Григорий Добрыгин, Ингеборга Дапкунайте, Алексей Учитель, Сергей Гармаш, Алексей Рязанцев (слева направо) Григорий Добрыгин, Ингеборга Дапкунайте, Алексей Учитель, Сергей Гармаш, Алексей Рязанцев (слева направо) на пресс-показе приобретшего скандальную славу фильма «Матильда» Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«СДЕЛАВ КАРТИНУ, Я УЖЕ ВСЕ СКАЗАЛ»

Утро. У московского кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате пусто. И это удивительно, поскольку буквально через час должен начаться пресс-показ скандального фильма Алексея Учителя «Матильда». Вот и огромный баннер над входом в кинотеатр. Однако ни один православный активист корреспонденту «БИЗНЕС Online» так и не встретился. Видимо, они решили не тратить лишние силы и явиться сразу на премьеру, куда публика собирается более представительная. К счастью, угрозы сжигать кинотеатры по всей стране остались только словесными угрозами — ни на утреннем сеансе для прессы, ни на вечернем действе активисты не решились пулять в здание и зрителей коктейлем Молотова. Так что протесты закончились лишь единичными задержаниями.

«Ники!» — уже на первых кадрах взвизгивает Матильда Кшесинская, пробравшаяся на коронацию Николая II в Успенский собор. И вот уже Ники, едва собравшийся водрузить на голову большую императорскую корону, расчувствовавшись, падает в обморок. А с ним катится по полу и сама бриллиантовая корона, будто символизируя падение царской власти. Сам Учитель отказывался расшифровывать как символы, так и смысл своей картины. «Я очень не люблю вопросы, о чем мой фильм. Сделав картину, я уже все сказал, а дальше каждый переносит на себя и трактует по-своему. Символы, безусловно, есть, — признался режиссер на пресс-конференции в ТАСС. — Я не брался за некую любовную интрижку, которую мне хотелось показать. Считаю, что именно эта любовная история очень сильно повлияла на судьбу нашей страны. Исходя из этого, я снимал фильм».

Впервые о работе над фильмом про Матильду и Николая II Учитель рассказал в августе 2011 года. Удивительно, но идея снять фильм про балерину пришла в голову юмористу Владимиру Винокуру, который возглавляет фонд в поддержку культуры и искусства. К тому же его супруга Тамара Первакова в прошлом была балериной, а дочь Анастасия танцует в Большом театре. С предложением снять фильм о Кшесинской Винокур и обратился к Учителю. По словам режиссера, был готов и сценарий, который написал Андрей Геласимов, однако он был сосредоточен исключительно на балерине, а режиссера больше заинтересовала личность наследника и будущего императора Николая II.


Так что было решено переработать сценарий, сместив акценты на период от знакомства будущего императора с балериной до его коронации. По словам режиссера, «даже был своеобразный конкурс синопсисов». В итоге за работу взялся писатель Александр Терехов. «Он многое дал картине, многое придумал и написал замечательный сценарий. Очень интересовался актерским составом, я ему показывал все пробы, он дважды был на съемках, был всем доволен. Не было никакого повода думать, что он считает что-то неправильным в картине, я в этом уверен на сто процентов», — прокомментировал Учитель.


Впрочем, имя Терехова зрители в титрах к картине не увидят. Почему? На этот вопрос внятно не смог ответить даже режиссер. «Он сказал: „Я бы хотел, чтобы моя подпись была под псевдонимом в этой картине“, — вспоминал Учитель. — Это его право. А почему он это сделал, я не знаю. Возможно, на него повлияли события, которые происходили».

Православные активисты явились сразу на премьеру, куда публика собирается более представительная Православные активисты явились сразу на премьеру, куда публика собирается более представительная Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«НИКТО НИ РАЗУ НЕ СКАЗАЛ: «КАРАУЛ! ЧТО ВЫ ТАМ СНИМАЕТЕ?“

События, о которых упомянул режиссер, начались лишь после выхода первого трейлера к «Матильде», с эпизодом «невинного поцелуя». Но даже этот кадр вызвал негодование среди некоторых. Так, весной 2016 года протоиерей Георгий Городенцев опубликовал статью, в которой призывал верующих не смотреть фильм, где «праведника хотят выставить блудником и прелюбодеем». А раскрутила маховик истерии депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она направила более 40 запросов в генпрокуратуру с требованием запретить прокат фильма, а также заявила о том, что собрала 100 тыс. подписей от граждан, которые утверждали, что «Матильда» оскорбила их чувства верующих.

