ИНФОРМАЦИЯ + ВООБРАЖЕНИЕ = СЫРЬЕ

— Андрей Васильевич, нейронные сети известны полвека. Почему все заговорили о них лишь сравнительно недавно?

— Долгое время проводились исключительно фундаментальные исследования, которые базировались на гипотезах в области построения искусственных нейронных и дальше компьютерных сетей. И лишь в 1971 году Леон Чуа сумел весьма оригинально перенести в сугубо прикладную теорию электросхем идею о красоте математических симметрий. Он выявил четкую математическую симметрию в основе всех электросхем.

Подтверждением того, что реализация электронного варианта мозга стала возможна только в наши дни, являются современные технологии с возможностью создания мемристора или нового нейрочипа. Принцип работы последнего похож на особенности функционирования головного мозга. Основой этого нейрочипа стал абсолютно новый тип мемристоров (пассивный элемент в микроэлектронике, способный изменять свое сопротивление в зависимости от протекавшего через него заряда), внутри которого создана нейронная сеть. Такие чипы могут стать «сердцем» компьютеров новой архитектуры, идеально подходящих для создания систем искусственного интеллекта различного уровня. Технологии таких мемристоров предполагают не только хранение информации подобно ячейкам обычной памяти, но и обработку, что делает их похожими на человеческие нейроны в большей степени, чем любой другой электронный компонент.

— Что давали обществу прошлые волны автоматизации?

— Новые технологии стали в огромных количествах возникать во второй половине XX века на пересечении научных дисциплин, которых совсем недавно просто не существовало. Появился сам термин — «наукоемкие отрасли». По сути, это было начало первых волн автоматизации, направленных на вовлечение прикладных дисциплин в промышленное производство.

Компьютерные технологии, электроника, генная инженерия, космические технологии, тонкая нефтехимия стали расти нереальными для технологий первой волны темпами. Это уже была вторая волна автоматизации в эпоху промышленных НТР.

Сейчас реальное противоборство между третьей волной автоматизации и второй идет по следующей линии: либо мы будем управлять технологиями, либо они будут управлять нами. Причем «мы» здесь означает широкую общественность, а не узкую элиту из ученых, финансистов и политиков. Новых технологий появляется так много, что человечество впервые может и должно научиться выбирать для внедрения только те инновации, которые имеют наиболее позитивный социальный и экологический эффект. Третья волна принесла с собой новую инфосферу. Наступила эра демассифицированных средств информации, которая окажет глубокое воздействие на то, как формируется наше представление об окружающем мире. Технологическая база третьей волны также будет широко диверсифицирована: от биологии, генетики, электроники, материаловедения до освоения космоса и глубин океана. Главным сырьем новой экономики станут информация и воображение.

«ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ ОБУЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»

— Представители каких профессий могут опасаться того, что их заменят роботы?

— Это прежде всего люди, занятые в рутинных, повторяющихся работах, которые задействуют базовые навыки для выполнения простых операций, — офисные клерки, люди, представляющие услуги «Сервис Деска», кассиры, страховщики и другие.

— Что делать сейчас, если до пенсии далеко, а профессия — в группе риска?

— Ответ прост: прежде всего нужно быть уверенным в себе и не бояться обучаться новым навыкам, потому что для этого не существует такого понятия, как возраст. Ограничение — лишь в нежелании быстро перестроиться в приобретении новых навыков и знаний. Кто будет к этому готов, тот сможет встроиться и в современные реалии нашей жизни.

— Если искусственный разум научится «плохому» (при обучении попадется неправильный пример), его можно «перевоспитать»?

— Искусственный разум прежде всего обучается человеком. Он лишен эмоциональной человеческой составляющей, любой пример можно интерпретировать ему с позиции релевантных значений и собственно внести корректировки в его поведенческую модель, а также в модель принятия решений.

— Как вы считаете, сколько времени осталось до того, как люди доверят искусственному интеллекту на нейронных сетях управление государством?

— Мы еще не прошли важные вехи в развитии указанных выше технологий и, в частности, создания мемристоров нового поколения, чтобы делать прогнозы по закату третьей волны автоматизации. Осталось лишь еще раз вспомнить слова Леона Чуа о том, что «пора переписывать учебники», и обратить внимание на забавную вещь. Спору нет, что наука за последние шесть-семь лет узнала массу нового и важного как про мемристоры, так и про устройство компьютерных схем, работающих на уровне молекулярной структуры материалов. Но вот пришло ли уже время переписывать учебники — это пока сейчас все еще большой вопрос. Потому что «настоящий» мемристор пока что в природе так и не найден, а тайна работы сознания в мозге все еще наукой не постигнута. И не исключено, что между этими ускользающими вещами имеется самая непосредственная связь.

16+