Дина Фаридовна Лаврикова

- Прорабатывать возможности поставок нашей продукции в Китай мы начали в конце 2016 года. Для нас этот регион был неосвоенной целиной и ранее не рассматривался. Во-первых, это самое дальнее направление, во-вторых,  достаточно сложное для понимания в части менталитета китайского народа. И, надо сказать, именно этот аспект в большей степени отпугивал и настораживал. Но, поскольку политическая конъюнктура способствует, и в последнее время появился взаимный интерес у наших стран, мы решили попробовать.

Для того, чтобы зайти на рынок с серьёзными намерениями, нужно было просчитать все аспекты и фундаментально изучить рынок. В этом деле важно всё, любые мелочи, ведь особенности торговых взаимоотношений в каждой стране свои. Мы наняли менеджера по продажам с отличным знанием иностранного языка. Задача была не из легких, потому что специалист нужен был разбирающийся в специфике продаж в России и способный понять все тонкости ведения бизнеса на территории Китая. Нам было важно не просто изучить рынок, но и понять предпочтения, чтобы сделать правильные акценты: какие продукты выбирает потребитель? Какие ценники на эти продукты? Чем они принципиально отличаются от товаров, представленных у нас? Как продвигается эта продукция?

После этого мы уже стали строить ценовую модель, которая была бы для нас оптимальна. На выстраивание этой модели и понимание особенностей китайской экономики ушло довольно много времени. Но, в итоге, мы просчитали всю схему сотрудничества с нашими китайскими партнерами. От момента отгрузки товара с предприятия, заканчивая доставкой нашим дистрибьюторам в Китай, включая таможенный контроль, услуги перевозки и оформления, продвижение и так далее.

Любопытный нюанс - в Китае очень развита интернет-торговля, порядка 70% товарооборота проходится на интернет-продажи. Практически вся дистрибьютерская система имеет интернет-магазины. Любая дистрибьюторская компания, сформировав штучный подбор товара, с легкостью реализует его через интернет за счет дешевой рабочей силы. Есть масса людей, которые за довольно небольшие деньги готовы заниматься штучной упаковкой, доставкой товара - система работает бесперебойно и довольно успешно. Также немаловажным фактом является дешевая транспортная составляющая. Так называемые логисты на мопедах (а этот вид транспорта доступен в Китае практически каждому) перехватывают заказ и в течении буквально часа доставляют по указанному адресу.

Гипермаркеты у них существуют для удовлетворения сиюминутных потребностей (килограмм яблочек, литр молока и т.д.).  А такого, как у нас, например - раз в неделю съездить в гипермаркет и закупиться на неделю вперед, у них нет. Большинство крупных покупок китайцами совершаются через интернет.

Еще одно замечание по специфике китайского рынка: классические мультинациональные бренды у них пользуются довольно большим спросом и продаются по высоким ценам. Расслоение населения там особенно ярко выражено. Скажем, в городах-миллионниках - Шанхае, Пекине, Гонконге жители при покупке обращают внимание, прежде всего, на качество товара. Импорт у состоятельной части населения в большем почете, нежели продукция местных производителей. И парадокс в том, что нам гораздо выгодней привозить туда товар, чем, например, построить на их территории завод и минуя долгий путь транспортировки и таможенных препонов, производить наш качественный продукт по более выгодной для них цене.  

Почему еще нас раньше отпугивал китайский рынок? Там много недорогой продукции собственного производства, и была велика опасность подделывания наших брендов. Но мы этот момент также просчитали, поэтому уже на этапе изучения рынка мы начали процедуру регистрации наших товарных знаков на территории Китая. Регистрация идет практически всех брендов, представленных в линейке АО «Нэфис Косметикс», так как мы не можем предугадать, что понравится китайским потребителям.

Сейчас у нас заключены два контракта. В августе мы отправили первую пробную партию товара в общей сложности 8, 5 тонн. Мы рассчитываем на достаточно большие объемы поставок, все зависит от покупательского спроса, насколько быстро мы сможем завоевать имя. Наши амбиции, связанные с китайским рынком, будут удовлетворены, если нам удастся выйти на уровень поставок свыше 1000 тонн в месяц. Мы планируем в ближайшее время охватить такие города, как Шанхай, Гуанчжоу и Шеньджень. На стадии переговоров сейчас так же Харбин и Пекин.

Наша продукция также проходит согласование в Ассортиментных комитетах торговых сетей КНР,  это обязательная процедура при входе на китайский рынок. Именно такие комитеты дают первичную оценку качества товара, без этого невозможно продаваться в крупных торговых сетях.

Более того, мы разработали систему продвижения на китайском рынке, где не только отгружаем продукцию нашим дистрибьюторам. Специалисты «Нэфис Косметикс» сейчас находятся там, чтобы помогать партнерам  продвигать российскую бытовую химию в торговых сетях. Наша продукция встанет на одну полку с мультибрендами, в аналогичном ценовом диапазоне.

Предварительные исследования показали, что большую лояльность у китайцев вызвало туалетное кусковое мыло, особенно бренд «Завод  Братьевъ Крестовниковыхъ». Китайцы очень любят пользоваться мылом, у них на каждую часть тела есть отдельный кусок мыла – для тела, для рук и так далее. Есть даже мыло для стирки. Также мы отметили интерес к детской категории бытовой химии, на бренд «Я родился» мы возлагаем большие надежды.

«Нэфис Косметикс» потихоньку прощупывает китайский рынок, можно сказать, что мы первопроходцы. Из российских компаний производящих бытовую химию, в Китае еще никто не представлен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции