Второй день международного форума Kazan Legal 2017 ознаменовался обсуждением российской правовой среды

РОССИЙСКАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА: НА ПУТИ ОТ ФЕМИДЫ К ЮСТИЦИИ

Перед тем как войти в конференц-зал ГРК «Корстон», участники форма проходили по коридору из девушек в белых туниках и с золотыми оливковыми венками на головах, которые, видимо, олицетворяли древнегреческую богиню правосудия Фемиду. Об этом говорило отсутствие повязки на глазах у каждой из девушек — отличительного атрибута, символизирующего равенство и беспристрастность древнеримского аналога Фемиды — Юстиции. В отличие от Юстиции, Фемида у древних греков вершила суд с открытыми глазами. Судя по последующим выступлениям участников форума, которые жаловались на предвзятость российской судебной системы, те, кто отвечал за антураж Kazan Legal 2017, сами того не зная, попали в точку.

В начале пленарного заседания его модератор Дмитрий Афанасьев — соучредитель адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» — сообщил, что в форуме принимают участие более 600 юристов из 30 стран мира, которые представляют компании, суммарная годовая выручка которых оценивается в $430 миллиардов. Афанасьев назвал юристов «косвенными проводниками инвестиций», прямо призвав собравшихся способствовать приходу своих компаний в Татарстан — в регион-лидер по инвестиционному климату в России. При этом он сравнил право с кровеносной системой экономики страны, хотя обычно так говорят о финансах. Ничего удивительного: каждый кулик свое болото хвалит.

Затем он передал слово для приветствия президенту РТ Рустаму Минниханову, который также использовал его для презентации инвестиционного капитала республики, рассказав об успехах ОЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер», «Химграда», Инополиса и кластера «Иннокам». По теме форума Минниханов отметил, что в республике при законотворчестве стремятся найти баланс интересов государства и бизнеса, в том числе стараются снизить административные барьеры и повысить эффективность инвестиции.


«НАШИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, КОГДА ДЕЛАЮТ БИЗНЕС В РОССИИ, ПОДЧИНЯЮТ СВОИ СДЕЛКИ ИНОСТРАННОМУ ПРАВУ»

После завершения приветственных речей слово для доклада опять взял Афанасьев, который обнародовал данные исследования, проведенного его компанией среди порядка 400 своих клиентов в 2012 и в 2017 годах. «Уникальная для России проблема в том, что наши предприниматели, когда делают бизнес в России, подчиняют свои сделки иностранному праву», — признал модератор. Тем не менее есть успехи в этом вопросе: в 2012 году лишь 10% значимых сделок подчинялись российскому праву, в этом году — 34%.  Эти изменения, по его словам, были запущены после начала реформы гражданского законодательства, когда было решено «взять и вырезать ножницами ненужные императивы из нашего права».

Что же мешает предпринимателю вести свою правовую деятельность на территории России? Здесь, к слову, есть позитивные моменты в области удобства российского законодательства при ведении бизнеса: если раньше неудобным местные законы считали 67% опрошенных, то теперь таких компаний стало значительно меньше — 26%. Начал радовать коммерсантов и налоговый режим: 48% в 2012 году против 20% в 2017 году. Однако предпочтение в сторону иностранных судов не уменьшилось, а даже увеличилось с 62% до 70%. «Мы наблюдаем дефицит доверия со стороны предпринимательского сообщества к судебной системе», — не переставал давить на больные места Афанасьев.

Как считают представители бизнеса, чтобы повысить популярность российского права, нужно повысить прозрачность российской системы — так ответили 78% опрошенных, а также продолжить модернизацию гражданского кодекса — 60%. Как заметил сам Афанасьев, есть проблемы и в доступности судебной системы. Так, предпринимателям из Дальнего Востока, чтобы отстоять свои права, нужно проехать 10 тыс. км: сначала посетить первую инстанцию Якутска, затем отправиться во Владивосток и, в конце концов, закончить в Хабаровске. «Может быть, создать специальный инвестиционный суд, хотя бы для резидентов особых экономических зон, резидентов опережающего развития? Для того чтобы не проходить четыре инстанции, а чтобы была одна, и дальше — Верховный суд», — предложил эксперт. Забегая вперед, скажем, что другие участники дискуссии поддержали Афанасьева в этом вопросе. А сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, общаясь с корреспондентом «БИЗНЕС Online», заметил, что Татарстан, как хозяин самой прибыльной экономической зоны России, тоже должен  к этому стремиться.

