Школьное образование во всем мире переживает кризис: несмотря на то что дети проводят много времени в школе, многие так и не овладевают необходимыми навыками. Об этом говорится в докладе Всемирного банка под названием «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать», с которым ознакомились «Ведомости».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Так, в развивающихся странах среднее время обучения выросло более чем в три раза, однако часто дети находятся в школе, но не учатся, сообщается в докладе. Многие, например, даже не могут прочесть рекомендации врача или посчитать сдачу. В это же время в странах с высоким доходом почти все дети, окончившие начальную школу, могут выполнить простые расчеты с целыми числами, объяснить столбичную диаграмму.

По оценке Всемирного банка, 25% лучших учеников из стран со средним доходом (в их числе и Россия) оказались бы среди 25% отстающих в странах с высоким доходом. Так, в России 15% школьников, судя по результатам ЕГЭ, не овладевают базовыми знаниями и навыками (четыре года назад таких было 25%). Как результат — низкое качество рабочей силы, при этом проблема даже не в недостатке сотрудников с образованием, а в недостатке работников, способных к обучению.

В числе проблем в некоторых странах — невозможность попасть в школу в силу бедности, этнической принадлежности или военно-политического конфликта и нехватка мотивации у учителей. Кроме того, под вопросом оказывается реализация «эталонной» модели школы, которой считается финская. Финляндия сейчас сделала ставку на автономию учителей, но, если дать такую автономию плохо образованным и немотивированным учителям, ситуация может ухудшиться, пишет Всемирный банк.

Для решения проблем предлагается развивать национальные и международные системы оценки результатов школьников, подготовки детей к школе, навыков учителей и качества менеджмента школ, кроме этого, готовить детей к школе еще с рождения (помогать матерям с питанием и развивать систему детсадов) и облегчить финансовую нагрузку на родителей школьников. Также необходимо повысить качество подготовки учителей и контролировать использование ресурсов, выделяемых на образование.

Отметим, что на необходимость реформы образования в России указал глава ЦСР Алексей Кудрин в стратегии развития России до 2024 года. В частности, в качестве одной из ключевых мер он предложил перераспределить расходы государственного бюджета в пользу образования. При этом для обеспечения в России экономического роста реформировать систему образования нужно на всех этапах, говорил Кудрин. Для этого он предложил ввести обязательную подготовительную школу для детей 5−6 лет, профильное образование старшеклассников, создать не менее 300 колледжей высоких технологий и не менее 600 многопрофильных колледжей.