С БЮДЖЕТОМ В 47 ТЫС. НА «ЗОЛОТУЮ МАСКУ»

Довольно солидным оказалось представительство Татарстана среди номинантов национальной театральной премии «Золотая маска», список которых был опубликован накануне. «Выстрелил» Альметьевский татарский драматический театр, который становится в последние годы все более заметным на просторах российской провинции, со своим «Магазином», заявленном в нескольких категориях, включая престижную номинацию «Драма/Спектакль малой формы». Отметился и главреж театра им. Камала Фарид Бикчантаев: его спектакль «Антигона», поставленный в башкирском театре драмы им. Гафури, получил сразу 7 (!) номинаций, включая категорию «Драма/Работа режиссера». В ней Бикчантаев поспорит, в частности, со Львом Додиным, Римасом Туминасом, Юрием Бутусовым, Кириллом Серебренниковым и другими.

Наконец, три номинации получил пластический спектакль «Әлиф» («Зов начала»), в котором вновь встретились режиссер Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов, оказавшиеся год назад в шорт-листе премии со своим «Из глубины...» по письмам Ван Гога в казанском ТЮЗе. «Әлиф» поспорит за «Золотую маску» в номинациях «Современный танец/спектакль», «Балет – современный танец/работа балетмейстера – хореографа» (Марсель Нуриев), «Балет – современный танец/мужская роль» (Нурбек Батулла).

Интересно, что на сайте «Золотой маски» в качестве организации – производителя спектакля значатся загадочные «Фонд культурных инициатив „Творческая среда“ и театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань. Оказалось, что речь идет о хороших знакомых режиссера Имамутдинова. «Фонд культурных инициатив „Творческая среда“» — это фонд, через который мы все делали – аккумулировали энергию: людей, печатались программы, реклама в интернете. Они же помогали и раскручивать, помогали людьми: притащить, утащить, привезти, увезти... Его организаторы – Вильнур Аскаров и Альберт Люкманов. Аскаров – молодой человек, занимающийся бизнесом. Альберт на данный момент занимается спортивным маркетингом, подготовкой к ЧМ по футболу. У фонда есть четыре направления – театр, социальные проекты, литература и кино. Театральное направление как раз и называется „Камень. Облако. Птица“», — рассказал «БИЗНЕС Online» постановщик «Зова начал». По его словам, бюджет постановки составил всего 47 тыс. рублей, спонсоров не нашлось, поэтому все делалось на свои деньги.

Туфан Имамутдинов Туфан Имамутдинов рассказал, что бюджет «Зова начал» составил всего 47 тыс. рублей, спонсоров не нашлось, поэтому все делалось на свои деньги Фото: «БИЗНЕС Online»

«С ПОТЕРЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ КУЛЬТУРЫ МЫ ПОТЕРЯЛИ ЧАСТЬ СЕБЯ»

«То, что мы номинированы на „Маску“ с национальным проектом, имеет значение. В этом году номинированы „Антигона“ Бикчантаева, „Магазин“ Альметьевского театра, но это не татарские пьесы. А здесь именно татарская культура, основа татарского менталитета – песня „Туган тел“. То, что получил признание именно такой спектакль, это очень важно», – говорит Имамутдинов.  

«Әлиф» – первая буква татарского алфавита, которая использовалась до 1927 года тысячу лет. Поэты и писатели созидали именно на основе этого алфавита тысячу лет – с момента принятия татарами ислама. Многие произведения до сих пор не адаптированы, не переведены на современный татарский язык. 95 процентов татарской литературы до сих пор находится в неадаптированном состоянии, и с потерей тысячелетней культуры мы потеряли часть себя. Помимо того, что упростились 7 букв, язык стал более прямой, потерял гибкость. В иске имля (старом алфавите) было 300 букв. Эти нюансы, полутона языка нами были потеряны. Мы выражаем это все через язык тела, язык пластики», – рассказывает режиссер.


«Спектакль состоит из трех частей. В первой части посредством танца пишется татарский алфавит арабскими буквами, звучат названия этих букв. Во второй части три девушки пропевают стихотворение татарского поэта Габдуллы Тукая „Туган тел“ („Родной язык“). Первая произносит буквы „утерянного“ татарского алфавита, вторая – пропевает слова, третья – строчку. Третья часть – собрание двух предыдущих частей воедино, где звучит полное стихотворение Тукая в три голоса. Танцовщик олицетворяет поэта и завершение той культурной эпохи, которая тысячу лет формировала татарский народ», – говорится в аннотации к спектаклю.

По краям сцены – музыканты и вокалистки, по центру – на площадке засыпанной песком – танцовщик Батулла. Выпускник Казанского хореографического училища, Санкт-Петербургской академии театрального искусства, сын известного литератора Рабита Батуллы нынче является главным балетмейстером татарского ТЮЗа им. Кариева.

Постановка предсказуемо срезонировала с событиями вокруг татарского языка, которые мы наблюдаем сегодня, на показах многие в зале плакали. «Мы начали делать спектакль в январе, репетиционный процесс был очень долгим, кропотливым. Выпустили мы его 12 июля, а потом это все совпало – эти проблемы прозвучали в унисон со спектаклем. Поэтому нельзя говорить, что это чутье, я эти проблемы чувствовал уже последние 8 - 10 лет», – рассказывает «БИЗНЕС Online» Имамутдинов. Кстати, на последнем по времени октябрьском показе по окончании зал хором спел «Туган тел», подхватив волну прошедших флешмобов в поддержку татарского языка.