Дмитрий Афанасьев Дмитрий Афанасьев назвал закон о контролируемых иностранных компаниях — речь идет о знаменитом проекте «деофшоризации» — еще одним примером того, как мы рубим сук, на котором сидим

Но вернемся к выступлению Афанасьева. Он назвал закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) — речь идет о знаменитом проекте «деофшоризации» — еще одним примером того, как мы рубим сук, на котором сидим. «Люди становятся налоговыми резидентами за границей в основном из-за того, что был весьма непродуманно принят закон о КИК. Как итог, около 40 процентов бенефициаров КИК отказались от статуса российского налогового резидента, 24 процента передали свои активы в безотзывной траст, созданный в пользу супруга и 20 процентов воспользовались безналоговой ликвидацией КИК», — констатировал он.

Подытожив результаты исследования, Афанасьев обозначил главные направления, на которые нужно обратить внимание, — это либерализация уголовного законодательства, доработка законодательства о КИК, совершенствование судебной системы и удаление неработающих императивов из Гражданского кодекса.

Игорь Артемьев Игорь Артемьев отметил, что в области антимонопольного регулирования Россия входит в число 20 лучших юрисдикций мира

ГЛАВНЫЙ АНТИМОНОПОЛЬЩИК ЖДЕТ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

Руководитель федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев отметил, что в области антимонопольного регулирования Россия входит в число 20 лучших юрисдикций мира. «Попытки использования очевидных преимуществ российской экономики, таких как цены на нефть или высокий уровень образования, во многом уже оказались исчерпанными. А вот такой фундаментальный вариант использования и развития в какой-то мере даже насаждения конкуренции всегда приводит к повышению производительности труда и инновациям. Этот способ в России еще недоиспользован», — считает Артемьев. По его словам, в условиях санкций в России активизируется самосознание. «Мы обычно дремлем и нас будить не надо. Но нас разбудили, разбудили активно и продолжают трясти. А мы в таких условиях прекрасно чувствуем себя. В условиях стресса мы работаем с удовольствием и, я бы сказал, радостно, с хорошим настроением. И сейчас наступает то время, когда механизмы развития конкуренции могут привести к российскому экономическому чуду. А вот чтобы это правильно происходило, должны следить юристы и адвокаты», — с оптимизмом заявил Артемьев и добавил, что Россия должна поблагодарить те страны, которые сейчас оказывают на нас давление.

Выступивший следом бизнес-омбудсмен Борис Титов был не так оптимистично настроен. Он назвал взаимодействие бизнеса и власти «полем битвы». Он привел статистику, согласно которой только в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ поступило 41,5 тыс. обращений. Больше всего бизнес волнует уголовные преследования — 23,3% от числа всех обращений. Эти вопросы самые сложные, и решаются они тяжелее, чем вопросы, связанные с административными проблемами.

Борис Титов Борис Титов привел статистику, согласно которой только в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ поступило 41,5 тыс. обращений

По словам Титова, чтобы снизить риски ведения бизнеса, необходимо решить три ключевые проблемы: отсутствие доверия к судебной системе, необходимость кардинального снижения административных барьеров и регулирования со стороны государства, а также провести реформу уголовного законодательства.

«Согласно социологическим опросам, суду доверяют меньшинство предпринимателей, а абсолютное большинство считает невозможным выиграть судебные споры у государства. В концепции роста „Столыпинского клуба“, которая рассматривается сейчас в правительстве, мы предлагаем конкретные меры по повышению независимости судей и порядку их назначения. Мы считаем, что сложившуюся замкнутую судебную корпорацию надо разбавить тысячами выходцев из прокуратуры и адвокатуры. При этом надо повышать ответственность судей за заведомо противоправные решения», — рассказал Титов, выразив надежду, что к этим предложениям прислушаются.

Андрей Назаров (слева) Андрей Назаров (слева) выступил с конкретными предложениями для Татарстана, как повысить его конкурентоспособность по сравнению с другими российскими регионами, которые наступают ему на пятки