«Я убежден в одном: конечно, это история конкретной головы, как она существует, мыслит и как подходит к жизни, — уверен Учитель. — Очень сильно преувеличены отрицательные силы, которые как бы всколыхнули. Никаких 100 тысяч подписей не существует. Это мы выяснили, это неправда... Мне удивительно, у нас был долгий съемочный процесс, на котором побывали все журналисты. Я дал столько интервью, рассказывая почти подробно о содержании картины. Все прекрасно знали, что мы снимаем, о чем, кто наши герои. Никто ни разу не сказал: „Караул! Что вы там снимаете?“ А вот когда все закончилось, вышел первый трейлер, начались нападки. Все было в открытом доступе», — заявил режиссер. Тем не менее ни скандал, ни нападки, по заверениям режиссера, не заставили его менять что-то в картине в угоду требованиям общественности. «Ни одного слова и ни одного кадра разговоры и различные объединения не заставили меня изменить в этой картине».

Зато горячие головы поистине испугали исполнителей главных ролей в «Матильде». Ларс Эйдингер, сыгравший императора, и Михалина Ольшанска, исполнившая роль балерины, на российские премьеры фильма так и не приехали, всерьез опасаясь за свою жизнь. «Они действительно боятся каких-то физических действий по отношению к ним, — подтвердил Учитель. — Поэтому не приехали. Это факт, который меня огорчает. Ведь эти люди публичны, получается какое-то отношение к России. Теперь о нас думают, что сюда к нам опасно приезжать. Те, кто выступали против, — они сделали такое отношение. Это и привело к тому, что мы сами себя начинаем выставлять не в том свете. Мне это очень обидно».

Алексей Учитель (слева): «Это победа не фильма «Матильда» и не Алексея Учителя, это победа всех здравых людей, которых в этой стране подавляющее большинство, я в этом уверен» Алексей Учитель (слева): «Это победа не фильма „Матильда“ и не Алексея Учителя, это победа всех здравых людей, которых в этой стране подавляющее большинство, я в этом уверен» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«И ВДРУГ ИНГЕБОРГА ГОВОРИТ: «ТАК ИМПЕРАТРИЦА НЕ МОГЛА ГОВОРИТЬ»

Подготовка к съемкам фильма заняла полтора года. За это время не просто создавались декорации и шились многочисленные костюмы, но и шла работа по поиску актрисы на роль Матильды. Учитель отсмотрел 300 актрис, но предпочтение отдал молодой польке Ольшанске, которую утвердил после первого дубля. Настоящий десант актеров высадился из немецкого театра «Шаубюне». Там Учитель нашел и актера на роль Николая II (Эйдингера), и исполнительницу роли императрицы Александры Федоровны (Луизу Вольфрам), и даже доктора Фишеля (Томаса Остермайера). Любопытно, что Эйдингер первоначально был утвержден на роль доктора Фишеля. Однако во время поездки актера в Санкт-Петербург гримеры примеряли на него разные бороды, и в одном из образов актер удивительным образом оказался похож на императора. Учитель утвердил Эйдингера на роль также с первого дубля. Однако проблемой для актера стал языковой барьер, русского языка он не знал, поэтому пришлось дублировать, так что в фильме император говорит голосом Максима Матвеева.

