Газопровод «Северный поток — 2» может полностью попасть под регулирование европейского энергетического законодательства (Третий энергопакет), что лишит «Газпром» доходов от прокачки газа. Об этом пишут «Ведомости».

В частности, в юридическом заключении о регулировании морской части «Северного потока — 2», которое подготовила Польша, говорится, что территориальные воды стран, через которые пройдет труба, являются внутренней частью территории ЕС (газопровод пройдет через воды Дании и Германии, еще одна часть будет проложена в исключительной экономической зоне Финляндии и Швеции). При этом выдача разрешения на строительство трубы накладывает на страну «обязательства по применению всех соответствующих норм законодательства ЕС».

Кроме того, в документе указано, что прецедентное право ЕС дает еврокомиссии основания для экстерриториального распространения норм Третьего энергопакета на весь газопровод целиком, включая его российские подводный и даже наземный участки.

Распространение этих норм на «Северный поток — 2» противоречит интересам «Газпрома», а передача трубы независимому оператору как минимум лишит компанию доходов от прокачки газа, сказал изданию партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Независимая УК будет обязана выставлять мощности по прокачке на аукцион, и «Газпром» не сможет их выкупить более половины из них без отдельного решения еврокомиссии. По его мнению, простаивающая половина мощностей газопровода может подтолкнуть правительство РФ к полной либерализации экспорта газа. «И это самая большая угроза для „Газпрома“, монополия которого на экспорт трубопроводного газа пока защищена законом», — считает Крутихин.

Как отмечает издание, топ-менеджеры «Газпрома» неоднократно говорили об отсутствии оснований требовать распространения действия Третьего энергопакета на морскую часть «Северного потока — 2». Юристы считают, что вопрос о том, попадет ли газопровод под европейское законодательство, будет решаться в суде.

Третий энергопакет был принят в 2009 году: его ключевые требования в отношении газотранспортной инфраструктуры включают разделение функций поставщика и транзитера газа, а также обеспечение доступа к трубе третьих сторон.