Грядущий сезон готовит зрителям еще больше приятных сюрпризов

«В ТЕАТРЕ КАМАЛА НАМЕТИЛАСЬ ЛЮБОПЫТНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ...»

В последние годы в театре Камала наметилась одна любопытная тенденция – не только каждый новый сезон оказывается богат на премьеры и проекты, но и в межсезонье происходят важные как для самого театра, так и для российского театрального процесса события.

В августе театр впервые в своей истории побывал на гастролях в Тыве, где на сцене Тувинского национального театра им. Кок-оола сыграл два спектакля: «Свет моих очей» Туфана Миннуллина и «Банкрот» Галиаскара Камала. Гастроли проходили в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Актер Рамиль Вазиев принял участие в проекте фонда «Живой город» «Свияжск АРТель», где в компании ведущего актера Воронежского камерного театра Камлия Тукаева  и актеров театров Казани сыграл в эскизе Михаила Бычкова «Палата №6».

25 августа по традиции состоялся выезд на родину выдающегося драматурга и общественного деятеля Туфана Миннуллина — в деревню Большое Мереткозино Камско-Устьинского района. Молодые актеры труппы представили землякам драматурга спектакль по произведениям Хасана Туфана и Туфана Миннуллина «Все плывут и плывут облака» молодого режиссера Айдара Заббарова.

Весомый вклад камаловцев  в сокровищницу отечественной театральной культуры в текущем году был отмечен премией им. Федора Волкова от правительства России. 14 сентября на открытии Волковского фестиваля со сцены первого русского театра в Ярославле она была в торжественной обстановке вручена директору театра им. Камала Ильфиру Якупову, а буквально недавно на продолжающемся фестивале был сыгран спектакль «Банкрот» Камала. Так произошла встреча двух первых театров русского и татарского народов.

В октябре-ноябре новые пьесы молодых татарских драматургов будут представлены общественности в форме читок и эскизов

14 сентября в Уфе подводили итоги VI международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык». Гран-при фестиваля получил спектакль Башкирского государственного академического театра драмы им. Гафури «Антигона» в постановке Фарида Бикчантаева, а спектакль «Дон Жуан» театра Камала получил приз за лучшую режиссуру. Церемония проходила в Башдраме, а на сцене Академического русского театра Башкортостана в тот же вечер торжественно открывались гастроли новоиспеченного лауреата Волковской премии, по традиции — нестареющей «Голубой шалью». Гастроли успешно завершились 19 сентября последней по времени премьерой театра — спектаклем в форме ток-шоу «Мой белый калфак».

В этом году был видоизменен формат конкурса «Новая татарская пьеса». Отныне это лаборатория-конкурс молодых авторов, которые с июня не покладая рук трудятся над созданием новых текстов для сцены под присмотром кураторов — ведущих российских драматургов и деятелей татарского театра. В октябре-ноябре новые пьесы молодых татарских драматургов будут представлены общественности в форме читок и эскизов.

Повторюсь, речь идет только о событиях межсезонья. Грядущий сезон готовит зрителям еще больше приятных сюрпризов.

Первой премьерой нового сезона станет одноактная драма Сюмбель Гаффаровой «Пришлый» в постановке главного режиссера театра Фарида Бикчантаева на Малой сцене Первой премьерой нового сезона станет одноактная драма Сюмбель Гаффаровой «Пришлый» в постановке главного режиссера театра Фарида Бикчантаева на Малой сцене

«ГЕРОЙ СПЕКТАКЛЯ «ПРИШЛЫЙ» ВОЛЕЮ СУДЬБЫ ОКАЗАЛСЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ В КАНАДЕ»

Театр откроет новый сезон 6 октября традиционной «Голубой шалью», а в следующие два дня будет сыгран «Мой белый калфак» Ильдара Юзеева. Надо сказать, что премьерный потенциал спектакля должен раскрыться во всю мощь в новом сезоне. Пока еще не собрана вся пресса, еще не завоевана публика, спектакль не получил достойной его общественной и профессиональной оценки. Так часто бывает с премьерами, выходящими под конец сезона. Они добирают свое наряду с новыми постановками. Надеюсь, что так получится и в этот раз, ведь спектакль поднимает важные темы сегодняшнего дня: что есть истинный и наносной патриотизм, куда движется наше общество, что лучше — свобода на чужбине или нищета и прозябание на родине. Действие происходит 30 лет назад, но, похоже, на некоторые вопросы мы не в состоянии однозначно ответить даже сегодня, а события современности актуализируют текст эпохи перестройки и гласности.