Эльмир Низамов Оперу «Кара пулат» Эльмира Низамова показывали с гордостью всем высоким гостям Казани. Что, однако, не помогло спектаклю – в репертуаре театра им. Тинчурина он не задержался Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС ВЕДЬ ОЧЕНЬ ЧАСТО БЫВАЕТ: ПОКА ТВОЮ РАБОТУ ГДЕ-ТО ТАМ НЕ ПРИЗНАЮТ...»

Между тем, несмотря на то, что «Әлиф» – это редкий пример национального искусства, которое получило признание профессионалов за пределами республики, дальнейшая судьба спектакля туманна. Лучше всего о таких проблемах известно композитору Эльмиру Низамову, чью оперу «Кара пулат», постановку которой профинансировал фонд «Возрождение» Минтимера Шаймиева, показывали с гордостью всем высоким гостям Казани. Что, однако, не помогло спектаклю – в репертуаре театра им. Тинчурина он не задержался.

«Очень боюсь, что судьба „Әлиф“ будет такой же, как „Кара пулат“. Это для меня уже который спектакль, вполне интересный, успешный, как „Алтын Казан“, „Кара пулат“... Я вот только на днях думал о том, что у всех этих спектаклей нет своего дома. Мы и с „Әлиф“ мучились, искали площадку. Слава Богу, три спектакля прошли в учебном театре, но люди спрашивают: где увидеть этот спектакль? А мы не можем сказать, потому что не знаем, где он еще может быть поставлен. Нужно бить во все колокола, писать письма, чтобы был... Тот самый музыкальный театр, о котором мы давно уже говорим. Может быть, если не сразу музыкальный театр, может быть, изначально хоть какая-то современная площадка... В принципе, мы же делаем интересные вещи, достойные, которым должно быть место в нашем городе, в нашей республике», – рассказывает «БИЗНЕС Online» Низамов.

Проблемы с площадкой подтверждает и Имамутдинов. Где-то не очень довольны, что в спектакле задействован песок, что доставляет определенные трудности, где-то слишком высокая арендная плата. «Нам нужен такой амфитеатр, как в Древней Греции, чтобы зрители сидели наверху, чтобы они видели, как танцор работает с песком. Такие площадки в Казани есть, но у них такие условия, исполнив которые мы не сможем показать в полном объеме этот спектакль. Это общая проблема для всех молодых проектов. Он у нас небольшой, участвуют всего 7 человек, пространство можно найти, но, к сожалению, на данном этапе мы не можем этого сделать», – говорит постановщик «Әлиф».

«У нас ведь очень часто бывает: пока твою работу где-то там не признают, в Москве или заграницей, здесь внимание недостаточное. Если проект признается где-то далеко, то и здесь это сразу же привлекает внимание. Если вдруг „Әлиф“ возьмет „Золотую маску“, то, возможно, и площадка какая-нибудь стабильная найдется для этого спектакля», – резюмирует Низамов.

«АЗАРТ, КОТОРЫЙ ТАМ ПРИСУТСТВУЕТ, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗЕН ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА»

Что касается целого десанта из представителей экспертного совета «Золотой маски», увидевшего «Әлиф» на октябрьских показах в учебном театре, то, как говорят, не все остались в восторге от спектакля. Кто-то из столичных критиков заметил, что объединить самого талантливого композитора Татарстана с артистом, прекрасно разбирающимся в тонкостях современного танца, – это еще не спектакль. Но, судя по решению экспертного совета, большинство профессионалов оказались довольны увиденным.

«Зов начала» мне понравился абсолютно жесткой композицией, прописанными правилами, постановщик задал себе некие правила и их виртуозно выдержал. Я люблю жесткие конструкции, когда не манная каша, а все продумано до последней секунды. И здесь это все сделано, причем сделано очень убедительно», – рассказала «БИЗНЕС Online» балетный критик, автор Lenta.ru и журнала «Музыкальная жизнь» Анна Гордеева. Она также оценила работу на сцене Батуллы: «Мне понравилось качество исполнения, потому что не секрет, что достаточно часто спектакли современного танца страдают из-за того, что идея хорошая, а исполнена не бог весь как – подготовка артиста недостаточная. А здесь проблем нет, человек абсолютно профессионально работает».

«Спектакль сделан профессионально, и, мне кажется, несет очень серьезную эмоциональную, психологическую и просветительскую нагрузку. Было желание не просто гламурно сделать, а с учетом национальных черт, но при этом интересным для людей, которые, в принципе, не связаны напрямую с татарской культурой, не погружены в нее. Одновременно это становится очень интересно для зрителя – как раз просветительская часть. Мне кажется, данный аспект очень важен. И хореографически интересно придумано, партитура хорошая, и режиссерская работа достаточно интересная. В принципе, атмосфера такова: хороший театральный азарт, который там присутствует, очень полезен для современного театра», – считает театровед, завлитературной частью театра «Московская оперетта» Алла Туева.

Что касается шансов «Әлиф» на «Маску», то об этом рано говорить, уверены эксперты. «Это будет смотреть жюри, когда спектакль будет привезен в Москву. Другая площадка дает совершенно другие ощущения. Это может быть еще круче, а может потерять часть своего обаяния. Да и члены жюри не утверждены. У всех номинантов, которые есть в листе, имеются шансы, причем большие. Не было ни одного спектакля, который был бы притянут», – говорит Туева.