КАК ПРЕВРАТИТЬ ТАТАРСТАН В ЛОНДОН

Сопредседатель «Деловой России» и по совместительству общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей от незаконного уголовного преследования Назаров сразу же взял быка за рога и выступил с конкретными предложениями для Татарстана, как повысить его конкурентоспособность по сравнению с другими российскими регионами, которые наступают ему на пятки. «Мы предлагаем сделать апгрейд инвестклимата Татарстана. Например, создать в республике филиал созданного в 2011 году по поручению Путина центра общественных процедур, уже работающего в 44 регионах России, но не в Татарстане. Такие общественные институты очень нужны для того, чтобы объективно оценивать, что происходит, и защищать права предпринимателей, помогая бизнес-омбудсмену Татарстана. Далее — горячая линия. Когда у бизнесмена появляется проблема, у него должна быть прямая связь с властями, для того чтобы обозначить, где у него с государством или правоохранителями есть нерешаемые проблемы. Это не судебная система, это другое. Должен быть ежегодный доклад татарстанского бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова президенту РТ Рустаму Минниханову о том, что происходит по реализации программы развития малого и среднего бизнеса, какие пункты реализованы, на что обратить внимание. Далее необходимо создать комиссию, которая мониторила бы обоснованность проверок. Разрешение споров между частными компаниями на базе третейских судов, совершенствование системы государственных судов, например создать судебную коллегию по рассмотрению споров между резидентами особых экономических зон», — говорил он.

Когда Назаров стал перечислять свои предложения, было заметно, как сидящая рядом глава агентства по инвестиционному развитию (АИР) РТ Талия Минуллина повернулась к нему и внимательно стала слушать, а затем устремила взор на Минниханова, пытаясь уловить его реакцию. Сам глава республики слушал не поворачивая головы и без эмоций на лице. Однако позже он заявил, что бо́льшая часть предложений так или иначе в Татарстане уже реализована.

Завершая свою речь, Назаров высказал надежду, что Татарстан станет для России таким же лидером в области экономики и законодателем юридической моды, как Лондон для Великобритании и для мира.

Талия Миннулина Талия Минуллина

«НАШИ ДОВЕРИТЕЛИ ДОВЕРЯЮТ НАМ САМОЕ СВЯТОЕ — СВОИ СЕМЬИ, СВОИ БИЗНЕСЫ, СВОИ ПРОБЛЕМЫ»

Ближе к концу пленарного заседания Афанасьев попросил поделиться Минниханова секретом успеха. «Как вам удалось привлечь столько инвестиций и развить бизнес в условиях экономической нестабильности?» — спросил он у главы республики. «Мы только в начале пути, успокаиваться не нужно, — скромно начал сразу президент. — Хоть и по сравнению с другими регионами мы выглядим более благополучно, я считаю, что нам еще надо много работать. И коллега (Андрей Назаров — прим. ред.) приехал — дал нам несколько советов. Мы изучили очень много опыта в других регионах и за пределами [страны]. Приглашаем экспертов. Очень большая работа проведена в законотворчестве. И, на самом деле, за это время и наше законодательство, и российское серьезно меняются. Процессы, которые идут, позволяют много сделать для того, чтобы привлечь инвестора», — рассказал Минниханов.

Впрочем, все секреты Татарстана в инвестиционной привлекательности, по мнению президента РТ, достаточно просты. Персональная работа с инвесторами: «Я стараюсь со всеми крупными инвесторами встречаться, закладку камня открыть, если какие-то крупные проблемы встречаются, поручиться, чтобы снять эти вопросы. Только такая работа — персонифицированная». Постоянные контакты и деловые поездки заграницу: «Ездим много, представляем республику. Даже спортивные мероприятия, которые мы провели, — это возможность показать и заявить о республике. Ведь по большому счету о России очень плохо знают за границей. Когда они приезжают, они убеждаются, что наша страна лучше, люди лучше, еда получше».

Но все это еще только начало, замечал Минниханов, и многое предстоит изменить в стране: «Доступность финансов очень сложная, деньги дорогие. Процедуры... Люди не умеют оформлять документы! Они пишут на трех страницах бизнес-план, приходят, и никто, конечно, им кредит не выдает. Их надо учить». В завершение своего спича президент РТ дал напутственный совет: «Но самое главное — найти правильных людей, под правильных людей уже и деньги можно найти, и все остальное». 

Подводя итоги пленарного заседания во время пресс-подхода, Афанасьев отметил уникальность юридического форума. «Иногда наши предприниматели стесняются назвать те или иные проблемы, потому для этого нужно как минимум представиться. Мы же адвокаты. У нас адвокатская тайна. Наши доверители доверяют нам самое святое — свои семьи, свои бизнесы, свои проблемы. И мы в этом смысле можем обобщенно и анонимно говорить о том, что есть на самом деле. Но хорошая новость в том, что государство заинтересовано это слышать, мы не об стенку горохом бьемся», — порадовал собравшихся журналистов юрист. И в подтверждение этого привел слова Дмитрия Медведева в приветственном слове к участникам форума о том, что он ожидает по результатам мероприятия конкретные предложения. «Так что юристы могут рассчитывать на то, что правительство страны будет к ним прислушиваться», — выразил надежду Афанасьев.