Пьеса создана в рамках совместного норвежско-китайско-российского проекта, посвященного теме вынужденного переселения и миграции людей и народов Пьеса создана в рамках совместного норвежско-китайско-российского проекта, посвященного теме вынужденного переселения и миграции людей и народов

Первой премьерой нового сезона станет одноактная драма Сюмбель Гаффаровой «Пришлый» в постановке главного режиссера театра Бикчантаева на Малой сцене. Пьеса создана в рамках совместного норвежско-китайско-российского проекта, посвященного теме вынужденного переселения и миграции людей и народов. Отрадно, что Россию в данном проекте представляет наша соотечественница.

После падения железного занавеса и распада СССР народы бывших автономных республик стали обращаться к белым страницам своей истории. Одной из таких печальных тем для татар, второго по численности народа России, стала судьба военнопленных солдат и офицеров, отказавшихся перейти на сторону фашистской Германии и прошедших все тяготы гитлеровских концлагерей, а после краха третьего рейха ставших узниками сталинского ГУЛАГа. Те из них, кому посчастливилось вернуться домой в 50-е годы, лишь недавно получили статус участников Второй мировой войны. Но были среди них и такие, кто, предчувствуя новый арест, не вернулись на родину. Их разметало по всему свету...

Вернется ли герой на родину, встретится ли с первой любовью, посетит ли могилу матери? Вернется ли герой на родину, встретится ли с первой любовью, посетит ли могилу матери?

Герой спектакля «Пришлый», Накип, волею судьбы оказался после войны в Канаде и начал жизнь с чистого листа. В небольшом городке канадской глубинки он устроил некое подобие татарской деревни, стал выращивать картофель, а вместо Хеллоуина справлять татарский Сабантуй. Даже жену он на татарский манер называет «Жаным» (Душа моя), а не Джоанной. Но вот сосед Самуэль, такой же, как и он, «пришлый», только с шотландскими корнями, приносит весть, что отныне всем бывшим советским подданным разрешено вернуться в СССР, им больше ничего не грозит.

Вернется ли герой на родину, встретится ли с первой любовью, посетит ли могилу матери? 14 октября зритель узнает все ответы...

День рождения Марселя Салимжанова тало традицией отмечать этот день знаковой премьерой. «Миркай и Айсылу» Н.Исанбета – именно такое День рождения Марселя Салимжанова стало традицией отмечать этот день знаковой премьерой. «Миркай и Айсылу» Н. Исанбета — именно такое, символическое для театра произведение

«НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ЗАЙНИЕВА — ЭТО ТРАГЕДИЯ МОЛОДОСТИ, ОБРЕЧЕННОЙ В МИРЕ ЗЛОБЫ И ДУХОВНОЙ ПУСТОТЫ»

7 ноября для театра Камала — особенная дата. День рождения великого реформатора татарской сцены Марселя Салимжанова. С 2002 года по инициативе Бикчантаева стало традицией отмечать этот день знаковой премьерой. «Миркай и Айсылу» Н.Исанбета — именно такое, символическое для театра произведение. Кроме истории о несчастных возлюбленных, чьи трепетные чувства «отцы деревни» объявили причиной грядущей засухи и жестоко покарали, у этой пьесы есть еще один сюжет — театральный. Первая постановка Гумера Исмагилова в содружестве с художником Сперанским в 1936 году стала этапной вехой в жизни театра. Но начавшиеся вскоре репрессии заставили молодого перспективного режиссера покинуть Казань. В каком-то смысле это печальное событие притормозило бурный рост театра, несколько следующих десятилетий прошли под знаком бытового жизнеподобия. Впрочем, проблема режиссерского формотворчества так или иначе коснулась в те годы всех театров страны.