Ингеборга Дапкунайте:  «Я теряюсь, когда мне говорят, что это не ваше амплуа. Я не знаю, какое у меня амблуа. Роль мне очень понравилась» Ингеборга Дапкунайте: «Я теряюсь, когда мне говорят: „Это не ваше амплуа“. Я не знаю, какое у меня амплуа. Роль мне очень понравилась» Фото: Елена Колебакина-Усманова

В фильме Николай II предстает влюбленным, порой нерешительным и моментами очень наивным молодым человеком. Порой журналисты, смотревшие вчера фильм, даже хихикали над его поступками. Но есть ли в этом что-то оскорбительное? Вряд ли. Как и в том, какой показана пока еще будущая императрица Александра Федоровна — плохо говорящая по-русски, увлекающаяся мистикой, иногда, по выражению матери будущего императора Марии Федоровны (сыграла Ингеборга Дапкунайте), «нелепая в своих безвкусных нарядах». Тем не менее, как только Николай II где-то внутри решает, что «едва не потерял» ее, героиня тут же преображается в настоящую женщину, над которой хихикать уже никто не смеет.

Любопытен также образ императора Александра III, который в картине, наверное, к удивлению многих, воплотил Сергей Гармаш. Образ настоящего богатыря, способного поднять в одиночку едва ли не целый вагон ради жизни своих близких. Сам актер, кстати, тоже сначала воспринял в шутку предложение сыграть императора. Как говорит Учитель, его удивило, как легко на роль согласилась Дапкунайте, которая, как утверждают многие, сыграла несвойственную ей «возрастную» роль. «Я теряюсь, когда мне говорят: „Это не ваше амплуа“. Я не знаю, какое у меня амплуа. Роль мне очень понравилась», — сказала вчера актриса. Учитель отметил, что она настолько вжилась в роль, что даже пришлось менять слова в сценарии: «И вдруг Ингеборга говорит: „Так императрица не могла говорить“. Я растерялся. Она настолько замечательно чувствовала, она была права. Поэтому мы меняли какие-то слова. Она пропускала через себя и чувствовала, как именно говорит императрица».

В прокат по всей стране «Матильда» выйдет уже завтра, 26 октября В прокат по всей стране «Матильда» выйдет уже завтра, 26 октября Фото: Елена Колебакина-Усманова

«ЭТО ПОБЕДА НЕ ФИЛЬМА «МАТИЛЬДА» И НЕ АЛЕКСЕЯ УЧИТЕЛЯ, ЭТО ПОБЕДА ВСЕХ ЗДРАВЫХ ЛЮДЕЙ»

Вчерашняя премьера в Москве все-таки была уже не первой. Днем ранее Учитель презентовал «Матильду» в Санкт-Петербурге в Мариинском театре. «Для меня это было важно — сделать первый показ именно в Мариинском театре, — подчеркнул он. — По многим причинам. Потому что героиня нашего фильма танцевала на этой сцене, очень многие съемки прошли в этом театре, потому что партнером по этому фильму был Мариинский театр, и последнее — вся музыка, которая звучит в фильме, записана Мариинским оркестром под управлением Валерия Гергиева».

Так что ни молитвенные стояния, ни отдельные выступления православных активистов не помешали премьере фильма. «Это победа не фильма „Матильда“ и не Алексея Учителя, это победа всех здравых людей, которых в этой стране подавляющее большинство, я в этом уверен», — сделал вывод Учитель. Тем не менее кинотеатры все же пообещали повысить меры безопасности на сеансах. «Есть некоторое увеличение мер безопасности, но это связано с первым уик-эндом, потом будем смотреть и реагировать на местах, по ходу проката», — рассказал гендиректор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. По его словам, «Матильда» еще до премьеры пользуется спросом у зрителей, интерес к фильму сравним с интересом к отечественным и даже зарубежным блокбастерам. Как утверждает Рязанцев, предпродажа билетов превысила показатели картины «Гоголь. Начало» в полтора раза, а «Салют-7» — в два раза. Он полагает, что сборы фильма могут составить от 180 до 400 млн рублей.

В прокат по всей стране «Матильда» выйдет завтра. А Учитель тем временем работает над четырехсерийной версией этого фильма. «Как ни парадоксально для меня, на Западе огромный интерес именно к четырехсерийной версии, — рассказал он. — Поэтому надеюсь, что это посмотрят и в других странах».