЕСЬ НЕ УДАСТСЯ»

— Ваш театр «Сдвиг» — один из резидентов АРТХАБа. Сколько лет уже театру?

— Корни театра уходят в энергетический университет, в СТЭМ «Сдвиг по фазе». Ребята-энергетики, выступая на «студенческих веснах», поняли, что любят творчество, и пригласили в коллектив Михаила Олеговича и Елену Игоревну Галицких — основателей нашего театра, ведущих актеров качаловской драмы. Они начали ребят обучать театральному ремеслу, актерскому мастерству, пластике, вокалу, сцендвижению, речи. И потихоньку, к 2000 году, коллектив стал практически профессиональным. Он был самодеятельным, но по сути своей, по актерской игре, по подготовке актеров, они уже были близки к выпускникам профильного вуза. Почему я это знаю? Потому что в это же время сам заканчивал курс режиссуры у Михаила Олеговича и Елены Игоревны, но уже в институте культуры.

А костяк «Сдвига» — как раз выпускники энергоуниверситета, которые в своей жизни избрали дорогу творчества, а не профессию энергетика. Не все было просто, долго срасталось, долго менялось.

— Долго приходилось скитаться?

— С местом долго не складывалось. Ребята пробовали создать студенческий театр на базе энергоуниверситета — не получилось. Потом они играли в театре на Булаке, там тоже были свои нюансы. Было здание на улице Островского в общественной организации «Сәләт». Ну а потом мы решили организовать такую штуку, как «Культурный сдвиг», и пошли на улицу, где четыре года летом веселили людей: живые статуи, перформансы, песни, танцы и т. д. И в какой-то момент мы поняли, что надо куда-то осесть. Осели в «Смене», правда, оседали долго — год-полтора — из-за ремонта. Я думаю, благодаря тому, что в свое время мы в «Смене» хорошо себя зарекомендовали, Яков Израилевич поверил в нас.  

— «Сдвиг» это хобби для участников театра?

— Для основного состава театра, который сейчас здесь и трудится, это все-таки образ жизни и работа. Для молодежи, которая у нас всегда есть, это некоторая подпитка. Те же студенты энергоуниверситета, где продолжает существовать уже десятое поколение молодых стэмовцев, помогают нам: где-то в гардеробе, в буфете... Для них это хобби, некоторая возможность существования вот в этой атмосфере. Для меня это проект жизни. До этого я много чем занимался и продолжаю заниматься разными проектами, но это то место, куда я с радостью прихожу. Я этим занимаюсь уже пятый год.

— Ну людям удается заработать?

— Нашей задачей было собрать команду, которая может создавать любые проекты. И если говорить о театре, то вы прекрасно знаете, что ни один театр не может быть прибыльным. На самоокупаемости выживать мы можем, но заработать больших денег здесь не удастся. Зарплаты у актеров очень маленькие, минимальные, я бы сказал.

— Прожиточный минимум?

— Да, типа того. А все, что мы получаем, зарабатываем на спецпроектах — когда мы выезжаем на гастроли, выходим фестивалить или делаем какие-то коммерческие проекты. Они могут быть даже не связаны с театром.

— Как выбирается репертуар?

— Этим занимаются наш главный режиссер Михаил Олегович Галицкий и художественный руководитель Александр Фельдман. В первую очередь это современные пьесы, которые настолько актуальны, что попадают в нас самих и, конечно же, в зрителя. Пьесы, которые способны помочь людям!

...

«КВН ВСЕМ НАМ ДАЛ БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ»

— Михаил, вы лицо команды КВН «Четыре татарина». Как вы объясните, что кавээнщики в Татарстане так часто становятся успешными чиновниками?

— Я в этом не вижу ничего плохого, потому как КВН, как все знают, расшифровывается как клуб веселых и находчивых. То есть в человеке природой заложена находчивость, при этом он все делает весело и задорно. Разве это плохо? КВН всем нам дал большой жизненный опыт. Но, конечно же, то, что наши общие друзья сейчас занимают какие-то посты, это их личный выбор и это никак не связано с КВН. Кавээнщики — люди с очень живым мозгом, быстрым мышлением. Клуб веселых и находчивых — это же большой концентрат, где за единицу времени нужно подготовить материал, который должен «взорвать» зал, поразить юмором. Я знаю людей, которые, к сожалению, выпали из жизни после КВН. Но в большей степени это вопрос медных труб и славы, с которой человек не смог справиться и правильно себя применить. Остальные ребята устроены, все хорошо: кто в спорте, кто в бизнесе и т. д.

— Они оказывают помощь?

— Как друзья, конечно, они помогают. Но это не значит, что они на уровне своих должностей решают какие-то вопросы. Мы никого ни о чем не просим, это все знают. Помощь бывает только лишь в качестве их личной инициативы. 


— Как бы вы оценили в целом культурную жизнь Казани?

— Хорошо и даже отлично! Множество фестивалей самого высокого уровня, постоянно приезжают звезды мировой величины. Если говорить о камерных театрах и коллективах, а также современных культурных центрах, то и здесь каждый год наблюдается значительный рост! У нас появляются театры, которые вы как раз называли: театр на Булаке, который долгое время успешно работает, «Театр.Акт», такие же маленькие, но гордые, как и мы. Появился «Угол» с их экспериментами, они постоянно кого-то привозят, устраивают мастер-классы, те же «Штаб», «Смена». Культурная жизнь в Казани есть — и это здорово! Если вспомнить, еще пять лет назад такого не было.

— Но говорят, что Казани, к примеру, не хватает большой концертной площадки или, возможно, нужен еще один музыкальный театр...

— С тем, что Казани не хватает площадок, согласен. Той площадкой, о которой так долго ведутся разговоры, возможно, должна была стать Академия спорта и туризма. Планировалось, что она будет достаточно раскрученная, но не пошло. Нам нужно что-то типа московского Crocus City Hall, зала-трансформера, где можно убирать ряды и получится пяти-семитысячник. А те площадки, что есть... «Эрмитаж» — более клубная история, хотя туда привозят и рок-исполнителей, «Татнефть Арена» — не специализированное помещение, там всегда проблемы со звуком для организаторов, с местами для зрителей. Там не получаешь того комфорта, как практически в любом зале Москвы, Питера. У нас такого зала с вместимостью более тысячи человек нет. До тысячи есть хорошие площадки: оперный театр, Камаловский, «УНИКС», «Пирамида».

Знаете, еще ведь важно, чтобы было что показывать. Если это площадка для того, чтобы привозить приезжие коллективы и звезд, ну... Я все-таки за то, чтобы у нас развивалось что-то свое, чтобы появились коллективы, которые будут работать в определенном жанре, ставить мюзиклы, например. Это было бы здорово.