Следующее обращение к пьесе состоялось через 30 лет. Спектакль ставил недавно назначенный главным режиссером молодой Салимжанов. По сути, с «Миркай и Айсылу» определились принципы воплощения национальной классики, стал формироваться художественный стиль и началась триумфальная карьера режиссера. Спустя полвека за эту пьесу взялся наш современник, молодой режиссер Ильгиз Зайниев, прочтя ее средствами поэтического театра, где нет места бытовой и исторической конкретике, но на наших глазах возникает иллюзорный, призрачный мир, полный тайн, образов, метафор. Велика заслуга в этом художника, Булата Ибрагимова, которого после премьеры бойкие журналистские перья наверняка запишут в «татарские Бобы Уилсоны». Спектакль Зайниева — это трагедия молодости, обреченной в мире злобы и духовной пустоты. В постановке занята бóльшая часть труппы, а главные роли поручены кумирам татарской молодежи Эмилю Талипову и Ляйсан Файзуллиной.

 постановке занята большая часть труппы, а главные роли поручены кумирам татарской молодежи Эмилю Талипову и Ляйсан Файзуллиной В постановке занята бóльшая часть труппы, а главные роли поручены кумирам татарской молодежи Эмилю Талипову и Ляйсан Файзуллиной

Бикчантаев сейчас напряженно работает над спектаклем по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова «Взлетел петух на плетень». В следующем году мировая общественность отметит 90-летие со дня рождения выдающегося татарского писателя, но этот спектакль не «датский». Постановщик давно хотел воплотить на сцене прозу одного из своих любимых татарских авторов. Это совпадение, но совпадение знаковое. Сегодня еще рано говорить о художественных параметрах будущего спектакля: репетиционный процесс в разгаре, продолжается работа над инсценировкой, а режиссер пробует новый для себя этюдный метод. Раскроем лишь одну тайну: в одной из главных ролей занят вернувшийся в театр после долгих лет творческого поиска Рамиль Тухватуллин.  Премьера назначена на 1 декабря.

Восходящая звезда отечественной режиссуры Заббаров — это  не ради красного словца — свой спектакль в театре Камала ставит между постановками в «Современнике» и «Ленсовета». Он выбрал для защиты диплома произведения Гаяза Исхаки, над которыми работал еще в казанские студенческие годы. Премьера спектакля «И это жизнь?» состоится в апреле следующего года.

В феврале Бикчантаев возобновит-переставит хит начала 2000-х — комедию Зульфата Хакима «Вызывали?». А если все сложится удачно, то на Малой сцене немецкий режиссер Андреас Мерц возьмется за «Мамашу Кураж» Брехта.

P. S. 8 октября в театре Камала стартует проект «Школа театрального блоггера», о котором недавно писал «БИЗНЕС Online». С 9 по 14 декабря театр Камала в очередной раз проведет фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло». С прошлого года «Ремесло» видоизменил формат: теперь это не только демонстрация работ молодых режиссеров Казани и окрестностей, но и учеба. Педагогами «Ремесла» станут не нуждающийся в представлении Олег Лоевский, худрук Небольшого драматического театра, лауреат «Золотой маски» Лев Эренбург, сценограф, педагог Школы-студии МХАТ, лауреат «Золотой маски» Виктор Шилькрот, художник-инсталлятор Наталья Наумова. А в фестивальной афише казанский зритель обнаружит много новых режиссерских имен. В конце мая состоится V международный театрально-образовательный форум тюркских народов «Науруз». Точные сроки сейчас уточняются — необходимо «развести» форум и мероприятия ЧМ-2018. По традиции форум соберет ведущих театральных педагогов России и мира, а посвящен он будет тексту — «Спектакль, как текст. Музыка, как текст спектакля. Текст художника — образ спектакля».